Ваешев — Восемь судьбоносных стихов — по материалам уроков рава Пинкуса

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1650
изучение торы

Недельная глава Ваешев

По материалам уроков рава Шимшона Давида Пинкуса

Мудрецы не могли не обратить внимания на интересный факт в недельной главе Ваешев. Говорит мидраш: «Почти все стихи недельной главы Ваешев начинаются с буквы ו (вав). Все, кроме восьми. И вот эти стихи:

  1. “Вот порождения Яакова. Йосеф семнадцати лет пас с братьями своими мелкий скот…” (Берешит, 37:2);
  2. “Пойдем, продадим его ишмаэлитянам…” (там же, 37:27);
  3. “Едва она была выведена, как она послала к свекру своему сказать: от человека, чьи эти вещи, я забеременела” (там же, 38:25);
  4. “Он не больше меня в доме этом; и он не удержал от меня ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему” (там же, 39:9);
  5. “Еще через три дня фараон вознесет главу твою, и возвратит тебя на место твое…” (там же, 40:13);
  6. “Если же ты вспомнишь обо мне…” (там же, 40:14);
  7. “Ибо я украден был из земли Иврим” (там же, 40:15);
  8. “Еще через три дня Паро снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве…” (там же, 40:19).

Вся эта глава, на первый взгляд наполнена лишь событиями, принесшими беды и страдания. Поэтому почти все стихи начинаются с буквы вав, как бы вскрикивая “Ой”. “Ой” от продажи Йосефа. “Ой” из-за смерти жены Йеуды и его сыновей. “Ой” из-за преследований Йосефа женой Потифара. “Ой” из-за того, что Йосеф был брошен в темницу. “Ой”, когда министры фараона оказались в темнице. [И все это] — кроме указанных выше стихов главы Ваешев. Более того, эти стихи указывают на выход из тех бед [как будет разъяснено далее].

Почему намек на благополучный исход всех трагичных историй сокрыт именно в цифре восемь? Потому что заслуги, необходимые для этих избавлений, были получены благодаря заповеди обрезания, которую исполняют на восьмой день.

Подобное явление встречается и в Мегилат Рут, где все стихи начинаются с буквы ו (вав). Все, кроме восьми, в которых Рут моавитянка вышла замуж за Боаза, положив тем самым начало созданию Израильского царства, как сказано: “… он отец Йишая, отца Давида” (там же, 4:17)» (мидраш «Леках Тов», Берешит, 40).

Причиной того, что абсолютное большинство стихов в Мегилат Рут начинаются с буквы вав, было низкое духовное состояние народа, когда евреи сами готовы были судить своих судей. А восемь стихов (Рут, 1:9,12,13,17,21; 2:9,12; 3:13), не начинающихся буквой вав, представляют собой постепенное вхождение Рут-моавитянки в народ Израиля, благодаря чему усиливается процесс приближения полного избавления.

Связь между стихами

Из слов мидраша следует, что существует связь между событиями главы Ваешев и событиями, описанными в Мегилат Рут. И нам лишь остается выяснить, в чем состоит эта связь.

В главе Ваешев раскрывается особая сила и праведность, которой обладает Йосеф. На наших глазах праведник приходит в мир. Намек на это содержится уже в первом из восьми стихов: «Вот порождения Яакова. Йосеф…». Правда – это еще на уровне намека. Но позже своими поступками Йосеф не оставляет сомнений в праведности. И, как ни странно, это становиться очевидным в результате его рабства в Египте, что произошло после его продажи собственными братьями (второй из восьми стихов). Выйдя с честью из противостояния с женой Потифара, Йосеф совершает великие исправления, наделив народ Израиля способностью противостоять соблазну смешанных браков — ассимиляции (четвертый из восьми стихов). Потом Йосеф неизменно находит милость в глазах начальника тюрьмы и брошенных туда министров фараона (пятый и шестой из восьми стихов).

Параллельно этому в главе Ваешев происходит еще одно основополагающих событий – история Йеуды и Тамар, в результате чего рождается Перец, от которого в будущем произойдут цари всего народа Израиля и Иудеи (третий из восьми стихов).

