Ки Теце — Война с дурным началом: вернуть свое

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

501
вернуть свое

«Когда ты выйдешь на войну с врагами твоими, и Г-сподь, Б-г твой, предаст их тебе в руки, и возьмешь в плен плененное им» (Дварим, 21:10).

В книгах по мусару эти строки объясняют, говоря, что Тора намекает на войну против дурного начала и его воинств.

Очень часто бывает, что человек хочет серьезно укрепиться в чем-то, связанном со святостью, или даже принципиально изменить свой уклад жизни. Например: посвящать больше времени учебе Торы, или улучшить свои привычки в сфере молитвы, или немного изменить свои круги общения, чтобы его жизнь наполнилась большей святостью и скромностью, или любое другое серьезное дело. Это всегда связано с большими усилиями, и порой даже с продолжительной войной.

Самый первый принцип здесь – прежде всего, выйти на войну! Не отчаиваться заранее, говоря: «Я не могу, я это не выдержу, я не выстою в этом…» На это нам дано обещание: если только «выйдешь», уже «Г-сподь, Б-г твой, предаст его тебе в руки» — ты получишь помощь Свыше, и победишь!

Потом Тора продолжает: «И возьмешь в плен плененное им». Она говорит не просто «и возьмешь в плен», что означало бы – возьмешь что-то из его вещей, а «возьмешь в плен плененное им», то есть вещи, которые оно же отняло у тебя – их заберешь у него обратно.

И это на самом деле так: ведь все большое имущество, которое есть у дурного начала, украдено у нас. Возьмем, к примеру, работающего человека, который обеспечивает свою семью. Как он должен поделить свой день? Дурное начало говорит ему: ну, рабочий день – восемь часов, с этим никто не спорит. А еще нужно время добраться до офиса, и время на дорогу обратно, да и кушать нужно, и газету просмотреть, и посидеть с семьей… Если ты выделишь на учебу Торы и молитву два часа – это очень много, ты можешь быть абсолютно доволен!

Ну, разве это не воровство и ложь, а? Ведь Рамбам пишет («Законы изучения Торы», 1:12): «Каким образом (разделить время)? Будь ремесленником, и занимайся своим ремеслом три часа в день, и девять часов – Торой: три часа – письменной Торой, три часа – устной, и еще три часа – думай и размышляй, чтобы понять одно из другого». То есть для Рамбама было само собой разумеющимся, что у работающего человека есть девять часов, посвященных Торе. Сколько сотен лет уже эти часы находятся в плену у дурного начала, как будто они принадлежат ему!

Об этом и сказано, что если выступишь против него войной, сможешь заново отнять у него то, что оно пленило, забрав у тебя.

Приведем еще пример. Вечером в синагоге сидят праведные евреи и учатся – кто в парах, кто слушает урок. И смотришь – то тут, то там, кто-то задремал, а кто-то и вообще спит. Ну, что делать! Главное, что они находятся в доме учения, это тоже неплохо.

Однако в то самое же время, конечно, ни в коем случае нельзя сравнивать, но в то же время на дискотеках – найдешь кого-нибудь, кто дремлет, хотя и они после тяжелого рабочего дня (если человек не пьян или не одурманен наркотиками, Б-же упаси)? Здесь мы видим, что дурное начало властвует и над желанием!

А на самом деле, разве желание – это наследство дурного начала? Ведь оно создано, чтобы быть наследием святости, как сказано в Теилим: «Рот пошире раскрою и жадно вдохну, ибо Твоих заповедей страстно желаю!», или «И узнаем, и устремимся за знанием Б-га» (Ошеа, 6:3). Еще много есть стихов, которые доказывают, что желание и воодушевление – наши!

Это и есть «взять в плен плененное им». Если выстоять в войне, можно забрать назад то, что, на самом деле, принадлежит тебе.

подготовила г-жа Лея Шухман

http://www.beerot.ru/?p=43008

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here