Одного – кто знает? — Заключительная беседа — Великий Йовель

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

1780
великий йовель
Продолжение. Начало здесь.

Заключительная беседа. Великий Йовель

1. В Торе заповедано: «И отсчитай себе семь субботних лет, семь раз по семь лет, и выйдет у тебя время семи этих субботних лет сорок девять лет» (Ваикра, 25:8).

Маараль из Праги отмечает, что цифры семь и сорок девять (семь раз по семь) связаны с общими законами жизни природы, которые установлены в нашем мире. Семь дней творения. Семь дней недели. Семилетние циклы, включающие в себя субботние годы.

А следующие цифры – восемь и пятьдесят – указывают на над-природный уровень, связанный с высшими мирами («Тиферет Исраэль», 1). В это связи Маараль упоминает слова Талмуда (Рош а-Шана, 21б; Недарим, 38а) о том, что «пятьдесят врат познания сотворены во Вселенной». Пятьдесят уровней познания. В Талмуде утверждается, что «все они были переданы Моше, кроме одного, как написано (Теилим, 8:6): «Лишь немного умалил его перед Б-гом».

Пятидесятые «врата познания» вообще не были открыты перед людьми. Маараль из Праги объясняет это тем, что вселенная сотворена за семь дней, и предел познания этого мира – семь, умноженное на семь: сорок девять. Но пятидесятый уровень познания не имеет отношения к этому миру. Согласно объяснению Маараля, на пятидесятом уровне «постигается тайна единства всего сущего» (Маараль из Праги, «Хидушей Агадот», Рош а-Шана, 21б).

2. Эту тайну чуть приоткрывает Рамбан в предисловии к своему комментарию к Торе.

«Имеется в виду, – пишет он, – что в сотворенном мире существует пятьдесят ступеней познания: минералы со всеми их свойствами и преобразованиями – одна ступень, земные растения – другая, деревья – еще одна, животные – еще одна, и также птицы, пресмыкающиеся и рыбы – тоже отдельные ступени. А выше всего этого – тайна сотворения обладателей говорящей души. …А еще выше ступень познания небесных сфер и всего небесного воинства. И на каждой из этих ступеней постигается особая мудрость».

При этом «известно из устной традиции (каббалы), что …последними вратами, которые не открыты перед сотворенными существами, являются врата постижение самого Творца». И хотя в Талмуде написано, что пятьдесят врат познания были «сотворены», тем не менее, последние, пятидесятые врата «не относятся к сотворенному».

А далее Рамбан обещает, что еще более приоткроет эту сокровенную тайну, когда будет объяснять заповеди подсчета сорока девяти дней Омера (сорок девять дней от первой пасхальной ночи до праздника Шавуот) и сорока девяти дней до юбилейного года.

3. Пятидесятый год, завершающий цикл из семи субботних годов, назван в Торе словом йовель («юбилей»), как написано: «И освятите пятидесятый год –…юбилеем (יוֹבֵל – йовель) будет это у вас, и вернется каждый в свое владение, и каждый к своей семье возвратится» (25:10).

Рамбан связывает тайну пятидесятых «врат познания» с пятидесятым годом – йовелем, поскольку «каждый субботний год – это одни врата». Вместе с тем, Рамбан связывает закон о йовеле с первыми строками Торы, в которых рассказывается о сотворении мира. Ведь в йовель каждый возвращается к своему корню – «и вернется каждый в свое владение».

Эти слова Рамбана указывают на «Великий Йовель» (Йовель а-Гадоль) – конечный срок существования Вселенной, тайну которого хранят знатоки сокровенной мудрости Торы. Подобно тому, как период до йовеля составляет сорок девять лет, так и период до Великого Йовеля продлится сорок девять тысячелетий (каждый цикл по семь тысячелетий). А затем вся Вселенная возвратится к состоянию до Сотворения.

[Один из классических комментаторов Торы р. Авраам Ибн Эзра указывает, что заповедь о субботнем годе, когда полностью прекращают обработку земли, является намеком «на продолжительность мирового цикла» (Ибн Эзра, Ваикра 25:2). И Рамбан тоже отмечает, что «годы (семилетнего и пятидесятилетнего циклов обработки земли) намеком указывают на продолжительность истории Вселенной». А последователь Рамбана р. Бхайе говорит об этом еще более определенно: подобно тому, как после семи семилетних циклов обработки земли наступает пятидесятый год – йовель, так после семи циклов развития Вселенной, каждый из которых составляет семь тысяч лет, наступит Великий Йовель, который завершит историю сотворенной Вселенной (р. Бхайе, Ваикра 25:8).

