Дела отцов – знак для сыновей — Из комментариев Рамбана к недельной главе Лех Леха

Дата: | Автор материала: Рамбан

4250

Недельная глава Лех Леха

Дела отцов – знак для сыновей

«И прошел Аврам по стране до места Шхема, до Элон-Морэ…» (Берешит, 12:6).

Я изложу тебе общий принцип, и пойми его в отношении всех последующих глав, посвященных нашим праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову. И это великий принцип, но наши мудрецы выразили его очень кратко, сказав: все, что происходит с отцами, – знак для сыновей [Здесь Рамбан ссылается на мидраш, в котором сказано, что «Святой, благословен Он, дал знак Аврааму: все, что произойдет с ним, произойдет в будущем с его потомками». И приводится несколько примеров: «Авраам спустился в Египет из-за голода, и его потомки спустились в Египет из-за голода. …Авраам сражался с четырьмя царями, и против народа Израиля в будущем объединятся все цари, как сказано (Теилим, 2:2): «Восстали земные цари, и правители объединились в заговор против Г-спода и Его Машиаха» (Танхума, Лех Леха 9).]. И поэтому в Писании подробно рассказывается о путешествиях праотцев или о рытье колодцев, а также о других событиях. И можно было бы подумать, что это лишние подробности, от которых нет пользы, – однако все они содержат предсказания будущего. И когда что-либо происходит с одним из трех пророков, которые были нашими праотцами, вдумайся в это, чтобы узнать, какие события предопределены для их потомков.

И знай, что любой приговор Небес, который воплощается в неком образном действии пророка, наверняка реализуется затем и в действительности. И поэтому пророки совершали подобные действия. Так, пророк Ирмияу повелел от имени Б-га своему ученику Баруху: «И будет, когда ты закончишь чтение этого свитка, то привяжи к нему камень и забрось его в Евфрат, и скажи: так погрузится Вавилон и не поднимется из-за беды, которую Я наведу на него, и они изнемогут» (Ирмияу, 51:63-64). И подобное же действие совершил Элиша, когда он «сказал царю Израиля возложить руку свою на лук», и сам Элиша «положил руки свои на руки царя» и велел ему выстрелить через окно дворца на восток, в сторону земли Арам. И когда царь выстрелил, Элиша сказал ему: «Это стрела спасения, (которое придет) от Г-спода, – стрела избавления от Арама, и ты поразишь арамейцев в Афеке окончательно» (Млахим 2, 13:16-17). А затем Элиша велел царю взять стрелы и бить ими в землю – и царь ударил в землю три раза. И тогда «разгневался на него человек Б-жий (т. е. Элиша), сказав: нужно было ударить пять или шесть раз, тогда бы ты окончательно разбил арамейцев, а теперь ты побьешь арамейцев (только) три раза» (там же, 13:19). [См. также пророчество Йехезкеля, в котором с помощью подобного символического действия предсказано конечное избавление народа Израиля и воцарение Машиаха (Йехезкель, 37:15-28).]

И поэтому Святой, благословен Он, поселил Авраама в этой земле и повелел совершить такие действия, которые станут прообразом всего того, что в будущем произойдет с его потомством. И пойми это. [Рав Элияу Деслер поясняет, что «образное действие пророка», связанное с предопределенным приговором Небес, переносит это будущее событие из высших миров в нижний – в «мир действия» (олам а-асия). А уж после того, как прообраз будущего события проявляется в нижнем мире, неизбежно реализуется и сам приговор. И чаще всего таким «образным действием», определяющим будущее, становится испытание, которое должен выдержать человек (Михтав ми-Элияу, 5, с. 401-402).]

А теперь, с Б-жьей помощью, я начинаю разъяснять эти события в подробностях, по ходу изложения в Торе.

Сказано: «И прошел Аврам по стране до места Шхема…», – и это название города, а также название всей этой области. А Шхем, сын Хамора, получил имя по названию своего города.

…И то, что Аврам поселился в этом месте с самого начала, еще до того, как Б-г даровал ему эту землю, было намеком на то, что его потомки захватят это место еще до того, как удостоятся его, – т. е. до того, как наполнится чаша грехов жителей той земли и они будут оттуда изгнаны.

А Элон Морэ – это место в области Шхема. И оно называется также «Элоней Морэ», как написано: «…в степи, против Гилгаля, около Элоней Морэ» (Дварим, 11:30). И в области Шхема, недалеко от реки Иордан, расположены гора Гризим и гора Эйваль, куда народ Израиля пришел в начале овладения этой страной.

А после того, как Святой, благословен Он, сказал: «Твоему потомству Я отдам эту страну» (Берешит, 12:7), Аврам «двинулся» из Шхема «и раскинул свой шатер» (там же,12:8) между Бейт-Элем и Айем – в месте, которым овладел Йеошуа в самом начале завоевания

Четыре царя – четыре царства

«И было в дни Амрафеля, царя Шинара, Арьёха, царя Эласара, Кедарлаомера, царя Эйлама, и Тидаля, царя народов. Они вели войну…» (Берешит, 14:1-2)

Эти события [т. е. «война царей» и победа Авраама над «четырьмя царями»] произошли с Авраамом для того, чтобы показать: четыре царства будут властвовать в мире, но в конце концов потомки Авраама возобладают, и все эти царства падут перед ними и возвратят всех пленников и награбленное имущество.

