Рав Яаков Йехезкияу Гринвальд из Папо — «Агудат Исраэль»

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

1885

«Агудат Исраэль»

Перед моим отъездом в Землю Израиля в конце 5699 года (в конце лета 1939 г.) я посетил адмора и задал ему вопрос по поводу организации «Агудат Исраэль». Объяснил ему, что мы, евреи Венгрии, стоим перед рассеянием, подобно нашим братьям в Польше и других странах. Все, кто может спастись из когтей нацистского врага, разъезжаются по всему миру. Я объяснил, что «Агудат Исраэль» – это всемирная организация евреев-харедим, единственная, в которой каждый из нас может найти для себя место и рамки, – и потому, по моему мнению, нам тоже стоило бы присоединиться к ней.

Наш учитель ответил так: «Я не могу этого сделать, поскольку я, как тебе известно, – хасид Бельз, а Бельз не присоединился к «Агудат Исраэль». У меня в принципе нет ничего против этой организации, и если однажды хасидут Бельз присоединится к ней, то и я тоже. Но не сейчас». Он «пророчествовал – и знал, о чем пророчествует»: как известно, когда святой гаон рав Аарон из Бельз приехал в Землю Израиля, он официально присоединился к «Агудат Исраэль» и объявил, что организация «Эдат Исраэль» из Бельз присоединяется теперь к «Агудат Исраэль» в земле Израиля.

Я продолжал спрашивать его: должен ли я, как его ученик, следовать за ним в этом вопросе? Он ответил: «Вы понимаете, как следует из того, что Вы мне объясняли, что «Агудат Исраэль» – организация полезная, поскольку она содействует спасению Торы и заповедей, и это особенно касается одиночек, оторванных от своих общин и оказавшихся в разных странах, там, где нет организованных общин, как у нас в Венгрии. И Вы должны действовать в соответствии с Вашим пониманием».

Но я стою на своем и продолжаю спрашивать: «Может ли быть, чтобы ученик избрал себе иной путь вместо пути своего учителя?» Адмор ответил: «Раши сделал тфилин по своему методу; пришел его внук и ученик, рабейну Там – и сделал другие тфилин, по своему методу. И хорошие евреи накладывают обе пары!»

Его обычаи

Вставая утром, наш учитель остерегался, чтобы не вести будничных разговоров прежде, чем он скажет благословения на Тору; когда ему требовалось что-то, даже очень нужное, он обходился намеками. Иногда он задерживался с благословением Торы до посещения микве, но и после этого благословения воздерживался от будничных разговоров до окончания утренней молитвы.

Молитва его была тем, что называется «служение сердцем» – тишайшим голосом, без движений, но с внутренним жаром. Лицо пылало, а из глаз лились слезы, особенно в благословении Аава раба – «Великой любовью…», – но видели это лишь стоявшие совсем рядом с ним.

Душа его гнушалась всего, от чего исходил дух материальности.

Однажды он приехал провести субботу в святой общине Чабо, и один из богатых людей общины, такой, в ком соединялись Тора и богатство, пригласил адмора остановиться в его доме. Но когда ноги нашего учителя оказались на пороге роскошного дома, объял его великий страх, и он обратился к сопровождающим, чтобы они выяснили, нельзя ли найти другое место, где можно было бы остановиться. И он действительно перешел в другое, скромное пристанище, по своему вкусу.

«И увидят все народы земли»

Рассказывает его сын и наследник, адмор рав Йосеф:

Чудесное дело свершилось однажды в сукке адмора в святой общине Папо. В период, когда в Венгрии усилился антисемитизм, группа бандитов организовала погром в ночь праздника Суккот. Хотели ворваться и в сукку адмора, но, когда открыли ее дверь – испугались и убежали.

На следующий день они рассказывали, что, когда открыли дверь, увидели яркий свет, который не могли перенести, и убежали от него.

Когда в Германии пришли к власти нацисты и вслед за этим была присоединена Австрия, мой дядя, гаон и праведник, глава суда Торы города Цеэлим, был в отъезде – в Вене. Мой отец и учитель поехал из Венгрии в Вену встретиться с ним, и это было связано с большой опасностью для человека с таким внешним видом, как у моего отца, так как у этих злодеев был «обычай» – бить любого еврея. Все друзья и знакомые говорили ему, чтобы он даже и не думал ехать, но он стоял на своем.

И действительно – ничего не случилось с ним в дороге, и осуществилось для него сказанное (Дварим, 28:10): «И увидят все народы земли, что имя Г-спода наречено на тебе, и убоятся тебя». И даже обычная проверка, которую проходят все пересекающие границу, его миновала.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=8474