Причины разрушения Храмов

Дата: | Автор материала: Рав Гедалья Шорр

2486
причины разрушения храма

1

В первой главе трактата Йома (9б) приводится: «Из-за чего был разрушен Первый Храм? Из-за того, что в нём были три вещи: идолопоклонство, разврат и кровопролитие». После этого Талмуд приводит доказательства из стихов Письменной Торы, что эти грехи совершались во времена Первого Храма.

Дальше Талмуд приводит следующее: «Но из-за чего был разрушен Второй Храм, во времена которого занимались Торой, заповедями и добрыми делами? Из-за того, что была в то время беспричинная ненависть. Это говорит о том, что беспричинная ненависть равносильна трём грехам [вызвавшим разрушение Первого Храма]».

Маараль в книге «Нецах Исраэль» (4) объясняет, что «в этом кроется глубокий смысл» — то есть, если мы видим, что Первый Храм был разрушен из-за трёх грехов, а Второй Храм — из-за беспричинной ненависти, следовательно, существование этих двух Храмов зиждилось на противоположности этих пороков. Далее Маараль объясняет несколько аспектов, в которых Второй Храм отличался от Первого. Мы объясним это ниже.

Начнём с вопроса, который обсуждается во второй главе этой книги. Причина изгнания — это грех. Требуется понять, каким образом сыны Израиля вообще имеют отношение к греху, ведь они потомки Авраама, Ицхака и Яакова. Маараль подробно обсуждает этот вопрос и приходит к выводу, что ответ на него можно обнаружить в словах мудрецов в трактате Сукка (52а, Йоэль, 2:20): «”И сокрытого – удалю Я от вас” — это дурное начало, которое скрыто в сердце человека; “И отброшу Я его в землю бесплодную и пустынную” — в место, в котором нет людей, которых он мог бы искушать; “Первых его [Израиля] – к морю первому” — он взглянул на первый Храм и разрушил его, и убил находившихся в нем мудрецов; “И поднимется смрад от него, и поднимется от него зловоние” — он оставляет народы мира и искушает народ Израиля; “Ибо приумножило оно деяния свои” — больше всего искушает мудрецов Торы».

Таким образом, Талмуд объясняет, что дурное начало больше соблазняет тех, кто обладает достоинствами. Поэтому оно оставляет народы мира и искушает народ Израиля, а мудрецов Торы оно искушает больше всех. [А Маараль объясняет это двумя разными способами.]

Но то, что относится к нашей теме, это слова «он взглянул на Первый Храм и разрушил его». Это из-за того, что в Первом Храме были вызывающие трепет раскрытия Б-жественности — они описываются в первой главе трактата Йома (21а). И это вызывало особенное проявление дурного начала. Поэтому дурное начало овладело народом и привело его к трем страшным грехам [идолопоклонство, разврат и кровопролитие]. С другой стороны, во Втором Храме не было пяти вещей, как приводится в Талмуде. Поэтому дурное начало подстрекало их не на эти грехи, а на другие. Оно привело их к греху беспричинной ненависти, как будет объяснено ниже.

Маараль в третьей главе своей книги приводит цитату из трактата Санедрин (102б): «Царь Менаше явился раву Аши во сне…». В конце этой истории рав Аши спрашивает Менаше: «Если ты был столь мудр, почему ты служил идолам?» На что Менаше отвечает ему: «Если бы ты был там, ты бы поднял полы своей одежды и побежал за ним [идолопоклонством]». Маараль объясняет, что рав Аши предполагал, что поколение Менаше служило идолам из-за ошибки в мировоззрении. Менаше же объяснил ему, что дело вовсе не в интеллекте или неправильном понимании. Причина поклонения идолам крылась в том, что дурное начало одолело их. Если бы ты был там, ты сам побежал бы за идолами, преодолевая любые препятствия. В этом смысл слов «ты бы поднял полы своей одежды». Если человек умён, он старается создать себе препятствия, которые не дадут ему согрешить, когда дурное начало одолевает его. Ты же, если бы тебе мешало какое-либо препятствие, например, длинные полы одежды, «поднял бы» их, чтобы они тебе не мешали бежать за идолопоклонством. Таким образом, мы понимаем, что в поколении царя Менаше были великие мудрецы, но дурное начало было чрезвычайно сильно.

После того как мы объяснили, что причиной разрушения Первого Храма послужило его духовное величие, необходимо понять, почему оно было связано именно с тремя тяжкими грехами.

Требуется понять, почему дурному началу были необходимы все три греха. Ведь к каждому из них относится закон, по которому следует умереть, но не совершить их.

