Рав Яаков Йехезкияу Гринвальд из Папо

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

1711

«Тора без хасидизма существовать не может»

Один из учеников задал вопрос нашему учителю: «Почему праведные мудрецы Торы прошедших времен, хотя и находились тоже в тесной близости к учителям своим, и обслуживали их, совершенно не отходили от обычаев ашкеназской общины и были при этом людьми высочайшей святости, – а адмор отошел от этих обычаев»?

[Примеч. ред. О великом достоинстве обслуживания мудрецов Торы – шимуш талмидей хахамим – говорит Талмуд в трактате Брахот. И смысл этого, в частности, в том, что именно в такой близости к мудрецам ученик и учится жить по Торе].

И вот что ответил им адмор:
Любимый мой ученик! Крепись и не оставляй даже самого малого из того, чему я учил тебя! Напротив, постоянно овладевай путями и обычаями хасидизма, и не обращай никакого внимания на «насмешки беспечных и презрение гордецов» (Теилим, 123:4), ибо известно тебе, что в этом – великая основа и корень еврейской жизни в нашем низменном поколении. Подними глаза свои и смотри на запад и на север, на юг и на восток, – и ты увидишь, что даже в области Ойберленд [с большим еврейским населением] исполнение святой Торы и основы ее – лишь там, где живут по традициям хасидизма, и особенно это относится к молодежи. Тора без хасидизма существовать не может, и, как объясняется в святой книге «Ахана де-Раба» (завещание отца адмора, автора «Аругат а-Босем»), – почитай там внимательно, и найдешь покой для души своей. А то, о чем спрашивают, почему не следовали этому великие праведники предыдущих поколений, – понять совсем не трудно. Нет сомнений, что в тех поколениях не было в том нужды; но я уверен и призываю в свидетели небо и землю, что если бы те мудрецы жили в нашем поколении, они бы шли путями хасидизма в большей степени, чем это доступно нашему постижению. Перо мое неспособно это объяснить, и лишь тот, у кого есть голова на плечах, поймет, что слова мои истинны и справедливы. И потому, любимый мой сын, пусть постоянно будут перед взором твоим слова Рамо, (1), где он пишет: «И пусть не стыдится человек смеющихся над ним в его служении Всевышнему», и так же говорит «Маген Авраам»: «В любом случае – не конфликтовать с ними». Если ты видишь, что из-за этого возникает конфликт, уверенно иди своим путем, а они получат свое.

Рассказывает сын нашего учителя и продолжатель дел его:
В молодости я видел одну книгу о праведниках, где говорилось о великих достоинствах такого душевного качества, как радость, которое является великой основой в служении Творцу. Там было сказано: «И даже в дни “между теснин” [между постами 17-го тамуза и 9-го ава, когда уменьшают радость], когда соблюдают траур по поводу разрушения Храма, мы тоже должны быть в радости». Будучи тогда молодым парнем, я не понял этого и удивился. Мой отец и наставник проходил мимо; он посмотрел в книгу и сказал: «Не подумай, что хасиды не исполняют того, что сказано в Шулхан Арухе о законах дней ”между теснин“! То, что в этой книге имеется в виду, – это то, что, например, когда еврей произносит в молитве стих (Теилим, 149:2): “Возрадуется Израиль Создателю своему”, он должен почувствовать радость всем своим существом!»

Адмор считал, что в наше время нет больших различий между хасидами и ашкеназами – не хасидами; и вот что писал его сын, адмор Йосеф, в предисловии к книге Шмот от его имени.
Поколение для того созрело – и нет таких больших разногласий между хасидами и митнагдим – противостоящими им, как это было прежде… В прежних поколениях был спор и многие разногласия между большими мудрецами Торы, которых называли митнагдим, и хасидами. Но мы, из-за многих наших грехов, таковы, что разум наш мал (кроме редкостных, исключительных людей в поколении), и большей части различий уже  нет, кроме названия… И ничего не осталось у нас, кроме нашей Торы – изучать и обучать ей, в буквальном смысле слова. Блюсти, и исполнять, и осуществлять все сказанное в Шулхан Арухе и в книгах законоучителей, буквально – те устрожения, которые приняли на себя хасиды сверх требуемого законом. Остерегаться, исполняя постановление Эзры о погружении в воды микве и накладывать тфилин рабейну Тама [кроме тфилин Раши], – и созрело поколение для того, чтобы многие из не хасидов приняли на себя эти устрожения. И не осталось различий, кроме тех, что в названии и в текстах молитв,  где они не столь уж велики, не настолько, чтобы нельзя было молиться вместе.

А блат Гемара – дас из ди шенсте хасидут (лист Гемары – лучший хасидизм)

Рассказывает ученик адмора, гаон рав Ицхак Шломо Унгер. Однажды у меня возникло сильное желание помолиться на могиле святого рава Ицхака Айзика из Калева в день его йорцайта [годовщины смерти], и я пришел к нашему учителю, чтобы получить разрешение.

Услышав мою просьбу, он ответил: «Ду вист дах, а блат Гемара – дас из ди шенсте хасидут» – «Разве Вы не знаете, что лист Гемары – это лучший хасидизм?» Из его ответа я понял, что ему не нравится мое намерение ехать. Но только я собрался уходить, он окликнул меня: «Я не хочу, чтобы обо мне говорили, что я удерживаю своих учеников от соблюдения хасидских обычаев. Поезжай с миром!»

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=7997