Каждая из этих сюжетных линий демонстрируют нам следующие явления: «победа над дурным началом и последствия этого» (Йосеф и жена Потифара), а также «раскаяние после греха и исправление, к которому это приводит» (Йеуда и Тамар). И все же Йосеф был частично виновен в произошедшем, за что утратил статус абсолютного праведника. Поэтому, не смотря на великие исправления, совершенные им во время противостояния, он оказывается в тюремной яме. Проступок же Йеуды, пусть и выглядит, как тяжелый грех, однако в результате этого «падения» закладывается фундамент для прихода в наш мир Машиаха.

В каждом случае, о котором повествуют восемь стихов, содержится информация о выходе из бед. Первый стих – это сам факт, что изначально Йосеф считался главным наследником Яакова и продолжателем идей праотцов. Второй стих – это факт продажи Йосефа в рабство, пусть и носивший характер трагедии, однако сохранивший ему жизнь, вместо запланированного убийства.

Из недельной главы мы выносим два важнейших критерия, необходимых для существования мира: праведность Йосефа и прямота и правдивость Йеуды.

Вместо запланированного убийства Йосефа произошла его продажа, и он продолжает жить. Это лишь указывает на то, что его существование в этом мире является обязательным и неизбежным – в каждом поколении должны быть праведники. И ради этой праведности Йосеф готов принести в жертву все, ведь он был главой дома своего важного хозяина. Результатом этого самопожертвования является общее признание Йосефа и женитьба его на Оснат, дочери того же Потифара. Йосеф доказывает, что у него есть продолжение и место в этом мире.

Прямота и правдивость Йеуды – это второй момент недельной главы Ваешев. Йеуда готов принести в жертву все — положение и честь. Последствия этого самопожертвования также были судьбоносными, потому что и эта позиция – «преступление и исправление его путем раскаяния» – также является насущной для мира. И именно через Тамар в мире остается существовать его род и династия царей.

Первая параллель

Обе эти истории словно в зеркальном отражении находят свое проявление в Мегилат Рут. И это еще один этап на пути к исправлению мира, на пути к созданию царства Израиля и рода Машиаха.

Как уже говорилось, две касающиеся нас темы главы Ваешев – это Йеуда, который оступился и смог признать свою вину, а также Йосеф, которому удается противостоять соблазнам жены хозяина и не оступиться.

Сама Рут поступает, как минимум, подозрительно. Она приходит ночью на гумно, чтобы соединиться с Боазом, что так похоже на поступок Тамар. И, как ни странно, но именно после этих действий двух праведниц в мир приходит свет Машиаха.

Вторая параллель

Сказано в «Зоаре» (Ахарей Мот, 72а): «Из двух женщин произошел род Йеуды, из которого произошли цари: Давид, Шломо и царь-Машиах. И многое в жизнях тех двух женщин было очень схожим. И Тамар, и Рут одинаково рано потеряли своих мужей, а их последующая женитьба была посредством заповеди йибума. А если спросите: почему нужно было, чтобы Овед произошел от Рут-моавитянки, а не от другой достойной еврейки? Очевидно, что для этой роли нужна была именно Рут. И в праведных поступках обоих женщин еще присутствовало милосердие по отношению к их умершим мужьям».

Как уже приводилось выше, глава Ваешев показывает нам воплощение сил Йосефа и Йеуды, без наличия которых в мире не может быть духовного прогресса.

В те далекие времена еще рано было говорить об их объединении. Но спустя более чем полтысячелетия это удалось сделать Боазу. Он отказывается быть с Рут ночью на гумне, только потому что нужно выяснить у более близкого родственника, не хочет ли он выполнить эту заповедь йибума. И это несмотря на внутреннее ощущение, что здесь должно произойти что-то судьбоносное. Превозмогая свои желания удостоиться заповеди ради алахического уточнения, Боаз уподобляется Йосефу в его противостоянии с женой Потифара.

Однако после, когда более близкий родственник отказался участвовать в заповеди, Боаз женится на Рут, во многом повторяя поступок Йеуды и Тамар.

Получается, что Боазу удалось сделать то, что почти никогда не удавалось в народе Израиля со времен примирения братьев в Египте. И в этом Боаз стал воплощением цельности, объединив в себе силы Йосефа и силы Йеуды, что приблизило создание рода Израильских царей и рода Машиаха.


http://www.beerot.ru/?p=57896