Лех леха — Спор между пастухами

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

348
моше

«И был спор между пастухами скота Аврама и пастухами скота Лота; и кнаанеи и призеи жили тогда в той земле» (Берешит, 13:7).

Поясняет Раши: был спор между пастухами, потому что пастухи Лота были нечестивцами, которые посылали стада пастись в чужие поля. А когда пастухи Авраама увещевали их, то те отвечали: «Ведь известно, что Всевышний обещал эту землю в наследие Аврааму. А Лот его единственный наследник. Поэтому наши поступки не являются воровством». Но они были не правы, потому что не просто так в стихе приводится, что “…кнаанеи и призеи жили тогда в той земле”, чтобы подчеркнуть, что в то время Авраам еще не унаследовал эту землю.

Для того, чтобы обвинить пастухов Лота в воровстве, было бы достаточно сказать, что они не надевали намордники животным, не позволяющие им есть с чужих полей. Но Раши обвиняет их в гораздо большем преступлении, когда пишет, что пастухи Лота собственноручно направляли стада пастись в чужих полях.

Также в главе Хаей Сара говорят комментаторы, что когда Элиэзер привел своих верблюдов в дом Лавана, лишь тогда снял с их ртов приспособления, не позволяющие им есть чужие плоды пока они в пути. Из этого пояснения следует, что подобное поведение являлось вещью обыденной. Каждый честный человек должен удерживать своих животных от подобного воровства. Если так, то почему комментаторы настолько расхваливают Авраама, который учил своих домашних элементарным правилам порядочности?

Рассказывается в трактате Бава Кама (23б), что когда увидел рав Йосеф, что козы семейства Тарбо причиняют ущерб его полям, то попросил, чтобы его ученик Абайе предупредил хозяев об причиняемом ему ущербе. Однако Абайе отказался, полагая, что каждый еврей обязан заботиться о сохранности своего имущества. Поэтому не представители семейства Тарбу должны следить за своими козами, а рав Йосеф должен установить забор вокруг своих полей. В результате комментаторы устанавливают закон по мнению рава Йосефа: на еврее лежит обязанность следить за своими животными, чтобы те не причинили ущерб чужому имуществу.

Однако вероятно, что действие этого закона распространяется только на евреев. А что будет в случае с бней Ноах – представителями народов мира?

Будут ли к ним предъявляться столь высокие требования? Возможно, нет. Ведь прочие законы бней Ноах (кроме семи основных заповедей) относятся к разряду логичных выводов, основанных на рациональном подходе. А в таких случаях прямая логика подсказывает правоту Абайе: на каждом человеке прежде всего лежит обязанность позаботится о сохранности своего имущества. То есть хозяева полей должны позаботиться о том, чтобы чье-то стадо случайно (или преднамеренно) не зашло попастись в их угодья.

Получается, что бен Ноах не должен утруждать себя излишней охраной своего стада во время выпаса. И если его скот зайдет в чье-то не охраняемое или не обнесенное оградой поле, он не должен будет возмещать хозяину того поля нанесенный ущерб. В тоже время, подсказывает логика, пастух будет нести ответственность в случае, когда собственноручно направил свое стадо на выпас в чужие угодья.

Если это предположение верно, тогда становится ясно, на чем основано утверждение Раши, что пастухи Лота были нечестивцами. Ведь они целенаправленно и по злому умыслу направляли стада Лота пастись в чужие поля. А такое поведение непозволительно даже для бней Ноах, коими являлись подопечные Лота.

А что с Элиэзером, рабом Авраама? Ведь он также относился к категории бней Ноах. И даже если бы его верблюды непреднамеренно поели чужих плодов, разве это считалось бы воровством? Зачем нужно было завязывать рты верблюдам? Ответ легко предугадать: верный слуга поступал с устрожением в законе и предпринимал дополнительные меры предосторожности. Ровно настолько, насколько в будущем будут обязаны вести себя евреи, потомки его хозяина и учителя — Авраама.


http://www.beerot.ru/?p=55583