Недельная глава Дварим
Известно, что эта книга является как бы повторением Торы, и поэтому ее называют также Второзаконие (משנה תורה – Мишнэ Тора). В ней рассказывается, как наш наставник Моше еще раз изложил большинство законов Торы – теперь уже новому поколению, которому предстояло вступить в Землю Израиля.
Однако здесь не упоминаются законы служения коэнов – ни порядок принесения жертв, ни законы ритуального очищения, которые уже были разъяснены им, – ведь коэны проявляют особое рвение в своем служении и не нуждаются в повторном напоминании.
А для всех остальных евреев Моше повторил заповеди, которым они обязаны следовать, – порой разъясняя дополнительные подробности, а порой просто еще раз предостерегая их от нарушения запрета. Так, в этой книге приведено множество предостережений и запретов, связанных с идолопоклонством, а также повторено, какие наказания полагаются за их нарушение.
Кроме того, в этой книге приведено несколько заповедей, которые вообще еще не были упомянуты, – например, заповедь ибума, закон о муже, возводящем напраслину на жену, законы развода, а также законы о лжесвидетелях и другие. Но все эти заповеди уже были сообщены Моше у горы Синай и в Шатре Откровения в первый год после его возведения, еще до греха разведчиков, так как в степях Моава ему не было заповедано ничего нового, кроме «слов союза» (Дварим, 28:69), включающих благословения и проклятия.
А чтобы евреи не сказали: «Мы не сможем унаследовать эту землю, ведь нет человека, который бы не грешил, – и сейчас же Мера Суда настигнет нас, и мы будем истреблены!», наш наставник Моше объяснил им, что Святой, благословен Он, полон милосердия. Снисхождение и прощение, исходящие от Него, будут поддерживать евреев в их служении Ему, как сказано в Писании: «Ведь от Тебя – прощение, чтобы перед Тобой трепетали» (Теилим, 130:4).
Недостаток веры
«И взяли они в руки свои из плодов той страны, и снесли к нам, …и сказали: «Хороша страна, которую Г-сподь, Б-г наш, дает нам!»» (Дварим, 1:25-33).
«Кто это сказал хорошее про страну? Йеошуа бин Нун и Калев бен Йефунэ». Так объясняет Раши, опираясь на написанное в сборнике мидрашей «Сифри».
А я удивляюсь: если так, то какие же могут быть претензии к сынам Израиля?! Они и должны были поверить десятерым больше, чем двоим!
Но на самом деле, как я там и объяснил, все разведчики вместе сказали перед Моше и Аароном: «Мы проникли в землю, в которую ты отправлял нас, и действительно, она течет молоком и медом, и вот ее плоды» (Бемидбар, 13:27).
Итак, все в полном согласии признали, что земля хороша, но затем некоторые из них запугали евреев тем, что населявшие эту землю народы очень сильны. А увидев, как Йеошуа и Калев укрепляют сердца людей для битвы, остальные разведчики пришли к сынам Израиля тайно от Моше и оклеветали Святую Землю, сказав: «Земля, по которой мы прошли, чтобы ее осмотреть, – это земля, истребляющая своих обитателей» (там же, 13:32). И об этом сказано здесь: «И возроптали вы в шатрах ваших» (1:27).
Однако перед Моше народ не упомянул об этой клевете, так как он бы ее опроверг, ведь сначала эти разведчики говорили совершенно иное, признавая, что земля хороша и «действительно, течет молоком и медом». Но евреи сказали Моше: «Братья наши внесли страх в сердца наши, сказав: народ многочисленнее и выше нас» (1:28). И поэтому Моше им ответил: «Это верно, что тот народ многочислен и высокоросл, как вы и говорите. Но Б-г сражаться будет за вас так же, как сделал Он это в Египте (1:30), так будет и теперь». И поэтому Моше сказал им: «В этом деле вы не верите Г-споду, Б-гу вашему» (1:32) – так как их останавливал лишь недостаток веры.
Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.