Одного – кто знает? — Урок 10 — Б-г жизни

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

2375
Б-г жизни
Продолжение. Начало здесь.

Урок десятый. «Б-г жизни»

1. Одно из определений, которые мы относим к Всевышнему – «Живой» (Хай). «Б-г Живой» (см. Йеошуа, 3:10). «Б-г жизни» (см. Дварим, 5:22). «Оживляющий миры» (ср. Даниэль, 12:7). В псалме сказано: «Жаждет моя душа Б-га, Б-га Живого» (Теилим, 42:3).

Мы воспринимаем Всевышнего как Живущего и Живого. А жизнь проявляется там, где действия совершаются на основе свободы выбора.

Когда движется «мертвая» материя (например, вода в реке или летящая комета), то это еще не жизнь. И даже когда растет растение, это еще не жизнь в ее подлинном смысле. Животное кажется нам живым, потому что его действия создают иллюзию свободной воли. Но только человек, действительно, жив, как написано: «И стал человек душою живою» (Берешит, 2:7). Человек действительно обладает свободой выбора.

2. Когда мы называем Б-га «Живым», то имеется в виду как раз это. Всё, что Им совершается, делается по Его воле – по Его свободному выбору. Его никто не принуждает. В этом смысл слова «жизнь». Жить – это значит действовать на основе свободы выбора.

Мы называем Б-га «Живым», потому что только Он – источник всех событий и всех явлений, которые происходят в мире. Всё, что Он делает – это проявления Его воли.

Когда мы называем Б-га «Живым», то мы имеем в виду, что всё происходящее во вселенной – это «слова» Творца. Это проявления Его жизни. Вся существующая реальность проявляется для нас как Его «речь». Жизнь – это проявление и раскрытие Живого Б-га – «Б-га жизни».

Мы не воспринимаем мир как что-то застывшее, действующее само по себе, наподобие заведенного механизма. Мы воспринимаем всю реальность как проявление Его жизни, и поэтому мы называем Всевышнего «Оживляющим миры». Всю реальность мы воспринимаем как живую. Каждую песчинку. Все объекты и вещи во вселенной – для нас живые. В мире нет ничего, кроме жизни.

В этом мире всё переходит из потенциального состояния в реальность. Б-г жизни сотворил этот мир. Всё, что существует в мире, обладает жизненностью. Всё, что происходит, совершается только по Его воле.

3. Повторим, что четвертая основа веры сформулирована в наших Сидурах так: «Я верю полной верой, что Творец, благословенно Его Имя, – Он первый и Он последний».

Единственное место в Танахе, где ясно говорится о самом «последнем» периоде истории мира – это заключительная глава книги Даниэля.

Там предсказано: «И поднимется в то время великий сар (высший ангел) Михаэль, стоящий за сынов твоего народа, и будет время бедствий, какого не было с тех пор, как они стали народом и до этого времени. И спасется в то время твой народ, все те, которые оказались записанными в книгу [жизни]. И пробудятся многие их спящих в земном прахе – одни к вечной жизни, а другие – на позор и вечное посрамление. А мудрые будут сиять, как сияние небес, и ведущие многих по пути справедливости – как звезды на веки вечные» (Даниэль, 12:1-3).

Раши объясняет слова «И пробудятся многие их спящих в земном прахе» так: мертвые оживут. В этих пророческих строках говорится об оживлении мертвых.

А слова «мудрые будут сиять…» Раши разъясняет следующим образом: мудрые, которые занимались изучением Торы и выполнением заповедей, «будут сиять, как сияние небес».

4. В завершение этого пророческого откровения Даниэлю было сказано: «Ты же, Даниэль, скрой эти слова и запечатай эту книгу до конца срока».

После этого Даниэль увидел еще двух ангелов: «один – здесь на берегу реки, а другой – на том берегу реки». Один из ангелов обратился с вопросом ко второму, «одетому в льняные одежды, который был над водами реки»: «Когда же наступит сокровенный конец?»

И Даниэль услышал, как ангел, «одетый в льняные одежды», простер руки к небесам и «поклялся Оживляющим мир», что «к сроку, к срокам и половине срока, когда полностью будут сокрушены силы святого народа, всё это завершится». Даниэль не понял ответа ангела и переспросил, но ему было сказано: «Отойди, Даниэль, ведь скрыты и запечатаны слова эти до конца срока» (12:2-9).

5. Мы не знаем объяснения этого предсказания. Но обратим внимание на то, что это единственное место в Танахе, где Всевышний назван «Оживляющим мир» (חֵי הָעוֹלָם – Хей а-Олам).

Ангел «поклялся Оживляющим мир». Мир – живой, и он обязательно придет к предсказанной развязке. Поскольку всё совершается Оживляющим мир, всё, что существует в мире – живое. Все, что нам кажется умершим, оживет. Тогда «пробудятся многие из спящих в земном прахе». Раши комментирует, что мертвые оживут.

Так будет. Оживляющий мир приведет его к задуманной цели. «Он первый и Он последний». У пророка переданы слова Б-га: «Я – первый и Я – последний, и кроме Меня, нет Б-га» (Йешаяу, 44:6).

Всё в нашем мире – живое. Но в нем сохраняется право выбора – «одни к вечной жизни, а другие – на позор и вечное поругание». И те, кто выбрали жизнь, «будут сиять, как сияние небес».

6. Жизнь, которой мы живем в этом мире, – не просто ряд движений, совершаемых в состоянии бодрствования, которое перемежается периодами сна.

Наша жизнь в этом мире – это проявление Оживляющего миры. Кроме Него, Оживляющего миры, нет никакой иной реальности. Именно поэтому в Торе сказано (Дварим, 4:4): «А вы, прилепившиеся к Г-споду, Б-гу вашему, живы все до этого дня».

Перевод – рав Александр Кац. Книга «Одного – кто знает?» вышла в свет в издательстве «Пардес» под редакцией рава Цви Патласа. По вопросам приобретения – магазин еврейской книги.


http://www.beerot.ru/?p=32626