Лакомства к субботнему столу — Недельная глава Итро

глава Итро

Построить человека

Рав Шимшон Довид Пинкус

«Израиль расположился там станом напротив горы» (Шмот, 19:2).

«Как один человек, с единым сердцем» (Раши там).

Известно, что народ Израиля объединяется в единый организм, как бы цельного человека, как сказано: «Вы – человек» (Йехезкель, 34:31). Цель этого – заново воссоздать «тело» Первого человека до греха, и каждый еврей является органом и частью общего организма.

Разумеется, главное в человеке – это душа, и он становится цельным лишь тогда, когда Всевышний «вдохнул в его ноздри дыхание жизни», что в рамках народа в целом является присутствием Шехины в народе Израиля, как сказано (Теилим, 73:26): «Оплот моего сердца и мой удел – Б-г навеки!». Тем не менее, нужно и тело, чтобы, когда весь народ объединится, чтобы стать единым организмом, Шехина могла бы пребывать среди них. Но если голова тут, а ноги – в другом городе, душа не может находиться в таком теле.

А ведь грехи в сфере отношений между людьми происходят, главным образом, в результате того, что один пренебрегает другим и видит его через призму недостатков.

На что это похоже? Давайте послушаем, как глаза и уши говорят друг о друге. Глаза говорят: «Смотрите-ка, эти два наших товарища, находящиеся по сторонам от нас – что за несуразные отростки на голове, настоящие слепцы, ничего не видят!» Если им ответят: «Все-таки у них есть достоинство – слух, они слышат звуки!», усмехнутся глаза: «Что это такое – слух? Мы в жизни такого не видели! Мы прошли по всему миру, видели все, от рассвета солнца до заката, и никогда не видели такую штуку, которая называется слух, не видели звуков. Отстань от нас со своими глупыми фантазиями и прочей ерундой, эти уши – просто “нищий гордец” и больше ничего, а ты, пытающийся наладить мир, попробуй-ка отрицать то, что очевидно».

Ну а у ушей, обладающих особым разумом, тоже есть, что сказать о своих соседях-глазах. По их мнению, это просто «дырки в голове», и больше ничего.

Подтекст понятен: это, собственно, и есть взгляд людей друг на друга. Каждый абсолютно ясно ощущает, что другой – просто ноль. Однако тот, кто обладает разумом, не будет пренебрегать другими, а наоборот, скажет себе: если в моих глазах он – полный идиот, это наверняка означает, что у него есть в этом мире роль, о которой я и представления не имею. Так что если я отнесусь к нему с уважением, мы вместе сможем построить цельный организм еврейского народа, а когда тело цельно – удостаиваются, чтобы Всевышний «вдохнул в ноздри дыхание жизни».

Удостоиться Торы

Рав Шимшон Довид Пинкус

«Весь народ, как один, ответил: “Все, что говорил Г-сподь, мы исполним!”» (Шмот, 19:8).

В этих строках описывается величественное событие на горе Синай и прекраснейший подарок, который мы получили – Тора и заповеди.

Из всех заповедей, которые мы получили на горе Синай, самая главная и самая чудесная – заповедь изучения Торы. Как сказано в «Нефеш а-Хаим» (врата 4, гл. 30): «…более того, Тора обладает большим светом и большей святостью, чем все заповеди, вместе взятые. Даже если человек выполнил все 613 заповедей в совершенстве, и тогда он становится всеми частями тела своего истинным носителем Б-жественного правления мира, достойным того, чтобы озариться Высшей святостью всех заповедей, тем не менее, нет никакой пропорции между силой света и святости заповедей, и силой света и святости Торы, которые проливаются на человека, занимающегося ею подобающим образом. Ведь корень святости Торы невероятно выше корня святости и Высшего света всех заповедей».

Причем все чудеса, заложенные в изучении Торы, не являются уделом лишь великих мудрецов, знающих всю Тору целиком. Как известно из слов наших мудрецов (Иерусалимский Талмуд, Пеа), заповедь изучения Торы выполняется каждым словом, которое человек учит, то есть, каждое слово – это сама по себе великая заповедь, равная всем остальным, вместе взятым, и в ней есть все величие силы Торы!

