Просьба о прощении у мертвых

«ДИРШУ»- ИЗУЧЕНИЕ КНИГИ «МИШНА БРУРА»

Просьба о прощении у мертвых

Если человек причинил страдание другому перед его смертью, пусть попросит прощения на его могиле в присутствии десяти человек и скажет: «Согрешил я перед Б-гом Израиля и перед таким-то. Совершил я против него такой-то грех». Если же могила очень далека от его дома, он может сделать это через посланника. Наши учителя в древности установили запрет клеветать на мертвого. Кто нарушает его, тот, помимо раскаяния за нарушение этого запрета, должен попросить прощения у умершего на его могиле. Если же кто-то говорит об умершем нехорошее, но без клеветы, пусть попросит прощения в присутствии тех, кто слышал его слова [п. 2-3, пп. 13-16; комментарии и дополнения «Диршу» 20 и 23].

Укутывание в воде или в кастрюле с едой

Согласно подходу «Мишна Брура», укутывание (т. е. укутывание продукта таким образом, чтобы он сохранял тепло в Шаббат) внутри пищи в кастрюле запрещено. Законоучители рассуждают о помещении продукта, завернутого в пакет, в кастрюлю с горячей пищей, как принято во многих домах, – распространяется ли на это запрет укутывания согласно такому подходу. По мнению рава Шломо Залмана Ойербаха такое действие не считается укутыванием, а по книге «Минхат Ицхак» – считается. Но если это обычный способ варить это блюдо, например, кишке в чолнте и т. д., тогда такое действие не считается укутыванием. По мнению рава Шмуэля Вознера это действие тоже считается укутыванием. Рав Йосеф Шалом Эльяшив считает, что если продукт впитывает вкус той пищи, которая его окружает, то его размещение там не считается укутыванием; если же нет – считается. По мнению рава Нисима Карелица, если обертка предназначена, только чтобы сберечь продукт от смешивания в кастрюле хотя, возможно, для такого действия имеется запрет укутывания, все же в этом случае нет запрета укутывания. Он добавляет, что если продукт положен сверху на еду в кастрюле, это разрешается по всем мнениям, поскольку согласно подходу «Мишна Брура» частичное укутывание разрешено. Что же касается мнения Хазон Иша (даже частичное укутывание запрещено), нет никакого запрета помещать продукт внутрь еды в кастрюле [из комментариев и дополнений «Диршу» 257:39, 258:6].

Как нужно примиряться с тем, кому причинил страдания

Если человек причинил страдания ближнему, он обязан попросить прощения и примириться с ним. Наибольшее, что от него требуется, – это прийти к обиженному три раза в сопровождении трех людей, чтобы каждый раз они разными словами постарались умилостивить его. Из слов Рамбама видно, что сначала согрешивший должен прийти к пострадавшему один и лишь потом выполнить описанное выше. Учителя разошлись во мнениях, нужно ли каждый раз брать с собой других людей. Они также спорят о том, будет ли грех того, кто сделал все это, но не получил прощения, искуплен в Йом Кипур, или не будет, или будет считаться, словно он согрешил поневоле, и он не получит наказания [глава 606, п. 1, пп. 2-4; Биур Алаха, комментарии и дополнения «Диршу» 12-13].

Обязанность примириться с ближним во все дни года и накануне Дней Трепета

Грехи между человеком и его ближним Йом Кипур не искупает, пока согрешивший не примирится с обиженным. Поэтому, хотя во все дни года обидчик обязан умилостивить ближнего, накануне Йом Кипура эта обязанность многократно больше. Некоторые мудрецы написали, что в этот день нужно просить прощения у каждого человека – даже у тех, в отношении кого не знаешь, что причинил им страдания или задел их честь. Делать это нужно как для того, чтобы создать единство и связь между сердцами людей, чтобы это стало заслугой в Йом Кипур, так и для того, чтобы получить прощение даже за неизвестное. Некоторые написали, что правильным было бы примириться с ближним уже накануне Рош а-Шана [глава 606, п. 1, пп. 1; комментарии и дополнения «Диршу» 4-5].

Перевод – рав Б. Ариэли.


http://www.beerot.ru/?p=3534