Рав Яаков Йехезкияу Гринвальд из Папо — Забота о духовном благополучии товарища

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

1616

Забота о духовном благополучии товарища

Однажды в Чехии наш учитель встретился с адмором из Спинки, автором книги «Хелек Ицхак». Этот адмор произвел на него сильное впечатление и показался ему большим мудрецом Торы.

Некоторые из хасидов Спинка, которые были там, попросили нашего учителя, чтобы он пригласил их адмора провести субботу в его городе Папо, – но наш учитель ответил на это молчанием.

Через какое-то время он обратился к своему любимому ученику, для которого он был важнейшим из учивших его, праведному гаону раву Ицхаку Нейману, и сказал: «Хочу открыть Вам, почему я не пригласил адмора из Спинки. Он совершает свои особые движения во время молитвы, и я опасался, что из-за этого он произведет неблагоприятное впечатление на евреев Папо – литваков».

Упование на Всевышнего

Когда наш учитель занимал должность раввина города Цеэлим (в Австрии), один из горожан приносил ему деньги ­– пожертвование на поддержку Торы – раз, и другой, каждую неделю. Когда он принес в третий раз, адмор отказался их принять, извинился и сказал, что опасается, что такое постоянство может поколебать в нем в какой-то мере чувство упования на Всевышнего.

В 5699 (1939 году, в начале Второй мировой войны, в период роста антисемитизма в Венгрии) власти Венгрии издали приказ о том, что все деловые предприятия и магазины должны работать и в субботу – под угрозой в случае неподчинения лишать разрешения на ведение дела. Было созвано собрание раввинов всей Венгрии, на котором со всей серьезностью обсуждалось, что делать. Были такие, кто высказывал мнение, что в этой безвыходной ситуации нужно найти возможность разрешить открывать магазины в субботу – посредством документа о продаже магазина нееврею или о совместном владении с ним, поскольку дело это близко к опасности для жизни. Но наш учитель поднялся во весь рост и самым резким образом выступил против этого: «Нельзя идти такими путями! Нужно укреплять в сердцах народа решимость идти путями упования и надежды на Всевышнего, уверенность, что для Него нет препятствий к тому, чтобы спасать Израиль и давать ему все необходимое разрешенным образом». Собрание раввинов приняло эту точку зрения, и через короткое время власти смягчили свое постановление.

Когда к нему приходили с просьбой, чтобы он помолился по поводу какой-нибудь беды, он говорил: «Если есть уверенность и упование на Всевышнего, то совершенно не о чем волноваться».

Скромность

При всем своем высоком положении раввина и мудреца, принимающего решения в области закона, главы ешивы и адмора, он был чрезвычайно скромен.

По какому-то случаю он сказал однажды с присущей ему великой скромностью:

«Не всегда, когда люди собираются у раби, раби – главное, ради чего они собрались…С Небес посылают в наш мир душу, способную наделить заслугами многих людей, объединяющихся с этим человеком в служении Всевышнему. По какой-то скрытой причине, этот человек – не из числа настолько известных личностей, чтобы люди сходились к нему самому, и потому устраивают с Небес так, что он будет находиться среди собравшихся у такого раби, к которому приходят многие. И благодаря этому соединяются с ним те, у кого есть сродство с корнем души его, и тем самым получают от него влияние. И получается, что раби, у которого собираются люди, не главный, а второстепенный; он – лишь причина, чтобы те, которые должны быть вместе, пришли и были вместе…»

Подобные разговоры мы часто слышали от адмора, и они говорят о скромности и смиренности его души.

Однажды, когда ученики танцевали в честь праздника, он сказал: «Танцуйте! Если бы у меня было так же мало грехов, как у вас, я бы тоже танцевал».

По поводу книг, которые пишут в наше время, он однажды сказал: «Сказали наши мудрецы (Эрувин, 13б): “Благодаря чему удостоились мудрецы школы Илеля, что закон устанавливается по их мнению? Благодаря тому, что были терпеливы и смиренны, глубоко вникали в собственные слова и слова мудрецов школы Шамая, и более того – упоминали первыми слова мудрецов школы Шамая”. Мы ясно видим, что дело, касающееся терпеливости и скромности, находит свое отражение в книгах, написанных во всех поколениях. Великие люди, которые в своих книгах всегда выражали смирение и скромность перед мыслями и доводами предшествовавших им мудрецов, удостаивались того, что практически исполняемый закон устанавливался по их мнению».

Подобно этому пишет Хида (рав Хаим Йосеф Давид Азулай, великий законоучитель и каббалист) в своей книге «Шем а-Гдолим»: «По какой причине удостоился Бейт Йосеф (великий учитель всего народа Израиля раби Йосеф Каро – автор книги с тем же названием, а также свода Шулхан Арух и др.) составить книгу, принятую в качестве практически исполняемого закона всем Израилем? Тем, что все слова его там сказаны с величайшей скромностью!» И сколько можно почерпнуть в отношении добрых качеств, вчитываясь в книгу «При Мегадим» (комментарий к Шулхан Аруху; автор – великий учитель народа Израиля рав Йосеф Теомим), в которой не раз сказано так: «Что я могу сделать, что из-за грехов моих я не удостоился понять слова Шаха («Сифтей Коэн» – комментарий к Шулхан Аруху)», – и удостоился того, что написанное им принято в качестве практически исполняемого закона.

Наш учитель видел намек на такого рода вещи в словах наших мудрецов (Шаббат, 112б): «Если мудрецы прежних поколений – как ангелы, то мы – как люди; а если мудрецы прежних поколений – как люди, то мы – как ослы». Это означает: если мы знаем и верим, что мудрецы прежних поколений – «как ангелы», то мы страшимся преступать сказанное ими, и тогда мы «как люди». Но если мы считаем, что мудрецы прежних поколений – только «как люди», и не боимся преступать их слова, то мы – «как ослы», лишенные разума.

Однажды, в Десять дней тшувы (между Рош а-Шана и Йом Кипуром), адмор вошел в учебный зал ешивы, обратился к одному из своих учеников и спросил его, совершил ли он уже тшуву. А потом сказал с присущей ему скромностью: «Хочу поменяться с Вами!» Ученик согласился. А адмор опять спросил: «А Вы не передумаете?» Ученик ответил: «Нет». Сказал адмор: «Какой бездельник… [Считает почему-то, будто я праведнее его, и для меня тшува – дело простое]. Если бы Вы знали истину – не менялись бы!»

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=9298