Матот — На войне нужна молитва

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1704

Недельная глава Матот

Не знаю, слышали ли вы, какое веселье, какое опьяняющее ощущение своей силы было после Шестидневной войны, в 1967 году!

Израиль расширился от Суэцкого канала до окраин Дамаска, мы вернули Стену Плача, могилу праматери Рахели и пещеру Махпела. Государство вдруг раздулось, как огромный воздушный шар – пока война Судного дня не воткнула в него булавку.

В то время рав Яаков Эдельштейн пригласил меня на собрание в Рамат а‑Шарон, в синагогу армейских служащих. Я поехал. И вот, что я им рассказал: «Когда Моше рабейну мобилизовал солдат на войну с Мидьяном (см. Бемидбар, 31:4 и “Бемидбар Раба”, 22:2), он набрал три тысячи солдат из каждого колена. Тысячу – воевать, еще тысячу – на тыловые задачи, охрану оружия и т.п., и третью тысячу – молиться. У меня вопрос: какой возраст подходит для службы в армии?» Ответили: «До сорока, пятидесяти лет. Военные высшего ранга могут быть и до шестидесяти».

Я сказал: «Мне это кое-что напоминает: когда немцы ворвались в Россию, была организована срочная мобилизация. Принимали всех — даже немолодых людей. Пришел на призывной пункт один патриот, крестьянин уже за семьдесят.

— Зачем ты нам нужен, дедок? – сказали ему.

— Нет в армии никого моего возраста? – спросил тот.

— Ну, может только генерал.

— А что, мне как раз подходит…

Короче говоря, скажите мне: почему треть мобилизованных должны были молиться? Отправили бы всех на войну, а молиться – пусть пенсионеры молятся.

Ответ же заключается в том, что желали внедрить в сознание людей, что на войне нужна молитва, и Тора, и заслуги перед Творцом – не меньше, чем те, кто воюют на деле. И если берут из отряда воюющих и переводят в отряд к молящимся – только выигрывают!

Ведь мы знаем, кто захватил Шхем. Сказано: “Взяли Шимон и Леви каждый по мечу, и уверенно пошли на город, и убили всех мужчин”. Но Раши раскрывает нам секрет: “уверенно” – означает, что они были уверены в силе нашего праотца Яакова. И действительно, Яаков знает, что Шхем был захвачен благодаря ему, благодаря его заслугам и молитвам, и поэтому он передает город Йосефу: “Я дал тебе Шхем, на один больше, чем твоим братьям, который я отнял у эморейца моим мечом и моим луком”, а именно – Торой и молитвой (см. Раши там).

Все время, что раби Элазар а-Модаи молился, Бар Козива побеждал. А когда он умер, Бейтар был захвачен, и Бар Козива – убит».

Как я и думал, из публики послышался возглас: «Ну, так достаточно одного, чтобы молился! Праотца Яакова или раби Элазара…»

«Уважаемый, — ответил я, — вы забыли известный Мидраш! Мы учим в “Мидраше Эйха”, что, когда раби Йоханан бен Заккай встретился с Веспасианом во время осады Иерусалима, он попросил спасти династию насиим, город Явне вместе с его мудрецами, и прислать врачей – чтобы вылечить раби Цадока, который сорок лет постился, чтобы Иерусалим не был разрушен (все это перечисляется в Гемаре Гитин), и чтобы в момент захвата Иерусалима Веспасиан разрешил всем желающим покинуть город, потому что большинство находилось тогда, как заложники, в руках у ревнителей. Когда Иерусалим был захвачен, раби Йоханан бен Заккай послал раби Элиэзера и раби Йеошуа привести раби Цадока. Когда он пришел, раби Йоханан встал перед ним в знак уважения.

Удивился Веспасиан: “Ты встаешь перед этим тощим стариком?”

Ответил раби Йоханан: “Клянусь тебе, если бы в Иерусалиме был хоть еще один подобный ему, а твоих солдат было в два раза больше, чем сейчас – ты не смог бы покорить город!”

“В чем же заключается его сила?”

“Он съедает один плод инжира, и этого ему достаточно, чтобы выучить сто глав Мишны!”

Отсюда мы видим, что порой достаточно молитвы одного человека, как в примерах с праотцом Яаковом и раби Элазаром а-Модаи. Но иногда силы одного недостаточно, как недостаточно было молитвы раби Цадока. Но если бы с ним был еще один – они предотвратили бы разрушение Храма и Иерусалима. А в Содоме было нужно минимум десять. Но в любом случае, это правило сохраняется, как сказано: “Стояли ноги наши во вратах твоих, Иерусалим” (Теилим, 122).

Наши ноги выстояли в войне, благодаря вратам Иерусалима, где учили Тору!»

«Так что вы мне не рассказывайте, — сказал я им, — я ведь знаю, что весь проспект Ротшильда в Тель-Авиве и весь проспект Керен Каемет предназначались быть временным кладбищем для тридцати тысяч убитых, которые должны были погибнуть в этой войне! А что было причиной этой чудесной победы? Тора и молитвы учащихся святых ешив!»

Я сошел с подмостков, габай подошел ко мне и сказал: «Ну, сказать нечего – ты победил!»

«Еще бы! – ответил я ему, — ведь я молился!»


http://www.beerot.ru/?p=42597