Недельная глава Шмот
В недельной главе Шмот (2:1) написано: «И пошел муж из дома Леви, и взял дочь Леви». В трактате Сота (12а) об этом написано так: «Куда он пошел? Сказал рав Йеуда бар Звина: пошел по совету своей дочери. Учили в барайте: Амрам был главой поколения. Когда злодей фараон постановил, чтобы каждого новорожденного мальчика бросали в Нил, Амрам сказал: напрасно мы стараемся. Встал и развелся с женой. Встали все евреи и развелись со своими женами. Сказала ему его дочь: папа, твое постановление хуже постановления фараона. Фараон постановил только о мальчиках, а ты – как о мальчиках, так и о девочках. Фараон постановил только в этом мире, а ты – как в этом мире, так и в Будущем. [Раши объясняет, что дочь Амрама имела в виду, что дети рождались бы и умирали, а затем вернулись бы к жизни в Будущем мире. Амрам же постановил как об этом, так и о Будущем мире, ведь не родившись, они не попадут в Будущий мир.] Фараон – злодей, и его постановление, возможно, осуществится, а возможно – нет. Ты же – праведник, и твое постановление точно осуществится, как сказано (Иов, 22): “И что исполнить решишь – то сбудется у тебя”. Встал и вернул свою жену. Встали все и вернули своих жен».
Именно совет Мирьям обусловил, по мнению Хафец Хаима, рождение нашего учителя Моше, спасителя еврейского народа. Талмуд (Брахот, 10а) рассказывает, что царь Хизкияу тоже не хотел жениться, поскольку пророческим образом видел, что у него родится Менаше, который будет злодеем. Но затем пророк Йешаяу сказал ему: «Что тебе до тайн Милосердного?» Другими словами, человек не должен размышлять о последствиях, если есть приказ Святого, благословен Он. И раз ты обязан выполнить заповедь плодиться и размножаться, ты должен отбросить все расчеты и выполнить заповедь! Царь Хизкияу послушался пророка, женился, и одним из его потомков стал царь Йошияу, о котором сказано (Млахим II, 23:25): «И не было до него царя, подобного ему, который обратился бы к Г-споду всем сердцем своим и всею душою своею, и всею силою своею, [следуя] всей Торе Моше, и после него не было подобного ему».
Отсюда можно учить о всех делах и обязанностях человека. Человек должен просто делать то, что от него требуется, а не поступать в соответствии со своей человеческой логикой и чувствами. Возможно, он хочет отступить от закона из самых высоких побуждений – как царь Хизкияу в приведенном выше примере, – но это тоже неправильно, ведь человеческий разум близорук и, действительно, «много мыслей в сердце человека, но осуществится замысел Г-спода».
В продолжении недельной главы Шмот мы видим, насколько это верно. Рав Яаков Исраэль Каневский (также известный как гаон Стайплер) приводит в своей книге «Биркат Перец» слова наших мудрецов (Сота, 12) о приказе фараона: «Всякого сына новорожденного бросайте в реку» (Шмот, 1:22). Астрологи фараона сказали ему, что спаситель евреев в будущем пострадает от воды. Страшась того, что придет человек и спасет евреев, фараон приказал бросать всех новорожденных мальчиков в реку. Фараон боялся настолько сильно, что приказал топить и египетских мальчиков, как написано в трактате Сота (там же). В итоге Моше избежал участи остальных младенцев, из реки его спасла лично дочь фараона, а сам фараон растил его в своем доме. Каким образом Моше попал в дом царя? Благодаря приказу, в соответствии с которым его следовало «бросить в реку». Опасаясь того, что мальчика утопят, мать Моше спрятала его, а дочь фараона нашла и вырастила, как сына.
Этот мидраш учит нас, что на какие бы ухищрения ни шел человек, ему не удастся изменить постановленное на Небесах даже в самой малой степени. Исключение – раскаяние, молитва и благотворительность, которые отменяют суровый приговор. Более того: те самые действия, которые человек предпринимает, чтобы достичь своих целей, могут по воле Творца стать причиной совершенно обратного результата.
[Бывает также, что человеку ничего не даровано, но, несмотря на это, ему позволяют преуспеть в своих действиях; однако где-то в другом месте он потеряет столько же, сколько заработал здесь. Ведь никакие старания не помогут ему изменить постановленное на Небесах даже в самой малой степени. И так сказали мудрецы в трактате Йома (35): «Не может человек затронуть то, что приготовлено для другого, даже на один волос».]
