Томер Двора — Глава 9

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

642
благословение

Глава 8

Прежде всего, он не должен гордиться тем, чем он обладает; наоборот, следует всегда ощущать себя бедным и представать перед Всевышним как нищий, просящий и умоляющий. И необходимо приучить себя к этому качеству. Даже если он богат, должен представлять себе, что ничто из его имущества ему на самом деле не принадлежит, и что он покинут всеми и постоянно нуждается в милосердии Творца; что у него нет ничего, кроме хлеба, который он съел. И нужно смирить свое сердце и почувствовать себя бедняком. Это удивительное средство, особенно во время молитв.

Обратное же этому описывается в стихе (Дварим, 8:14): «И возвысится твое сердце, и забудешь», ибо внешнее проявление <ущерба, который наносит гордыня> это забывчивость. Царь Давид постоянно руководствовался этим качеством, как сказано (Теилим, 25:16): «Ибо я одинок и беден». Ведь все его домочадцы должны, прежде всего, заботиться сами о себе, что же они <смогут сделать> для него? Даже его жена и дети, чем смогут помочь ему, когда он будет судим перед Творцом и когда отойдет душа его? Разве они проводят его дальше могилы? Что они ему во время судилищ, которые он пройдет от края могилы и далее? Поэтому человек должен принизиться и исправить себя в соответствии с тайным смыслом этого качества.

Книга «Зоар» (гл. «Ваякель», 198б) описывает еще одно важнейшее действие <связанное с атрибутом малхут>. Следует скитаться с места на место во имя Небес. Тем самым следует сделаться колесницей для Шехины, которая находится в изгнании. И надо говорить себе: «Вот, я попал в изгнание, но взял с собой необходимые мне вещи. А что делать Высшей Славе? Шехина (Б-жественное присутствие) в изгнании без необходимых ей вещей, ибо в результате изгнания эти вещи были утеряны!» И из-за этого следует брать с собой наименьшее возможное количество вещей, как сказано (Ирмияу, 46:19): «Готовь себе вещи, необходимые для изгнания». Находясь в изгнании, следует смирить свое сердце и привязаться к Торе, и тогда Шехина будет с ним. И следует устроить себе изгнание, и всегда уходить из дома отдохновения своего, как уходили раби Шимон и его товарищи, чтобы заниматься Торой. А о том, кто будет влачить ноги свои из одного места в другое без коня и без телеги, сказано (Теилим, 146:5): «надежда его – на Г-спода, Б-га его» [שִׂבְרוֹ עַל ה’ אֱלֹקָיו]. Слово «надежда» [שִׂבְרוֹ] объясняют («Зоар», Ваякель, 198а) еще как «перелом» [שֶׁבֶר] – то есть речь идет о человеке, который ломает свое тело во славу Небес.

Еще одно качество, относящееся к малхут, является наиважнейшим и служит вратами к служению Всевышнему. Это трепет перед Творцом, Великим и Грозным. Однако качество страха таит чрезвычайную опасность искажения, если в него войдут «внешние силы» (силы зла). Ведь если человек боится страданий, смерти или ада, то это страх перед «внешними силами», ведь все эти действия – от них.

Однако основной страх – это трепет перед Всевышним. Требуется размышлять о трех [четырех] вещах:

1. Величие Творца Всего по сравнению со всем сущим. Ведь человек боится льва, медведя, бандита, огня, обвала; но это — лишь Его малые посланники. Почему же он не страшится Великого Царя, дабы был трепет перед Его величием на его лице? Следует сказать себе: «Как может презренный человек грешить перед столь великим Господином? Ведь если бы это был медведь, тот загрыз бы его, а Всевышний «терпит обиду». Но разве это причина не страшиться Его величия?

2. Когда представит себе постоянное Провидение Творца, Которое смотрит и надзирает над ним. Ведь раб боится своего господина всегда, когда находится перед ним; а человек постоянно находится перед Творцом, взор Которого следит за всеми его деяниями. Поэтому человеку следует бояться и страшиться, что Он видит, как он нарушает Его заповеди.

3. Всевышний – источник всех душ, и все они укоренены в Его сфирот. Как же он не убоится, если Дворец Царя будет изгажен его злыми делами?

4. Убоится, что вред, нанесенный его действиями, изгоняет Шехину (Б-жественное присутствие) свыше. Поэтому человек должен страшиться принести столь великое зло – отдалить благоволение Царя от Царицы.

Подобные виды страха наставляют человека на правильный путь к исправлению данного атрибута (малхут) и позволяют ему прилепиться к этому атрибуту.

