Глава Шмот — Духовное единство, как инструмент изменения мира

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1477

Книгу Шмот наши мудрецы называют хумаш Геула (книга Избавления). Русскоязычное название Исход соответствует только началу этой книги, включающей в себя, кроме выхода из Египта, получение Торы и строительство Мишкана (переносного Храма).

Если мы вчитаемся в недельную главу Шмот, то увидим, что на всем ее протяжении усиливается порабощение евреев. Даже, когда Всевышний посылает Моше, чтобы тот вывел народ из Египта, становится только хуже. Но при этом, в самом начале главы Шмот уже видны признаки грядущего освобождения.

В недельной главе Ваигаш впервые упоминается о том, как пришел Яаков со своей семьей (в количестве семидесяти душ) в Египет. Дословно сказано об этом так: «Вся душа [в единственном числе], пришедшая с Яаковом в Египет – семьдесят». Раши в своем комментарии приводит мидраш, в котором говорится, что у Эсава было шесть душ (во множественном числе). Раши объясняет, что, так как вся семья Эсава поклонялась разным идолам, то ее нельзя было назвать единой душой. Семьдесят же душ, пришедшие с Яаковом в Египет, были, по сути, единой душой потому, что все они служили единому Б-гу.

В качестве одного из обвинений в адрес иудаизма со стороны наших ненавистников, выдвигаются слова наших мудрецов: «Вы называетесь человеком, а идолопоклонники не называются человеком». Один из больших раввинов ответил на это очень просто: «Мы ощущаем себя не просто единым народом, а именно единым человеком, и у нас болит душа о каждом еврее в любой стране».

Тут уместно упомянуть то, о чем мы молимся в Рош а-Шана и Йом Кипур: «И все [народы] станут единым целым, чтобы служить Творцу цельным сердцем». Это означает, что в мире существует множество народов, каждый из которых отличается своеобразием. И мы молимся, чтобы Всевышний объединил все свои творения для служения Ему. Более того, пророк Йешаяу говорит, что все, созданное Всевышним, создано для славы Его. И все творения, все народы объединятся для исполнения воли Творца. Причем, у каждого народа будет свой удел в исполнении этой воли, в соответствии с его национальными особенностями. И это – то объединение, о котором мы молимся в Рош а-Шана и Йом Кипур.

При сотворении человека ему была дана свобода выбора – возможность действовать не только по воле Всевышнего, но и против нее. Именно поэтому наш выбор – действовать в соответствии с волей Творца – имеет ценность. В ситуации сокрытия лика Всевышнего в мире, когда человек может ошибиться в своем выборе, и не исполнить Его волю, подчинив себя другим «царям» и поработителям.

В нашей недельной главе мы наблюдаем попытку фараона заставить еврейских повитух убивать детей. Противопоставив этому свой ират Шамаим (страх перед Небесами), они отвергли подчинение фараону и подчинились Всевышнему. Проявление силы духа Йохевед и Мирьям стало первым проблеском близости освобождения из египетского рабства. Корень нашего освобождения – противопоставить волю Творца любым другим силам. Каждый на своем месте, мы выполняем Его волю, тем самым участвуя в процессе Избавления. Самым тяжким нашим поработителем является наше собственное дурное начало. Когда же мы, несмотря на свой йецер а-ра, выбираем волю Творца, – это и есть истинное освобождение. Это то, что сегодня должно объединить наш народ, а в будущем, после прихода Машиаха, и все человечество. Раскрытие единства Творца в нашем мире – это исполнение Его воли всеми творениями, наделенными свободой выбора. Это неосуществимо в рамках всего человечества до прихода Машиаха, но возможно и необходимо в нашем народе. Раши говорит, что порабощение началось после смерти поколения, пришедшего в Египет (Яакова и его сыновей). Но и тогда еврейский народ назывался единой душой потому, что все его души были объединены исполнением воли Творца.

