Трума — Без усилий не добиться успеха

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3262

«Разрушающего ограду (установленную мудрецами для заповеди) да ужалит змея»

Коэлет (10:8)

Недельная глава Трума

«Скажи сынам Израиля: пусть возьмут Мне приношение; от всякого человека, расположенного сердцем, берите приношение Мне» (Шмот, 25:2).

На первый взгляд, вместо «пусть возьмут Мне приношение» нужно было бы сказать: «пусть дадут Мне приношение». Почему же написано именно «возьмут»? Объясняется в книге «Зоар»: это выражение учит нас, что человек, который пожелает приблизиться к Всевышнему, должен приложить к этому все свои силы и энергию: «Поскольку дух нечистоты очень часто с легкостью приклеивается к человеку… и навязывает человеку свою волю, раскрывает перед ним тысячи соблазнов и в конечном итоге укореняется в нем… Дух Святости противоположен этому, ведь для того, чтобы достичь присутствия Духа Святости, необходимо приложить к этому много усилий». Из этих слов мы учим великое правило: святость требует усилий, а нечистота прилипает сама, без какой-либо подготовки.

С помощью этого правила мы сможем понять смысл слов Виленского Гаона в комментариях к книге Мишлей (1:23), что одно из качеств, которое может погубить Святость – это легкомыслие, насмешничество. Несмотря на то, что насмешники не получают реальных выгод от своих действий, они наслаждаются самим фактом насмешничества. Гаон также объясняет, что легкомыслие и насмешничество могут доставлять великое наслаждение «ведь на все, что бы ни делал человек, силы он получает Свыше, и эти силы помогают ему в любых его делах. Эти силы не успокаиваются до тех пор, пока человек не достигнет наслаждения от своих действий – будь то исполнение заповедей или совершение грехов… И чем тяжелее грех, тем сильнее силы, побуждающие человека на совершение еще более тяжких преступлений… Но так же обстоят дела и с исполнением заповедей – чем важнее заповедь, тем сильнее Дух Святости, который вдохновляет человека на исполнение еще большего количества заповедей. Это приводит к тому, что, исполняя заповедь, человек получает наивысшее наслаждение. Известно, что самая великая из всех заповедей – это изучение Торы, и, наоборот, легкомыслие и насмешничество – это полная противоположность Торе, поэтому человек может получать большее наслаждение от этих грехов, чем от других…»

Какой же совет можно дать человеку, который погружен в легкомыслие и насмешничество, для того, чтобы он погрузился в изучение Святой Торы? Такой человек должен понять, что если он будет заниматься изучением Торы, к нему придет Дух Святости, а наслаждение от Духа Святости намного выше, чем удовольствие от духа нечистоты.

Но в этом случае возникает еще один вопрос: если наслаждение от святости выше, чем наслаждение от нечистоты, почему же большая часть людей не стремится обрести святость, а гонится за сомнительными удовольствиями? Неужели люди не желают получить наивысшее наслаждение?

Дело в том, что, как мы уже говорили выше, святость требует больших усилий, а нечистота доступна безо всякого труда. Легкость и доступность нечистоты – вот что привлекает и соблазняет людей.


http://www.beerot.ru/?p=11592