Человеку следует также очень стараться вести себя таким образом, чтобы Шехина прилепилась к нему и не отходила от него. Если же он еще холост – очевидно, с ним нет Шехины совершенно, поскольку она приходит к человеку в основном через женское начало. Мужчина стоит между двумя «женскими началами». В низшем материальном смысле – его жена, которая получает от него (Шмот, 21:10) пропитание, одежду и сожитие, которые он обязан давать ей. И Шехина, которая стоит над ним, чтобы благословить его всеми этими благами, дабы он мог передать их своей жене, с которой он вступил в брачный союз. Это подобно атрибуту тиферет, который стоит между двумя атрибутами, обладающими женскими качествами: «высшей матерью» (атрибут бина), которая дает ему все необходимое, и «низшей матерью» (атрибут малхут), которая получает от него «пропитание, одежду и сожитие», что, как известно, соответствует качествам хесед, дин и рахамим. Если же человек не уподобится Высшему образу, Шехина не придет к нему.

Иногда человек отстраняется от своей жены по одной из следующих трех причин:

1. Она пребывает в состоянии нида;

2. Он занимается Торой и отдаляется от нее все будние дни;

3. Он находится в дороге и хранит себя от греха.

В эти периоды Шехина прилеплена к нему, и связана с ним, и не оставляет его, чтобы он не был отвержен и одинок. Наоборот, он постоянно пребывает в состоянии совершенства, включая в себя и мужские, и женские аспекты.

И поскольку Шехина соединяется с ним, человек должен остерегаться, чтобы она не отошла от него, когда он находится в дороге; поэтому нужно расторопно и как следует прочесть дорожную молитву, заниматься Торой. Тогда Шехина, которая охраняет в дороге, постоянно будет с ним. А когда он занимается Торой, Шехина тоже находится с ним, если, изучая Тору, он остерегается греха. Подобным же образом Шехина будет с ним, если он будет соблюдать законы ниды как подобает. После этого, в ночь, когда жена очищается, или в ночь субботы, или когда он возвращается с дороги — все это времена, когда есть заповедь быть со своей женой – Шехина свыше открыта и готова принять святые души. И тогда следует уделить внимание своей жене (войти с ней в интимную близость), и тем самым Шехина всегда будет с ним — так объясняется в книге «Зоар», глава Берешит. Внимание должно быть уделено жене именно в то время, когда Шехина находится на своем месте, то есть когда она между двумя «руками». Но во времена, когда общество пребывает в тяжелой ситуации, и Шехина не присутствует между двумя «руками» – это запрещено. И так объясняется в книге «Тикуней Зоар» гл. Берешит.

Тот, кто хочет соединиться с «дочерью Царя» (Шехиной) так, чтобы она никогда не отошла от него, должен сначала украсить себя всеми видами украшений и прекрасных одежд, и это – исправление всех вышеупомянутых качеств. И после того, как человек исправил себя этим, он должен иметь намерение принять на себя Шехину, постоянно занимаясь Торой и неся бремя заповедей, подразумевая Единство. И тогда Шехина «выходит за него замуж» (прилепляется к нему) и не отходит от него – с условием, что он очистит и освятит себя.

А после того, как человек стал чистым и святым, он должен намереваться выполнить по отношению к Шехине то, что мужчина обязан давать своей жене: «пропитание, одежду и сожитие» <следующим образом>:

1. Всеми своими действиями человек должен привлекать на Шехину духовное воздействие с Правой стороны (от атрибута хесед) – это питание.

2. Укрывать ее от атрибута гвура, качества Суда, чтобы Внешние силы не властвовали над ней. Чтобы не было примеси дурного начала в исполнении заповедей: к примеру, намерения ублажить свое тело, надежды на мнимый почет и т.п. Ведь в таком случае в данной заповеди присутствует дурное начало, и Шехина бежит от него, ибо это срам, ערו״ה. Поэтому срам следует прикрывать и всегда прятать, чтобы не воцарились в ней <силы зла>. Чем это достигается? Тем, что все действия делаются во имя Небес, без примеси дурного начала. Кроме того, заповеди тфилин и цицит – надежные защитники для Шехины, чтобы Внешние силы не получили над ней власть. Поэтому следует привыкнуть к ним.

3. Соединять ее с тиферет во время произнесения «Шма» и выделением постоянного времени для изучения Торы. Когда же человек устанавливает время для всего этого, он должен подразумевать, что это – отделенное время для сожития Шехины, «дочери Царя». И на все это есть намек в книге «Тикуней Зоар».

Редакция «Беерот Ицхак» выражает признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться переводом книги «Томер Двора».

 


http://www.beerot.ru/?p=61413