[В мидраше отмечается, что суть этой войны образно передана в стихе псалма: «Злодеи обнажили меч и натянули лук, чтобы свалить обездоленного и нищего, изрубить идущих по прямому пути» (Теилим, 37:14). Согласно толкованию мидраша, «злодеи» – это царь Амрафель и его соратники, «обездоленный и нищий» – это Лот, а «идущие по прямому пути» – это Авраам и его ученики (Берешит Раба, 42:1). Ведь, согласно многим талмудическим источникам, Амрафель, возглавляющий союз «четырех царей», – это царь Нимрод, непримиримый враг Авраама, который повелел бросить его в огненную печь в Ур Касдим (Таргум Йонатан на Берешит, 14:1; Берешит Раба, 42:2). В Талмуде указано, что его стали называть «אמרפל» (Амрафель) именно после того, как он «אמר פול» (амар поль), – т. е. «велел (буквально: сказал) бросить» Авраама в огонь (Эрувин, 53а; Танхума, Лех, 6; Раши на Берешит, 14:1). И с тех пор Нимрод-Амрафель постоянно «искал души» Авраама, и поэтому он собрал и привел на войну против него всех этих царей (Перуш Маарзо на Берешит Раба, 42:4).

В святой книге «Зоар» сказано, что «четыре царя» начали эту войну, в первую очередь, для того, чтобы расправиться с Авраамом, который стремился увести весь мир от идолослужения и распространял веру в Единого Б-га (Зоар, Лех, 96б). Комментаторы поясняют: четыре царя захватили в плен Лота, так как рассчитывали, что Авраам попытается спасти своего племянника и сам попадет к ним в руки. И поэтому они не собирались умертвить Лота, а только взять в плен, чтобы он стал «обездоленным и нищим», а вот Авраама они действительно рассчитывали «изрубить» и убить. Но Всевышний обратил их меч против них самих, и их постигла участь, которую они готовили Аврааму, – как сказано в следующем стихе процитированного выше псалма (Теилим, 37:15): «Их меч вонзится в их сердце, а их лук переломится» (Хидушей а-Радаль и Эц Йосеф на Берешит Раба, 42:1; Ми-Маамаким 1, Лех, с. 79-80).

Как при Аврааме беда началась с четырех царей, стремившихся его убить, – однако он спасся от них, и ему было даровано великое избавление, – так и в будущем: четыре царства будут пытаться уничтожить народ Израиля, ведь все, что произошло с Авраамом, – это знак для его потомков (Матнот Кеуна на Берешит Раба, 42:2).]

И первым из них был царь Вавилона [Ведь именно в земле Шинар возвели город, названный затем Вавилоном, а в нем – башню (см. Берешит, 11:2-9). И в Торе сказано о Нимроде: «И был началом его царства …Вавилон в стране Шинар» (Берешит, 10:10; см. также комментарий к Берешит, 11:4-5). И Ункелос в своем переводе на арамейский язык подтверждает, что «Шинар» – это и есть Вавилон (Таргум Ункелос, Берешит, 14:1).], – и так же в будущем [первым царством, которое покорит Израиль, будет Вавилон], ведь сказано: «Ты сам – голова из золота» (Даниэль, 2:38).

[В книге пророка Даниэля рассказывается, как вавилонский царь Невухаднецар, грозный покоритель Иерусалима, увидел сон, который его очень встревожил, – но по пробуждении он забыл содержание сна, и никто не мог его восстановить и разгадать. Разгневанный царь повелел изрубить на куски всех своих советников и толкователей снов. Угроза нависла и над Даниэлем – и тогда Творец вложил в его уста разгадку вещего сна. Даниэль напомнил царю, что тот видел во сне «огромного идола, …голова которого была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени – из железа, а ступни – частью из железа, а частью – из глины» (Даниэль, 2:31-33).

По словам Даниэля, четыре части этого идола символизировали четыре царства, которые будут править миром на протяжении истории и подчинят себе сыновей Израиля, и первое из этих «четырех царств» – Вавилон. Поэтому-то Даниэль и сказал Невухаднецару: «Ты сам – голова из золота» (там же 2:38).

Согласно указаниям комментаторов, вторым царством будут Мидия и Персия, третьим – Греция, т. е. царство Александра Македонского, и, наконец, четвертым – Эдом, «царство», начавшееся с римлян и продолжающееся до наших дней (Раши на Даниэль, 2:39). А затем «Б-г небесный установит такое царство, которое никогда не разрушится, …– оно разобьет и уничтожит все эти царства, а само будет стоять вечно» (Даниэль, 2:44). И это – «царство Святого, благословен Он, – царство Машиаха» (Раши, там).]

А Эласар – это, возможно, название города в Мидии или в Персии.

А в городе Эйламе правил царь Греции, и это был первый из их царей, и оттуда распространилось их царство после победы Дария. И об этом уже упомянули наши мудрецы, ведь сказал раби Йоси: «Шесть лет их царство было в Эйламе, а затем распространилось по всему миру».

А царь народов – это царь, который правил различными народами, которые поставили его главой и правителем над собой. Это намек на императора Рима, который правил империей, собранной из многих народов: китим [Ункелос указывает, что «китим» – это римляне, а р. Йонатан Бен Узиэль называет их обитателями «страны Италия» (Таргум Ункелос и Таргум Йонатан на Бемидбар, 24:24; см. также Раши на Даниэль, 11:30)], эдомитян и других.

И об этом говорится в «Берешит Раба». Сказал раби Абин: «Как начинается с четырех царей, так и завершается четырьмя царствами: Вавилон, Мидия, Греция и Эдом». И еще там сказано: «И было в дни Амрафеля, царя Шинара…» – это Вавилон, «Арьёх, царь Эласара» – это Мидия, «Кедарлаомер, царь Эйлама» – это Греция, а «Тидаль, царь народов» – это царство Эдома, которое властвовало над всеми народами мира.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.

Книгу можно приобрести на сайте www.jewishbooksmarket.com


http://www.beerot.ru/?p=20713