После семи циклов по семи тысяч лет «все поколения будут приведены (יבלו) к Первопричине (р. Бхайе, Ваикра 25:10; см. также его комментарий к Шмот, 21:6).]

4. Тьма, властвующая в нашем мире, скрывает его подлинного Хозяина. Вселенная называется на святом языке עולם (олам) – от слова העלמה («скрытие»).

Природные процессы, через которые Творец направляет события в этом мире, создают иллюзию, будто человек может стать хозяином природы и взять бразды правления в свои руки.

И вот, в каждое субботнее тысячелетие, а затем и в Великий Йовель сотворенная Вселенная возвращается к своему духовному корню, и все существующее, называемое יש (еш), вновь обращается в небытие – אין (айн).

Но если в субботние тысячелетия перестает существовать лишь материальный мир, то в Великий Йовель прекратится существование всякого индивидуального сознания – душ и ангелов, и всё возвратится к Единому. В пятидесятое тысячелетие завершится «всеобщее исправление» (тикун клали) – творение достигнет своей цели, а это и есть «пятидесятые врата познания», о которых говорится в Талмуде. Так объясняет рав Э. Деслер (cм. р. Э. Деслер, «Михтав ми-Элияу», 4, с. 179; «ми-Маамаким», 3, 78, с. 416-417; важно отметить, что рав Э. Деслер был основным наставником рава М. Шапиро).

В Великий Йовель завершится процесс, начатый, когда Б-г впервые «сотворил небо и землю». Тогда откроется, что не существует никакой иной реальности, кроме Творца, как и сказано в Пророках (Йешаяу, 44:6): «Я – первый и Я – последний, и кроме Меня – нет Б-га». «Он первый и Он последний».

5. У Маараля из Праги есть парадоксальное утверждение. Он указывает, что существует два пути служения Творцу: при одном из них у человека «есть доля в его служении», а при втором – «у человека нет никакой доли в его служении» («Бейт Яаков», Беар).

Имеется в виду следующее. На первом пути человек совершает свое служение и посвящает всего себя этому. Но он чувствует, что он особое, отдельное существо, служащее своему Создателю.

Но есть другой путь. На этом пути исчезает всякое «я». Исчезает ощущение особого, отдельного существования. אני (ани – «я») обращается в אין (айн – «небытие»). Это полное единение с Б-гом.

Рав Э. Деслер определял это так: «Может быть человек, который обретает духовность и на самом деле преодолевает иллюзию материальности. Но при этом он осознает, что это он преодолевает иллюзию материальности. А может быть человек, который преодолевает даже иллюзию своего индивидуального существования. При этом он все же осознает, что это он преодолел иллюзию своего отдельного «я». Но может быть человек, который преодолевает даже иллюзию этого осознания. Это и есть подлинное смирение» («Михтав ми-Элияу», 4, с. 291; «ми-Маамаким», 3, 78, с. 418-419).

Этой точке постижения соответствует Великий Йовель. Тогда праведники полностью преодолеют иллюзию своего индивидуального «я» и вернутся к своему духовного корню. В конце пути всё всегда возвращается к Одному.

6. В строке שְׁמַע יִשְׂרָאֵל הֹ’ אֱלֹקינוּ הֹ’ אֶחָד («Слушай Израиль! Б-г – Всесильный наш, Б-г один») ровно 25 букв. Эту строку заповедано произносить дважды в день – утром и вечером.

В святой книге «Зоар» указано, что пятьдесят букв «Шма», которые мы произносим утром и вечером (25 плюс 25), соответствуют «вечности Йовеля» («Зоар» 2, 115б). Пятьдесят букв чтения «Шма» намеком указывают на пятьдесят лет йовеля.

В книге «Зоар» имеется в виду следующее: когда еврей, произнося «Шма Исраэль», принимает на себя власть Небес и отказывается от своего «эго», принося всего себя Б-гу, он способен увидеть отблеск того духовного света, который будет светить с наступлением Великого Йовеля. В это мгновение он прикасается к своему духовному корню.

В этот миг человек может постичь свое подлинное и самое сокровенное внутреннее «я», единственное стремление которого – воссоединиться с Оживляющим миры. Возвратиться к Его единству.

Перевод – рав Александр Кац. Книга «Одного – кто знает?» вышла в свет в издательстве «Пардес» под редакцией рава Цви Патласа. По вопросам приобретения – магазин еврейской книги.


http://www.beerot.ru/?p=32767