Как сильны слова рабейну Йоны, который укоряет тех, кто растрачивает время попусту: «Когда люди завершают свои дела, свою работу, и идут домой, и бездельничают, или проводят время в пустых беседах, настолько велико их зло, насколько страшен их грех, – потому что они позорят Тору! Ведь если бы они верили, что награда за нее – бесконечна, разве не пошли бы они в синагогу учить алахот, читать Хумаш или молитвенник! Так что каждый человек обязан выделить у себя дома особое место, где он положит Хумаш, Теилим или книгу алахот, или молитвенник, и, когда освободится от своих дел, пойдет туда, чтобы читать или учить что-то. И таким чудесным образом убережет свою душу от Геинома».

Нам следует знать, что Тору не давали в подарок всем подряд. Мы удостоились ее потому, что приняли со своей стороны. Только когда мы приняли на себя бремя Торы и сказали: «Все, что говорил Г-сподь, мы будем исполнять и понимать», тогда мы удостоились ее. Точно так же и сегодня: удастся ли человеку приблизиться к Всевышнему и удостоиться Торы – это зависит от того, насколько решительно он принимает на себя бремя Торы. В особенности в те часы, которые он установил себе для учебы. Он должен самоотверженно стараться, чтобы они были полностью посвящены Всевышнему, чтобы никакие заботы не могли быть причиной отмены уроков. И насколько он будет крепок в этом решении – настолько Всевышний поможет ему и снимет с него все заботы.

В этой главе мы читаем о принятии Торы, так что это замечательная возможность установить для себя распорядок дня, выделить определенные часы для изучения Торы и охранять их, как зеницу ока. И Всевышний поможет!

Чье масло?

Рав Яаков Галинский

«Не желай дома ближнего твоего» (Шмот, 20:14).

Нужно понимать, что такое желание может возникнуть, только если человек не осознает, что «Я – Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из Египта». Ведь выход из Египта учит нас, что «все, что с нами происходит – все это чудеса, и нет в этом никакого естественного хода вещей, все – вне рамок природы» (Рамбан, Шмот, 13:16). За каждым евреем Всевышний наблюдает лично, и человек не может и мизинцем коснуться того, что приготовлено для другого (Йома, 38б).

Рассказывали историю о раве Аврааме Залмансе, главе ешивы Новардок в Варшаве. Однажды он снимал комнату (видимо, находясь в пути). Когда он вернулся на обед, хозяйка сообщила ему: «Кошка съела ваше масло!»

А ведь это была его единственная еда: хлеб с маслом. Большего он не мог себе позволить. Холодильников не было. Масло лежало на полке. Кошка запрыгнула в окно и съела масло. Придется довольствоваться сухим хлебом.

— Быть этого не может! – решительно ответил рав Залманс.

— Как это – не может? – сказала хозяйка, — Мое масло – в шкафу, а ваше было на полке. Вот его-то кошка и съела.

— Это ошибка! Кошка не съела мое масло!

— Да я своими глазами видела! – возмутилась хозяйка.

— Человек должен понимать, что он видит, — объяснил рав Залманс, — Если она съела масло, значит, это было ее масло. Мое масло она бы съесть не смогла!

Посох или Всевышний?

Рав Ицхак Зильберштейн

«И услышал Итро…» (Шмот, 18:1).

«Что услышал и пришел? Услышал о рассечении моря и войну с Амалеком» (Раши, там).

Десять вещей были созданы перед наступлением Субботы, и среди них знаменитый посох (Авот, 5:6). Всевышний передал тот посох Адаму. От Адама посох перешел к Шету. Потом через Ханоха, Метушелаха, Ноаха и Шема посох дошел до Авраама, Ицхака и Яакова. Яаков спустился с ним в Египет и перед смертью передал его Йосефу. После смерти Йосефа рабы фараона вошли в его дом и прибрали к рукам все имущество. Так посох попал в хранилище фараона.

