Рав Яаков Йехезкияу Гринвальд из Папо — Его последние дни

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

1591

Его последние дни

В свой последний Йом Кипур, когда домочадцы адмора попросили его, чтобы он пожалел себя и молился также и за себя, он ответил: «Не время мне сейчас думать о себе! Волноваться и молиться мне следует за всю общину Израиля; о себе же я должен забыть совершенно».

В последний месяц его жизни, в 5701 (1941) году, произошло несчастье: когда мололи муку, из которой должны были печь для него мацу, один из учеников ешивы погиб из-за поломки на мельнице. Известие об этом вызвало у адмора величайшее потрясение и страх. Через какое-то время он сказал: «Было мне обещано моим отцом, автором книги “Аругат а-босем”, что не случится ничего плохого ни с кем из моих учеников все время, пока они находятся в ешиве. Теперь, когда случилось такое несчастье, я должен бояться за себя… “Мальчика нет, а я – куда я пойду? [слова Реувена о Йосефе]” (Берешит, 37:30)».

И действительно, не истекли еще тридцать дней траура по погибшему ученику, как наш раби был призван в Небесную ешиву.

Несмотря на свою скромность, он прославился как большой мудрец Торы благодаря своим известным книгам: «Шеелот у-Тшувот Мишпатеха ле-Яаков», которая включает в себя ответы на вопросы по всем четырем разделам Шульхан Аруха, «Ва-Ягед Яаков» – комментарии к Пятикнижию и праздникам, «Агудат Эзов» – комментарий к Пасхальной Агаде, «Зхут Авот» – к трактату Пиркей Авот, и другие.

В Иерусалиме есть община и ешива под названием «Кеилат Яаков» – в его честь; есть также большая община и ешива в Вильямсбурге (Нью-Йорк), основанные его сыном и преемником адмором равом Йосефом – согласно духу и наследию отца. Нет сомнения, что эта община – одна из важнейших и достойнейших в Соединенных Штатах.

Замечательная притча – со слов нашего учителя

Я слышал от моего отца и учителя следующую замечательную притчу.

Мудрец Торы и неуч приходят дать отчет на суде в Высшем мире. Мудрец Торы большую часть своего времени занимался Торой и меньшую часть – пропитанием, а неуч целыми днями слонялся по улицам. Понятно, что мудрец Торы начал свой отчет первым, а неуч тем временем стоял в стороне и слушал, как все это происходит. И вот объявляют решение, что за занятия Торой мудрецу полагается то-то и то-то в райском саду, а за труды в целях пропитания, а также за то, что он ел и пил, – то-то и то-то, тоже в райском саду.

Услышав, что награду в райском саду дают даже за еду, питье и сон, неуч решил, что и ему дадут там награду, – ведь он в нижнем мире тоже ел и пил! И не надо ему теперь волноваться о том, какой будет у него приговор, – ведь он и ел, и пил сколько надо и более того! И начало суда над собой он встретил с радостью и доброй надеждой.

И постановил суд, что за еду и питье положено ему столько-то и столько-то в геиноме [аду], и за сон столько-то и столько-то в геиноме, и за занятия пропитанием своим – тоже столько-то и столько-то в геиноме… И стал он, услышав это, кричать: «Как может быть такое? И это называется “мир истины”? Тому мудрецу дали награду в райском саду и за еду, и за питье, и за занятия пропитанием, – а мне достается в удел геином – за то же самое!»

Отвечают ему: «Ты – глупец, каких больше нет в мире! Ведь тот мудрец целый день изучал Тору – тем самым, и еда его, и занятия пропитанием были подготовкой к служению Всевышнему, и ему положен за эти дела райский сад. Не так с тобой – ведь ты целыми днями слонялся по улицам, обращал свое сердце к безделью и преступал сказанное в Торе: “И не следуйте за сердцем вашим и глазами вашими”! Потому и еда, и питье твои были лишь подготовкой к греху – и положен тебе за них геином» (Из книги «Петах Тов» сына адмора, рава Йосефа).

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=10247