Получается, что человек должен выполнять то, что возложено на него, без всяких хитростей и не руководствуясь соображениями, не соответствующими закону Торы.
Зимой 5652 (1892) года российский император приказал ввести в ешиве Воложин два часа изучения светских дисциплин. Указ был подкреплен угрозой: если руководство ешивы откажется исполнять это указание – ешива будет закрыта. Глава ешивы, рав Нафтали Цви Йеуда Берлин (известный также как Нацив из Воложина), не хотел брать на себя ответственность за это судьбоносное решение. Он собрал величайших мудрецов поколения на специальное собрание, посвященное этому вопросу. Большинство участников склонялись выбрать меньшее из зол и ввести изучение светских предметов, чтобы избежать закрытия ешивы. Но не таким было мнение рава Йосефа Дова Соловейчика (известного также как «Бейт а-Леви»). Проливая слезы, он встал и публично объявил свое решение, основанное на законе Торы: да, мы обязаны поддерживать крепость Торы, наставлять учеников и передавать Тору последующим поколениям. Но все это – только в соответствии с тем путем, который указали нам наши отцы и учителя. Теперь, когда нам приказывают следовать новым путям, ответственность лежит не на нас. Поэтому пусть Тот, Кто дал Тору сделает то, что Ему угодно, а мы будем знать, что спасли свои души. Так автор «Бейт а-Леви» решил закрыть ешиву в 5652 (1892) году.
Когда Хафец Хаим рассказывал эту историю, он добавлял важный урок, который можно извлечь из того, что произошло после закрытия ешивы. Он говорил так: «Посмотрите, каким было понимание Торы мудрецами прошлого поколения. Если бы они согласились тогда ввести светские предметы в Воложинской ешиве, то в нашем поколении Тора, не дай Б-г, была бы уже забыта. Ведь дурное начало работает именно так: начинает с того, что выделяет два часа в день на изучение светских предметов, а заканчивает тем, что оставляет только два часа в день на изучение святых предметов… Но поскольку они решили стоять нерушимо, как стальной столб, и не уступать вовсе, Тора нашла себе пути и тропы в других местах. В нескольких городах Литвы и Польши открылись ешивы без изучения светских предметов, и эти ешивы в итоге стали крепостями Торы нашего поколения. Потому что так ведет себя родник: если заткнуть его в одном месте, он пробьется в другом и будет лить свои воды там. О таком сказали наши мудрецы (Шаббат, 79): «”Которые ты разбил” (Шмот, 34:1) – пусть распрямится твоя сила за то, что ты разбил [первые скрижали]». То есть [в подобных случаях] отказ от Торы сам по себе является ее исполнением, причиной ее существования и раскрытия в нашем мире.
Стоит также привести здесь письмо рава Хаима Берлина, опубликованное после смерти его отца Нацива: «На память о том, о чем предостерег меня мой мудрейший отец, и о том, что он приказал мне перед своей смертью. Он отдал свою жизнь за то, чтобы в ешиве Воложин не появились светские предметы. По этой причине ешива была закрыта, из-за чего он тяжело заболел и так и не поправился. И он приказал мне и предостерег меня не соглашаться на это ни в коем случае, не полагаясь ни на какие доводы в сторону разрешения, и сказал, что Святой, благословен Он, намекнул на это в Торе. Сказано: “…разделять между святым и будничным” (Ваикра, 10:10). Это означает, что если смешивать будничные вещи со святыми и не разделять между ними, то мало того, что будничные дисциплины не примут святость – они еще и испортят изучение святых предметов. Потому не огорчайся, мой сын, что из-за этого я покинул этот мир и закрыл ешиву, ведь этот великий принцип стоит того, чтобы отдать за него жизнь. Все это он сказал мне на третий день недели, двадцать седьмого менахем ава 5653 года в Варшаве» (письмо было опубликовано в 5742 году в сборнике писем наших учителей, величайших мудрецов еврейского народа).
[Известно, что именно этим принципом руководствовался и наш учитель рав Аарон Котлер в Америке. Многие утверждали, что в материалистической Америке просто невозможно открыть ешиву, подобную тем, что были в Литве – без преподавания светских предметов. Однако рав Аарон не уступил и основал ешиву в Лейквуде, которая была построена на принципах, установленных нашими мудрецами. Эта ешива в буквальном смысле перевернула и изменила еврейский мир в США.]
По книге рава Яакова Байфуса «Леках Тов». Подготовил рав Элияу Швальб