Итро был одним из советников царя Египта, он знал о происхождении и важности посоха. Он вынес посох из сокровищницы и вонзил его в землю в своем саду. Там посох укоренился, и больше никто не мог вынуть его из земли. Итро прочитал по звездам, что человек, который сможет вынуть этот посох из земли, будет избавителем народа Израиля из египетского рабства. Итро испытывал многих людей, пока не пришел Моше и не выдернул тот посох из земли («Махзор Витри», §428).

Все чудеса и знамения, которые сделал Моше, были сделаны посредством посоха. Могли быть опасения, что все это было сделано посредством чародейства. Однако перед рассечением моря Моше было указано: «А ты подними посох твой и простри руку твою на море, и рассеки его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (Шмот, 14:16). Мидраш поясняет, что Моше не было приказано простереть руку с посохом. Посох ему было приказано отбросить и протянуть в сторону моря только руку.

Так же и в войне с Амалеком Моше было приказано: «И было, как поднимет Моше руку свою, одолевал Израиль; и как опустит руку свою, одолевал Амалек» (Шмот, 17:11). Из этого смог постичь Итро, что Моше делал чудеса не посохом. Всем руководил Всевышний.

[Подобным же образом поясняет комментарий «Кли Якар» (Шмот, 14:16) причину наказания Моше, когда Всевышний вынес вердикт, что он не войдет в Святую землю.

Евреи так же, как и Итро, сомневались: были чудеса в Египте совершены Всевышним или волшебным посохом Моше. И это сомнение было в сердцах евреев вплоть до рассечения моря, которое было сделано рукою Моше, а не посохом, как сказано: «И простер Моше руку свою на море …и расступились воды. … и поверили в Г-спода и в Моше, раба его» (Шмот, 14:31). Когда-же Моше ударил посохом по скале, чтобы дать народу воду, в сердца евреев вновь закралось сомнение: возможно, есть некая сила, скрытая в посохе? И именно этой силой Моше делает чудеса. Это стал причиной понижения уровня веры всего народа, за что и был так строго наказан Моше.]

И услышал Итро

Рав Элияу Дискин

«И услышал Итро, жрец мидьянский, тесть Моше, обо всем, что сделал Б-г для Моше и для Израиля» (Шмот, 18:1).

Разве только Итро услышал о том, что произошло с народом Израиля? Весь мир услышал! Спустя сорок лет, когда разведчики придут к Рахав в Йерихо, она скажет: «Ибо слышали мы, как иссушил Г-сподь перед вами воды Ям Суф, когда вышли вы из Египта, и как поступили вы с двумя царями эморейскими за Иорданом, с Сихоном и Огом, которых вы уничтожили. И как услышали мы, оробело наше сердце, и ни в ком не стало уже духу противостоять вам, ибо Г‑сподь, Б-г ваш, есть Б-г на небе, вверху, и на земле, внизу» (Йеошуа, 2:10-11). Все слышали, и это произвело сильнейшее впечатление на народы. Но лишь один Итро смог сделать правильные выводы. Очевидно, что недостаточно только услышать, нужно быть еще и готовым к изменениям на основании услышанного.

Известно, что после чудес Шестидневной войны в рядах солдат и офицеров израильской армии было большое духовное пробуждение. По этой причине был приглашен рав Шалом Швадрон, чтобы выступить с речью перед солдатами. Рав Швадрон рассказал им историю. Однажды перед началом военных действий один журналист добился разрешения идти в бой с передовыми подразделениями израильской армии. Добиться такого разрешения было непросто, но журналист знал, куда обратиться. Он задействовал все свои связи, и желанное разрешение было получено. Его старания не были напрасными, и ему удалось отснять бесценные и редчайшие кадры. Разумеется, все это далось ему дорогой ценой. Ни раз жизнь его висела на волоске. Снаряды и мины рвались вокруг, пули свистели в считанных сантиметрах от него. Убитые и раненые падали рядом с ним. Он полз по окопам, лежал в воронках от взрывов, а губы не раз шептали «Шма, Исраэль». Но он выжил.

