ТАНАХ РАССКАЗЫВАЕТ — О семи кнаанейских народах

О семи кнаанейских народах

В своей книге «Нифлаот ми Тойрас Ашем йисборах», написанной свыше ста лет тому назад, приводит рав Шлез настолько удивительные и простые открытия, что прочитав их, начинаешь спрашивать себя: ну как же я сам не увидел этого раньше? В одной из глав он обещает показать, где из самой Торы видно, что Гиргаши, один из семи Кнаанейских народов, живших в Эрец Исраэль, не станут воевать с евреями, а добровольно покинут Святую Землю, как сказано у Раши (Шмот, Ки Тиса 33:2): «В стихе приведены всего шесть Кнаанейских народов, потому что Гиргаши встали и самостоятельно ушли из Эрец Йисраэль». И где скрыт намек на то, что Хиввийцы заключат соглашение с Йеошуа и будут жить среди народа Израиля, и что часть Йевусеев также долго проживет среди народа Израиля.

Пишет рав Шлез, что в Торе есть шесть стихов, где перечисляются Кнаанейские народы, населявшие Эрец Исраэль до прихода туда народа Израиля. Вот эти стихи:

1. Дварим, Ваэтханан 7:1: «Когда введет тебя Г-сподь, Б-г твой, в землю, в которую ты идешь для овладения ею, и изгонит многие народы от лица твоего: Хэйтийцев и Гиргашеев, и Эморийцев, и Кнаанеев, и Призеев, и Хиввийцев, и Йевусеев, семь народов, более многочисленных и более сильных, чем ты».

2. Шмот 3:8: «И нисшел Я избавить его от руки Египтян и вывести его из земли той в землю хорошую и обширную, в землю, текущую молоком и медом, в землю Кнаанеев, Хэйтийцев, Эмореев, Призеев, Хиввийцев и Йевусеев».

3. Шмот, Мишпатим 23: «Когда пойдет ангел Мой пред тобою и приведет тебя к Эморийцам, Хэйтийцам, Призеям, Кнаанеям, Хиввийцам и Йевусеям, и истреблю каждого».

4. Шмот, Ки Тиса 33:2: «И Я пошлю пред тобою ангела, и прогоню Кнаанеев, Эморийцев, Хэйтийцев, Призеев, Хиввийцев и Йевусеев».

5. Шмот, Ки Тиса 34:12: «Соблюдай же то, что повелеваю тебе ныне; вот, Я прогоняю от лица твоего Эморийцев, Кнаанеев и Хэйтийцев, и Призеев, и Хиввийцев, и Йевусеев».

6. Дварим, Шофтим 20:17: «А совершенно истреби их: Хэйтийца и Эморийца, и Кнаанея, и Призея, и Хиввийца, и Йевусея, как повелел тебе Г-сподь, Б-г твой».

Вопрос: Как видно из стихов, что именно Гиргаши уйдут самостоятельно, и евреям не придется воевать с ними?

Ответ: Обратите внимание, что только лишь в стихе из книги Дварим, Ваэтханан 7:1 (первый в списке) приводятся все семь народов, и среди них Гиргаши. В других пяти стихах всегда перечисляются только шесть народов, и среди них нет Гиргашеев. Таким образом Тора намекает на то, что, они относятся к Кнаанейцам, населявшим Эрец Исраэль, но с евреями не вступят в войну, потому что уйдут.

Вопрос: Где в этих стихах скрыт намек на то, что Хиввийцы и Йевусеи надолго останутся (хотя бы частично) среди евреев и не будут уничтожены во время войны за захват Эрец Йисраэль?

Ответ: Обратите внимание, во всех стихах нет постоянного порядка написания Кнаанских народов. Иногда список возглавляют Кнаанейцы, иногда Эморейцы, иногда Хейтийцы. Но завершается список всегда двумя народами – Хиви и Йевуси. И, как ни странно, именно два эти народа еще очень долго будут проживать среди народа Израиля. Гивоним (жители города Гивона и еще трех городов), которые путем обмана заключат союз с Йеошуа, являлись частью народа Хиви, как сказано: «Не было города, который заключил бы мир с сынами Исраэйля, кроме хиввийцев, жителей Гивона; все взяли они войной». (Йеошуа 11:19).

А небольшую часть Йевусеев, сидевших на территории Йерушалаима, в крепости Евус, евреи не могли захватить из-за клятвы, которую дал Авраам. (По поводу того, кто же действительно населял крепость Йевус, есть два интересных мнения в мидрашах, и об этом мы поговорим в следующих выпусках).


http://www.beerot.ru/?p=4605