Ваишлах — «Царство без короны»

Дата: | Автор материала: Рав Ицхак Гутнер

1225
царство без короны

Недельная глава Ваишлах

«Вот предводители сынов Эсава. Сыновья Элифаза, первенца Эсава: предводитель Тейман, предводитель Омар, предводитель Цефо, предводитель Кназ» (Берешит, 36:15).

В 5730 (1970) великий мудрец Торы рав Ицхак Гутнер, автор книги «Пахад Ицак», вместе со своими близкими и многими другими евреями оказался в захваченном и угнанном в Иорданию самолете.

Рав Гутнер позже вспоминал, что каждый день в самолет к похищенным евреям приходили новые и новые «делегации» (нееврейских пассажиров сразу освободили).

Их неизменно проводили по центральному проходу самолета, чтобы те могли увидеть «бесценный груз» – еврейских заложников. Как правило на лицах террористов было то самое «благословение», которым наделил их Всевышний – пере адам. Но однажды прибыла группа, во главе которой находился человек, чье лицо явно выдавало иное, по сравнению с другими террористами, происхождение. Этот несомненно важный человек, проходя между рядов кресел самолета, безошибочно заметил, что среди похищенных находится важный еврей. С уважительным поклоном он обратился к раву Гутнеру, после чего завязалась короткая беседа.

Уже после того, когда захваченные евреи были переведены из самолета в город, рав Гутнер сказал: «Лицо того человека явно выражало почтенность, а именно это характеризует то, что сказано о главах семейств Ишмаэля». Когда его попросили пояснить сказанное, рав лишь добавил: «Тора не называет вождей Ишмаэля “предводителями” (алуфим)». Разумеется, этого было недостаточно для полного понимания. Позже, после благополучного возвращения из плена, рав полностью пояснил то, что имел в виду.

Тора в конце недельной главы Ваишлах приводит перечисление потомков Ишмаэля и Эсава.

Вот только если о родоначальниках потомков Ишмаэля сказано: «…главы (несиим) по их племенам» (Берешит, 25:16), то о главах родов Эсава уже сказано «… предводители (алуфей) Эдома» (там же, 36:15). Разумеется, в разных определениях кроется существенная разница, находящая выражение на протяжении всей истории и объясняющее многочисленные коренные отличия в отношениях между сынами Яакова с потомками Ишмаэля и Эсава.

Смысл этого кроется в толковании слова алуф как царства (царя) без короны (Санедрин, 99а).

Эсав действительно удостоился чести создать настоящую империю, как было сказано Ицхаку: «…два народа во чреве твоем, и два народа из утробы твоей разойдутся; и народ народа сильнее будет» (там же, 25:23). Однако власть этого царства не будет вечной, и продлится лишь до момента, когда: «взойдут спасители на гору Цийон, чтобы судить гору Эсава…» (Овадья, 1:21). И все это потому, что настоящая царская корона по праву принадлежит лишь Яакову и его потомкам.

В тоже время главы родов Ишмаэля не называются даже «предводителями», а лишь «главами» – понятие, пусть и указывающее на власть и величие, однако не имеющие настоящей силы и царского статуса.

В этой разнице определения правителей и кроется коренное отличие между Эсавом и Ишмаэлем.

Эсав пусть и утратил право на наследие своих отцов, однако является законным наследником ему дарованного, как сказано: «…так как Эсаву во владение отдал Я гору Сеир» (Дварим, 2:5). В тоже время об Ишмаэле сказано противоположное: «…выгони эту рабыню и сына ее, ибо не будет наследовать сын рабыни этой с сыном моим, с Ицхаком» (Берешит, 21:10). Эсав в роли наследника в какой-то степени получает права прямо от праотцов. И тот, кто умеет внимательно вчитаться в текст священных писаний, способен уловить разницу. Про Эсава сказано: «Вот предводители Эдомские по их селениям, в земле владения их» (Берешит, 36:43). В тоже время о потомках Ишмаэля сказано: «Это сыны Ишмаэля, и это их имена во дворах их, и в усадьбах их, двенадцать глав по их племенам» (Берешит, 25:16). Странный термин «дворы», используемый для определения владений Ишмаэля, является ключом к пониманию этой разницы. Эсаву отведены определенные земли и определенное место. А вот Ишмаэль не является наследником, у него нет земли и определенного места. Об этом, соответственно, и сказано: «во дворах и в усадьбах» — это понятия, не имеющие отношение к постоянству.

Разница в определениях определяет и разницу в отношении к Святой Земле.

Эсав, получивший хоть что-то в наследный удел, не выступает с претензиями на наследие праотцов. Однако Ишмаэль каждый раз со злобой и завистью обращает свой взор в сторону Святой Земли: «Она моя». Это озлобленность того, кто лишен всякого доступа к наследию праотцов.

Завершая это пояснение, рав Гутнер добавил: «В то мгновение, когда я увидел выражение лица того человека, в нем читался лишь почет при отсутствии силы. Почет есть у Ишмаэля, но царства нету. В то же время Эсав обладает почетом и силой, обусловленных законным правом на царство, пусть и без короны».

[От редакции. Рав Ицхак Гутнер и еще около 40 евреев-мужчин (женщин и детей террористы отпустили через неделю) провели в заложниках около 3 недель. При этом часть времени рав Гутнер, двое его учеников и еврейские члены экипажа самолета содержались отдельно от остальных заложников — террористы действительно знали, что это важный человек в еврейском мире. Один из руководителей террористов запретил своим подручным издеваться над равом Гутнером, тем не менее, у него отняли талит и тфилин и пытались сбрить бороду. После освобождения из плена, по свидетельствам очевидцев, шестидесятичетырехлетний рав Ицхак Гутнер весил на 20 килограммов меньше.]

Перевод: рав Нахум Шатхин


http://www.beerot.ru/?p=57166