И вот, вернувшись домой, он отправляется в фотоателье, в предвкушении увидеть бесценные снимки. Он уже планирует, что не отдаст эти фотографии в местные газеты. Он продаст их мировым лидерам новостей CNN и BBC, и получит за них баснословные деньги. Слава о нем, как о репортере, разлетится по всему миру, а вырученных денег хватит не только ему, но и его детям. И вот с такими мыслями он приходит в фотоателье. Он вскрывает свой фотоаппарат и вдруг — о ужас! Он обнаруживает, что в нем нет пленки.

Сказал рав Швадрон: «Господа! С человеком могут происходить чудеса и знамения. Человек может переживать духовные пробуждения. Но если нет сердца, если нет “пленки”, то в душе ничего не запечалится». «…трепет объял жителей Плешет. Тогда смутились князья Эдома, вождей Моава объял трепет, оробели все жители Кнаана» (Шмот, 15:14-15). Все народы слышали, и всех объял страх. Но лишь один Итро услышал то, что нужно было услышать.

«Случай» в микве

На тему роли «случая» в жизни человека есть известная поучительная история.

В одной польской семье хасидов жил мальчик по имени Хацкель. В семье не хватало средств, и чтобы поправить материальное положение, совсем еще юного Хацкеля отправили работать посыльным в цветочный магазин. Однажды он пошел в микву перед субботой, и там у него украли всю зарплату за целую неделю. Как после такого поступило бы большинство людей? Приняли бы на себя обязательство, что больше никогда не будут брать с собой деньги в микву. И если бы тогда юный Хацкель принял на себя такое обязательство, то со временем он, скорее всего, преуспел бы в бизнесе. Возможно, у него был бы свой собственный цветочный магазин. Но в груди того юноши билось не просто сердце, у него было сердце с «пленкой». Он сказал себе: «Хацкель, Хацкель! Смотри, чего стоит весь этот мир. Смотри, на что ты тратишь свою жизнь. Целую неделю бегаешь по сотням ступенек, вверх-вниз. В дождь, в снег, в холод и в жару! И все старания могут испариться в одно мгновение».

Юноша собрал свои вещи и уехал из Польши в Литву — учиться в ешиву Кельма.

Один из преподавателей ешивы, рав Нахум Велвел Зив (сын Сабы из Кельма, рава Симхи Зисела), так писал в своих заметках: «Недавно на учебу в нашу ешиву приехал Хацкель “Варшавер”. Он прибыл с высокой мотивацией, и мы возлагаем на него большие надежды».

В жизни каждого из нас происходит немало случаев, которые посылает нам Всевышний для того, чтобы мы пробудились. Тот, кто не присматривается к «случаю», остается на том же месте. Тот же, кто готов разглядеть в «случае» знак Свыше, может изменить всю свою жизнь. И не только свою жизнь, но и жизнь многих других. Как это сделал юный Хацкель после «случая» в микве. Спустя годы учебы юный Хацкель стал одним из величайших машгиахов и мудрецов Торы последних поколений — равом Йехезкелем Левинштейном.

Близость к Творцу

«Пниним ми-Шульхан а-Гро»

«И сказал Итро: благословен Г-сподь, Который избавил вас от руки египтян и от руки фараона…» (Шмот, 18:10).

Сказал Виленский гаон в поминальной речи о праведном гере, в прошлом — графе Потоцком, который был схвачен и сожжен за переход в веру Г-спода: «Народ Израиля ближе к Всевышнему, чем ангелы. Ведь в Танахе мы не находим случая, когда ангелы осмеливались бы произнести Имя Б-га до того, как они произнесли три слова восхваления. Так сказано у пророка Йешаяу (6:3): “И взывал один к другому, и сказал: свят, свят, свят Г-сподь Воинств! Вся земля полна славы Его”! В Торе же мы находим, что народ Израиля произносит Имя Всевышнего после двух слов, как сказано: “Слушай Израиль, Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь — один” (Дварим, 6:4). Однако праведные геры еще ближе к Творцу, как это видно из истории Итро, который произнес Имя Б-га после одного слова, как сказано: “И сказал Итро: благословен Г-сподь, который избавил вас от руки египтян и от руки фараона”».

Подготовили рав Нахум Шатхин и г-жа Лея Шухман

http://www.beerot.ru/?p=40526

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here