Ки Тиса — Священный шекель

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1662
бриллианты священный шекель

Недельная глава Ки Тиса

«Пусть каждый, проходящий подсчет, отдает половину шекеля по (весу) священных шекелей, в каждом из которых – двадцать гер. Эта половина шекеля – подношение Г-споду» (Шмот, 30:13).

Пишет Рамбан: Моше рабейну установил монету в Израиле, поскольку был великим царем. И назвал ее «шекелем», поскольку каждая монета была цельного веса (мишкаль – однокоренное с «шекель»), и не было в ней меньшего веса, и никаких примесей.

Сказано в трактате Бхорот (5а), что священный манэ был двойным. Нужно понять, почему Тора говорит, что священные шекели были двойными, и постановляет дать «половину шекеля священным шекелем». Сказали бы: пусть каждый даст один обычный целый шекель – и все.

Замечательное объяснение дает святой автор «Ор а-Хаим»: половина шекеля намекает нам, что тот, кто не занимается постоянным изучением Торы, искупает свою душу тем, что делит пополам свои деньги и свои доходы: половину ему – и половину учащим Тору, подобно Иссахару и Звулуну, или Шимону, брату Азарьи (Сота, 21а). И разделяет с ними награду, как сказано (Коэлет, 7:12): «Ибо под сенью мудрости – под сенью денег». Но при этом не сказано, что эта награда уменьшает награду учащего, а «священный шекель был двойным», и выходит, что каждый получает целый шекель!

Вспомним, что рассказывал великий мудрец и праведник рав Йерухам Лейвович, машгиах ешивы Мир: «Как-то раз я был у великого праведника раби Нафтали Амстердама, и ему рассказали, что один человек сказал другому: “Я прошу тебя сделать то-то и то-то”, а тот ответил: “Если ты дашь мне часть своей доли в будущем мире, я выполню твою просьбу”. Первый не согласился, поскольку боялся дать другому часть своей доли в будущем мире. Когда раби Нафтали услышал это, сказал: “Он ничего не понимает, он невежда и глупец. Какая тебе разница, что у твоего друга тоже будет доля? Тебе самому будет предостаточно!”

В этом и есть идея “Радуйся, Звулун, при выходе своем, а Иссахар – в шатрах своих”. Звулуну, конечно, положено радоваться. Он занимается бизнесом и зарабатывает будущий мир. А чему радоваться Иссахару, если за то, что Звулун его обеспечивает, он теряет половину своего будущего мира? Получается, единственный ответ в том, что он ничего не теряет»!

Священный шекель – двойной, каждый получает целую меру!

И это демонстрирует глубину сказанного Хафец Хаимом (в книге «Шем Олам», ч. 1, гл. 11): «Один великий мудрец поколения был при смерти, и его жена попросила его дать ей долю в его будущем мире, в его Торе и заповедях. А он ответил ей: “Что тебе просить долю? Если будет у меня – будет и у тебя, поскольку ты помогала мне в служении Всевышнему. Как в этом мире: если муж богатый, то и жена богатая. А если, не дай Б-г, у меня не будет, так и у тебя не будет. Ведь если муж – бедняк, то и жена его бедна”».

Когда муж богат, то и жена богата не потому, что у него есть половина, и у нее – половина. А потому, что у него есть все, и у нее есть все!

Однажды в новомесячье Элуля меня попросили дать урок в одном месте рядом с Реховотом. Посреди поездки водитель спрашивает: «Знаете, рав, мы организовали урок в Явне, с пяти до восьми, каждый вечер. Хотите посмотреть?» Прозвучало это как вопрос, но одновременно водитель развернулся в сторону Явне, а я как в плену — в его машине. Что ж, мы приехали, действительно: замечательное зрелище видеть около тридцати евреев, которые после тяжелого трудового дня приходят, чтобы осветить свою жизнь светом нашей Торы. Я встал и сказал им краткую речь. После этого подошел один еврей и попросил посоветоваться. Я уже опаздывал на свой урок, но он не отставал. Мы отошли в сторону, и он рассказал: «Я занимаюсь огранкой бриллиантов. Возвращаюсь домой в четыре, перекусываю и прихожу сюда учиться. А жена жалуется. Говорит: “Я весь день одна с детьми, и в самое тяжелое время, когда нужно их кормить, купать и укладывать спать, ты меня бросаешь и идешь учиться. Получаешь там удовольствие, а я должна мучиться!”. Она мне давит на совесть, и я не знаю, что делать».

Я уже был как на иголках, поэтому сказал ему: «Смотрите, я очень тороплюсь, люди меня ждут. Так что я дам вам совет – “скорую помощь”, а потом поговорим подробнее…

Когда вернетесь домой вечером, расскажите жене, что в Ашдоде открыли филиал вашего завода, и просят вас добавить часов работы, с пяти до полвосьмого. Будет дополнительный доход. Что она об этом думает? Если она скажет: “Нет, мне нужна твоя помощь”, оставайтесь дома ей помогать. Если же она согласится, продолжайте ходить на урок».

«А это не ложь?» – удивился он.

«Это только часть правды, — ответил я, — ведь “Тора дороже жемчуга”. Здесь вы занимаетесь огранкой бриллиантов – но не чужих, а своих!»

Он поблагодарил, и я поспешил на урок.

В Дни Трепета меня попросили дать урок в Реховоте. По пути я вспомнил, что дал одному человеку совет – «скорую помощь», и кто знает, в каком состоянии находится «раненый». Я попросил водителя заскочить в Явне.

Когда я приехал, увидел, что он сидит и усердно учится. Он заметил меня, радостно встал и обнял меня: «Рав, огромное спасибо за совет! Жена обрадовалась этому предложению – ведь праздники приближаются, и добавка к зарплате не помешает. Перед Рош а-Шана она спросила меня, когда я получу эти деньги. Я ответил ей, что здесь не платят в конце месяца. Каждое слово – это бриллиант, и хранится нам в заслуги! Она растрогалась и сказала: “Если ты так на это смотришь, то продолжай!”»

Я сказал ему: «А теперь скажи ей, что, если она готова заниматься детьми, чтобы ты мог учиться, она тоже считается работающей на полную ставку на алмазном заводе, и вы получаете две зарплаты!»

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=62518