В четвертой главе книги «Нецах Исраэль» Маараль объясняет, что Первый Храм был уникален тем, что в нём находилось Б-жественное присутствие. А разрушение наступило, когда он перестал подходить для этого присутствия. Эти три греха зовутся тума, «нечистота», а Шехина не может присутствовать в нечистоте. А в связи с тем, что сказано «так должен он совершить и над шатром соборным, в котором проявлялась Шехина, среди нечистоты их» (Ваикра, 16:16), Маараль объясняет, что речь идёт о нечистоте, возникшей непреднамеренно, нечистоте, которую можно искупить жертвоприношениями. Но нечистоту, которая возникла в результате злоумышленных действий, невозможно искупить жертвоприношениями. Там, где есть такая нечистота, нет Шехины. Получается, что причина разрушения Храма соответствовала его уровню. Существование Храма было прямой противоположностью грехов, которые совершало то поколение.

Маараль пишет, что есть ещё одна скрытая идея, связывающая разрушение Первого Храма с тремя грехами. Дело в том, что Первый Храм был у еврейского народа благодаря заслугам праотцов, Авраама, Ицхака и Яакова. А праотцы были самой настоящей противоположностью трёх грехов. Авраам был противоположностью разврата. Заслуга и достоинство Авраама заключались в том, что он полностью очистился от вожделений. Ведь написано в трактате Бава Батра (16а): «“И вот я знаю, что ты женщина красивая видом” (Берешит, 12:11) — за всю жизнь Авраам ни разу [до этого] не посмотрел на Сару».

Заслуга и достоинство Ицхака заключались в отдалении от идолопоклонства. Поэтому он пошел на самопожертвование, когда Авраам хотел принести его в жертву Всевышнему.

Яаков является противоположностью кровопролития. Ведь сказано (Таанит, 5б): «Праотец Яаков не умер». Кроме того, у Яакова никогда не было непроизвольного семяизвержения, подобного убийству — ведь это неиспользованный потенциал для создания человека. Таким образом, Яаков является полной противоположностью кровопролития.

Основой существования Первого Храма была противоположность трем грехам.

Поэтому именно эти вещи, являющиеся основой Первого Храма, послужили причиной его разрушения. Эти нарушения подорвали основу Храма, а когда духовное основание упало, разрушилось и материальное здание.

При разрушении Первого Храма были исчерпаны заслуги праотцов, как сказано в Талмуде (Шаббат, 55а). По всем мнениям, приводящимся в Талмуде, к моменту построения Второго Храма у еврейского народа уже не оставалось заслуг праотцов. Но во время Второго Храма у еврейского народа было другое достоинство, которого не было во времена Первого Храма — единство. Ведь во времена Первого Храма еврейское царство разделилось на два враждебных государства — Израиль и Йеуда. А во времена Второго Храма разделения не было. Поэтому, утверждает Маараль, основой Второго Храма была «община Израиля» — единство народа Израиля. С другой стороны, сам Храм являлся причиной единства — у народа был один первосвященник и один жертвенник. В то время [а также и сейчас] евреям было запрещено приносить жертвы на любых других жертвенниках, кроме жертвенника в Храме. Это должно было предотвратить разделение и раскол среди еврейского народа.

Вследствие этого, причиной разрушения Второго Храма явилась беспричинная ненависть, когда их сердца разделились и они разбились на группы. Когда перестало существовать единство между евреями, разрушилась духовная основа Второго Храма. А с разрушением основания, развалилось всё здание.

Из-за разделения народ был недостоин Храма, который является объединяющей силой. Таким образом, причиной разрушения Второго Храма являлась беспричинная ненависть.

2

Вот ещё одно высказывание Талмуда, связанное с разрушением Первого Храма: «Поэтому Всевышний подверг их трём приговорам, соответствующим трем грехам, которые они совершали, как сказано: “Поэтому из-за вас Сион будет распахан, Иерусалим превратится в руины, а храмовая гора порастёт лесом”». [Подразумевается не гора Сион, а место, где стоял Храм.]

Таким образом, в Талмуде объясняется, что их подвергли трём приговорам, которые проявились в трёх местах, каждое из которых обладало особой святостью. Эти три места — Сион, Иерусалим и Храмовая гора. Эти три места являются тремя станами [каждый из которых обладает своим уровнем святости]. Иерусалим — это стан Израиля, храмовая гора — это стан Левитов, а Сион — это стан Шехины.