Мы уже упоминали о том, что книга Шмот включает в себя три части: исход из Египта, получение Торы и строительство Мишкана. В недельной главе Итро сказано: «И остановился Исраэль перед горой». Раши объясняет, что народ остановился, как единый человек с общим сердцем. То есть, Тора была получена единым народом, как одним человеком. То же самое было при строительстве Мишкана, а затем и постоянного Храма. У каждого еврея был свой удел в их создании и в последующем служении. При этом весь народ был объединен жертвоприношением ТамидСказано, что в Храме коль Исраэль – хаверим (дословно «весь Израиль – товарищи»). Словохавер происходит от слова хибур – соединение. Во время праздничных восхождений в Храм не опасались тех, кого в обычные дни подозревали в туме (нечистоте). В это время доверяли всем потому, что это было время объединения народа. Идея единства народа – как один человек – пронизывает всю книгу ШмотЭто относится и к получению Торы, и к строительству Храма. Ощущать себя единым человеком – это то, что от нас требуется постоянно. По большому счету, это все включено в заповедь Торы: «И возлюби ближнего, как самого себя». Нужно понять, что целью египтян, поработивших наш народ, было оторвать нас от наследия отцов. Сказано, что у раба нет родословной. В ситуации отрыва от наследия отцов не может быть и речи о внутреннем единстве народа.

В книге «Сефер Харедим» приводится, что Машиах придет тогда, когда наш народ сделает тшуву. Однако там же задается вопрос: как может сделать тшуву весь народ? Ведь у каждого своя личная борьба между добром и злом, и исход ее в каждом случае разный. Мы знаем по себе, что можно подняться высоко, и тут же упасть.

«Сефер Харедим» пишет, что тшува всего народа возможна потому, что сильная тшуваодного человека, при полном духовном единстве всего народа, охватывает и остальных. И это очень важная вещь, которая нас ко многому обязывает. Даже если при этомтшува остальных будет не такая сильная, она должна привести к приходу Машиаха. Как это касается нас сегодня? Приведу два примера. В Бней Браке семьдесят пять лет назад была проблема: религиозные евреи доили коров в субботу. Хазон Иш всячески выступал против этого нарушения, и, в конце концов, добился его прекращения. Второй пример – хорошее объяснение первого. У рава из Бриска спросили, почему Б-гобоязненные евреи, спасаясь в Шаббат от опасности, берут с собой вещи, ненужные для спасения жизни. Он ответил, что когда евреи-коммунисты в колхозах обрабатывают землю в субботу, религиозные евреи начинают нарушать законы Шаббата, связанные со спасением имущества. Наш народ имеет внутреннее единство, и взаимное влияние.

Наше духовное единство объясняет многие наши общие проблемы, но, в то же время, ко многому нас обязывает. Сегодня многие занимаются кирувом (приближением евреев к Торе). Это очень важная работа. Но если бы, помимо кирува, каждый из нас максимально занимался собственным духовным ростом, исправлением самого себя, и влиял бы на окружающих своим примером, то, без сомнения, мы бы смогли приблизить к Торе гораздо больше далеких от нее людей. Хазон Иш говорил, что когда в общине есть настоящие бней Тора, то их влияние на остальных гораздо сильнее. Основа этого влияния – единение душ народа Израиля.

В начале недельной главы Шмот рассказывается о двух еврейских повитухах: Йохевед и Мирьям (Пуа и Шифра). Нецив из Воложина спрашивает: «Разве в еврейском народе были только две повитухи»? И отвечает, что просто они были главными повитухами. И, когда они противопоставили себя фараону, их примеру последовали остальные. И это не простое следование примеру. Внутренняя духовная сила Йохевед и Мирьям придала силы остальным сделать тоже самое.

