Недельная глава Ки Теце — Аммон и Моав: корни вечной ненависти

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

2008

Тора учит нас, что ни аммонитянин, ни моавитянин не может стать полноценной частью еврейского народа: даже в десятом поколении потомки (по мужской линии – и об этом мы поговорим в дальнейшем) перешедшего в иудаизм моавитянина (или аммонитянина) не могут жениться на обычных еврейках (см. Дварим 23:4). Еще мы читаем, что нам не следует искать с ними мира и сотрудничества (Дварим 23:7). Эти народы и до гиюра, и после отвергнуты Израилем.

Следом за тем Тора говорит о других народах: «Не гнушайся эдомитянином (перешедшим в иудаизм), потому что он – твой брат; не гнушайся египтянином (гером), поскольку ты был пришельцем в его земле. Третье поколение их потомков (после их гиюра) может войти в Собрание Всевышнего (жениться с другими евреями)» (Дварим 23:8-9). Таргум Йонатан приводит интересное объяснение ограничения на браки с потомками Моава и Аммона. Даже несмотря на гиюр и принятие заповедей Торы, в их сердцах навсегда укоренилась ненависть к нашему народу.

Если следовать логике и тому, что мы знаем из истории, больше всех ненавидеть евреев должны потомки Эйсава (Эдом) и египтяне. Мы никак бы не подумали, что «первенство по ненависти» достанется потомкам Лота! У Эйсава, например, есть повод ненавидеть Израиль, и этой вражде тысячи лет. Эйсав считал, что Яаков, использовав состояние голода, вынудил его продать первородство. Потом он обманом получил благословения Ицхака, на которые рассчитывал Эйсав. Египтяне, безусловно, должны испытывать к нам если не ненависть, то точно сильную нелюбовь – ведь, в конечном счете, мы были причиной разрушения их страны! Мы пришли в величайшую империю мира, а на момент нашего Исхода Египет мало походил на грозную державу. Страшнейшие Десять казней, все первенцы египтян мертвы, вдобавок все богатство Египта перешло к израильтянам. И, несмотря на все это, у третьего поколения геров проходит ненависть Эдома и Египта к нам. С потомками Лота все обстоит по-другому: мы никогда не причиняли им какого-либо вреда! Наоборот. Авраам был бесконечно добр к Лоту: он взял племянника с собой, наставлял его во всем, после – спас его жизнь! Логично было бы предположить, что потомки Лота должны испытывать к потомкам Авраама бесконечную благодарность и любить нас как родных. Так почему же именно у этих народов так неизбывна ненависть к нам?

По этому поводу рав Яаков Рудерман привел мнение Хатам Софера, и здесь есть фундаментальное разъяснение человеческой природы. Хатам Софер приговаривал иногда: «Я не понимаю, почему этот человек меня не любит! Я же не сделал ему ничего хорошего!» Казалось бы, фраза лишена всякого смысла. Он должен был бы сказать: «Ведь я не сделал ему ничего плохого!»

Однако Хатам Соферу не были свойственны оговорки. Когда один человек делает другому добро, у того образуется ощущение признательности – истинное и подобающее. Оно порождает чувство долга по отношению к благодетелю, и, несомненно, ожидается «оплата» долга. А ведь известно, что никому не нравится быть должным! Чем больше была помощь, тем большим выглядит долг, и тем труднее отплатить тем же. Если человек не исполняет то, к чему его обязывает признательность, в его сердце вырабатывается неблагодарность, порождающая сначала неприязнь, а потом, возможно, и ненависть. Чем больше долг, тем больше неблагодарность должника, и тем скорее и глубже начнет формироваться ненависть в его сердце.

В этом разница между Аммоном и Моавом, с одной стороны, и Эдомом и Египтом – с другой. Да, ради нас был разрушен Египет, но это ведь можно пережить. Так называемой «обиде» Эдома больше 3500 лет. Эйсав это пережил, а его потомки и подавно. Однако Лот понимал, что Авраам спас ему жизнь. Если бы не его дядя, его бы не существовало – и его потомков тоже. Долг благодарности, который невозможно отплатить, можно пережить только одним способом: аннулировать морально само доброе дело и вместо этого возненавидеть того, кто в свое время помог. Эта ненависть Лота по отношению к Аврааму была пронесена через все поколения, от его сыновей и внуков к народам Аммона и Моава, — и эта ненависть вечна.

Дополнение рава Игаля Полищука. У потомков Лота, жителей Аммона и Моава, была возможность хоть как-то вернуть долг. Они могли бы встретить хлебом и водой вышедших из рабства истинных потомков Авраама, народ Израиля. Проявить к нам максимальное гостеприимство и радушие. Однако они этого не сделали, что укоренило в них ненависть. И касалось это именно тех из них, кому подобало проявить радушие – мужчин. Скромность – истинное достоинство женщин – освобождала их, даже в случае долга благодарности, от обязанности встретить народ Израиля (эту тему мы обсудим подробнее в следующем выпуске). Поэтому дочери Моава и Аммона не несут на себе этого пятна ненависти. Таков смысл закона, не позволяющего моавитянам и аммонитянам даже в десятом поколении после гиюра жениться на еврейке, но разрешающего дочерям Моава и Аммона выходить замуж за евреев. Так было с прабабушкой царя Давида, матерью Царства Израиля, моавитянкой Рут.

http://www.beerot.ru/?p=17829

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Шолом!
    Неестественным мне кажется комментарий относительно того,за что потомки Лота ненавидят потомков Авраама.
    Лот вообще не хотел,чтобы его спасали из Содома

    АНГЕЛЫ ТЕ
    ВЗЯЛИ ЗА РУКУ ЕГО, И ЗА РУКУ ЖЕНУ ЕГО,
    И ЗА РУКИ ДВУХ ДОЧЕРЕЙ ЕГО, ПО МИ­
    ЛОСТИ БОГА К НЕМУ, И ВЫВЕЛИ ЕГО, И
    ОСТАВИЛИ ВНЕ ГОРОДА.

    Так что в глазах Лота над ним произвели насилие .

    И не надо забывать,что Лот наученный Авраамом о гостеприимстве ,поступил очень красиво,когда жители Содома злились на Авраама.Так что это евреи должны благодарить.

    Почему просто не сказать,что Лот помог нам и за это будет вечно нас ненавидеть?

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here