В трактате Брахот (33а) раби Элиэзер говорит: «Каждого человека, обладающего даат — разумом, следует рассматривать, как будто в его дни был отстроен Храм». В книге «Дерех а-Хаим» объясняется смысл этого высказывания. Человек подобен Храму. Подобно тому, как Храм своей святостью отличается от всех остальных мест на Земле, также и человек своей святостью отличается от всех других существ, живущих на Земле.

«Человек, обладающий даат — разумом» — это человек, который выделяется благодаря своей святости и следует зову разума, а не зову плоти. Тогда он подобен Храму, месту, которое своей святостью отличается от всех остальных мест. Такой человек рассматривается, «как будто Храм был отстроен в его дни».

В книге «Нецах Исраэль» Маараль также объясняет, что сравнение между человеком и Храмом основано на присутствии в обоих Б-жественной силы. У человека есть Б-жественная душа, искра славы Всевышнего. А в Храме Всевышний раскрыл Свою славу и Свой свет. «Поэтому Святилище, посвящённое Всевышнему, полностью соответствует святилищу человека, в котором обитает слава души».

В книге «Нефеш а-Хаим» (1:4 и в примечании там) приводится подробное объяснение того, каким образом человек соответствует Скинии и Храму. Ведь известно, что построение Скинии равносильно созданию мира. Поэтому Талмуд (Брахот, 55а) приводит: «Бецалель умел соединять буквы, посредством которых были созданы небо и земля». Человек также включает в себя все составляющие мира, как его материального аспекта, так и духовного. Поэтому «схема», по которой создан человек, соответствует схеме строения мира и схеме строения Святилища. Там написано так: «Отсюда можно понять, что основной смысл построения Скинии и Храма таким образом, чтобы в них была Шехина — ради человека! Если он будет вести себя подобающим образом, соблюдая все заповеди Торы, каждая из которых связана со своим высшим духовным корнем, то сам станет храмом и святилищем, со всеми деталями структур высших миров. [см. “Зоар”, Трума, 162б, “Сделай Скинию… и это тайна единства”.] Он сам становится святилищем в прямом смысле слова, и Шехина, благословенна Она, присутствует в нем самом, как написано (Ирмияу, 7:4): “Храм Г-сподень, Храм Г-сподень они”, и как сказали мудрецы [о стихе Шмот (25:8): “И сделают Мне Святилище, и Я пребывать буду в них”]: написано не “в нём”, а “в них”». И там автор объясняет это подробно.

Талмуд (Йома 9б) приводит: «У ранних [поколений — поколений Первого Храма] был раскрыт грех, и был раскрыт конец [изгнания]. У поздних [поколений — поколение Второго Храма], грех которых не был раскрыт, не был раскрыт и конец [их изгнания]. [Раши объясняет, что во времена Первого Храма грешили открыто, а во времена Второго — скрытно.] Но в книге «Мешех Хохма» даётся несколько иное объяснение этих слов. Во время Первого Храма грехи были только явными, «а в глубине сердца они были полны любовью к Торе и любовью к народу Израиля». Он приводит Иерусалимский Талмуд (Шаббат, гл. 9), где говорится, что в словах (Йешаяу, 1:18) «Если будут грехи ваши красны, как кармазин, то станут белыми, как снег» речь идёт о Первом Храме. То есть их грехи подобны шерсти, окрашенной в красный цвет, — хоть все и видят красное, это всего лишь внешнее качество, а истинная натура её совсем другая. Поэтому «станут белыми, как снег». А во Втором Храме, когда люди испытывали беспричинную ненависть друг к другу, их грех сравнивается с красной кровью червя. И в этом смысл слов Талмуда «их грех не был раскрыт» — их грех имел не внешний характер, а был результатом их испорченной натуры. Поэтому о нём сказано только (там же) «будут как шерсть» [которую невозможно полностью отбелить].

Из-за этого о Втором Храме сказано, что «не раскрыт конец [изгнания]». Ведь исправить то, что происходит в глубинах сердца, чрезвычайно трудно. И эти качества всё ещё пребывают среди нас. Сказано (Йерушалми, Йома, 1:1): «Каждое поколение, в котором не был отстроен Храм, рассматривается, как будто оно разрушило его».

Самое главное — это хорошо знать достоинства Храма, и знать, чего нам недостаёт. В эти дни, которые особенно подходят для тшувы, каждый должен проверить, что с его стороны нет никаких действий, которые помешали бы присутствию Шехины. Ведь «они [евреи] — Храм Г-сподень». В ближайшем будущем мы удостоимся, что наша скорбь превратится в веселье и радость, когда соберутся все изгнанные и будут построены Иерусалим и святой Храм, в ближайшее время и в наши дни!

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=52520