Также говорится в главе Шмот о том, что колено Леви не было порабощено египтянами. Когда другие евреи попались на уловку фараона, и пошли делать кирпичи, евреи из колена Леви учили Тору. Как говорил рав Ицхак Зильбер: «Не пошли на субботник фараона». Они сделали свой выбор в пользу воли Творца и удостоились свободы от порабощения по принципу «мера за меру». Целью страданий, которые Всевышний дал нашему народу в Египте, было исправление. Египет стал «плавильным котлом» для еврейского народа. Но у колена Леви эта «переплавка» произошла благодаря изучению Торы.

Моше Рабейну, еще до того, как на него была возложена миссия по спасению еврейского народа, спасал евреев от преследователей. Есть время, когда человек должен заниматься общественными делами. Но до этого он должен вырасти в Торе и Б-гобоязненности. У человека с недостатком Б-гобоязненности, когда он ощущает, что в своей учебе уже «исчерпался», есть большой соблазн начать учить других. Есть общее правило: основное влияние происходит через личный пример. И более того, как сказано выше, когда бен Тора растет духовно, это способствует росту других.

Много лет назад у меня был интересный спор с моим учителем равом Хаимом Камилом. Я тогда преподавал в ешиве «Швут Ами», и возник вопрос о продолжении моей работы там. Рав Хаим сказал мне прекратить преподавание. Я стал возражать, что это моя обязанность перед русской общиной. Тогда он ответил: «Твоя обязанность перед общиной – стать большим талмид хахамом». Это касается очень многих вещей. Люди не понимают и недооценивают важность того, чтобы у нас росли большие мудрецы Торы и праведники, по-настоящему служащие Творцу. Когда они есть, их влияние на окружающих гораздо больше влияния любых программ кирува.

Но, если человек будет учиться и заниматься только собой, ради самого себя, большого толка от этого не будет. Ради него самого ему рост в Торе не полагается. Если человек растет в Торе, чтобы впоследствии передавать ее другим, то его Тора изначально называется Торат хесед. Если он учит Тору для того, чтобы передать ее дальше, то получит положенное ему благословение на ее изучение и продвижение в ней.

В окружающем нас мире постоянно происходят всплески тумы (нечистоты). Они влияют и на нас в силу связи наших душ с окружающим миром. Поэтому нам нужно работать над собой и усиливаться в Торе в гораздо большей степени, чем если бы этих всплесков не было. Когда мы молимся, как следует, и делаем добрые дела с необходимым душевным настроем, это уменьшает силу любых дурных влияний окружающего мира.

Все наши поступки имеют влияние«Нефеш а-Хаим» пишет, что дурные мысли в сердце еврея более весомы для Всевышнего, чем разврат Тита в Святая Святых. Ведь любые поступки Тита не могли оказать влияние на высшие миры, в отличие от дурных мыслей еврея. Причем, это влияние может быть различным, в зависимости от уровня человека. Грехи больших людей могут нанести гораздо более весомый духовный ущерб, чем грехи людей маленьких. Однако, по-настоящему великие в Торе люди, как правило, несут нам огромное добро своей Торой, заповедями и молитвами.

Идея внутреннего единства еврейского народа, проходящая через повествование о египетском изгнании, получении Торы и строительстве Мишканаявляется для нас источником нашей надежды на приход Машиаха. Если мы будем делать тшуву по-настоящему, это станет причиной тшувы всего нашего народа. Единым народом нас делает связь с Творцом и служение ему. Самым сильным средством для этого является изучение Торы ради ее исполнения, поскольку именно Тора прилепляет нас ко Всевышнему. Когда мы помогаем заниматься Торой другим, это единение в раскрытии Торы Всевышнего в этом мире дает нашему народу достичь единства. От нас требуется, несмотря на все происходящие вокруг события, делать свою собственную тшуву. Нам всем есть, в чем исправлять себя. Если мы действительно сделаем истинную тшуву, то сможем влиять на многие вещи во всех сферах нашей жизни, на которые пока не получается влиять сейчас.

Подготовил рав Ц. Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=22871