Светильник Зехарии — Афтара на шаббат Хануки

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин | версия для печати версия для печати
«И возвратился ангел, говоривший со мной, и пробудил меня, словно человека, пробудившегося ото сна. И сказал он мне: что видишь ты? И сказал я: видел я – вот менора вся из золота, и чаша наверху ее, и семь лампад на ней, и по семь трубочек к лампадам, что наверху ее. И две маслины над ней; одна справа от чаши, а другая – слева от нее» (Зехария, 4:1-4).
«И воскликнул я во второй раз, и сказал ему: что означают две маслины эти с правой стороны светильника и с левой стороны его? И воскликнул я во второй раз, и сказал ему: что это за две оливковые ветви, которые через два золотых горлышка изливают из себя золото?» (Зехария, 4:11-12).

Видя странную картину, где весь процесс попадания маслин в давильню, их выдавливание, а после – подача полученного масла в светильник – все происходит самостоятельно, без участия человека, пророк Зехария спрашивает ангела о сути происходящего.

Ангел отвечает пророку, что в видении светильника содержится намек, предназначенный Зерубавелю и тем, кто вернется вместе с ним из Вавилона и начнет строить Второй Храм. Из самостоятельно вырабатываемого масла виден намек на то, что Храм будет отстроен, даже когда представители различных народностей, насильно переселенных в землю Израиля, предпримут все усилия для того, чтобы не допустить его возведения. То есть Храм будет отстроен не благодаря вашему мужеству и вашим усилиям, а как бы сам по себе, потому что Всевышний нашлет Свой дух на царя Дарьявеша, который сам прикажет евреям возвращаться в землю Израиля и строить второй Храм, и что он также обеспечит их пшеницей и вином, маслом и дровами, как об этом рассказывается в книге Эзры, и им не придется опираться на помощь извне.

Мальбим и Абарбанель поясняют, что пророчество о первосвященнике Йеошуа бен Йеоцедеке также скрывает в себе намек на страшные постановления и гонения против евреев во времена правления греков, и о Хануке, когда были повержены сильные и многочисленные враги, а в Храме произошло чудо с кувшином масла.

Эти различные толкования видения Зехарии никто не определяет как спор разных мнений, а наоборот, даже усматривают между ними связь. И это вызывает вопрос: какая связь может быть между возрождением Храма и войнами Хашмонаим – событиями, которые разделяет временной отрезок больше чем в двести лет?

Сказано в трактате Брахот (4а), что евреям подобало выйти из Вавилонского изгнания и начать строительство Храма, не спрашивая разрешения поработителей. Это должно было произойти при сопровождении великих чудес, таких же, что были во времена Йеошуа бин Нуна. Однако у евреев был серьезный грех, помешавший событиям развиваться именно по этому пути. Все произошло иначе. Вначале было получено разрешение на возвращение и начало строительства от царя Кореша. Через некоторое время работы были прекращены, и вновь возобновлены спустя немало лет. И все это время различные силы предпринимали попытки прекратить строительство, а евреи зависели от милости персидских царей – Кореша, Ахашвероша и Дарьявеша.

Также следует из источников, что и Зерубавель очень опасался того, что выход из Вавилонии не произошел при сопровождении великих чудес, подобным тем, что произошли при выходе из Египта и во время покорения Святой Земли.

В Талмуде не говорится, что за грех стал причиной задержки чуда. Но в Зоаре сказано, что отдаление чуда произошло из-за греха с нееврейскими женами. И вот, в начале нашей афтары рассказывается, что Зехарья увидел первосвященника Йеошуа бен Йеоцедека, стоящего перед ангелом Всевышнего, а справа от него стоит Сатан и обвиняет его в том, что сыновья его взяли себе в жены нееврейских женщин, как упоминается об этом в книге Эзры: «И среди сынов священников, что взяли чужеземных жен, были из сынов Йеошуа бен Йеоцедека и братьев его: Масея, и Элиэзэр, и Яарив, и Гедалья» (Эзра, 10:18). Сам же Йеошуа был одет в испачканные одежды, что являлось знаком его вины в том, что не упрекал за это своих сыновей и не препятствовал им брать этих жен. Когда же сыновья первосвященника избавляются от своих жен, то говорится, что ангел приказывает надеть на голову первосвященника белый головной убор, что является признаком прощения его грехов и грехов его семьи, и в награду за это первосвященство станет наследием его потомков. Так был исправлен грех в семье Йеошуа бен Йеоцедека, но был ли он исправлен во всем народе Израиля?

[Очень важный вывод следует из комментария Раши к Диврей а-Ямим (гл.5), в котором поясняется причина задержки возвращения Эзры в землю Израиля. Йеоцедек, брат Эзры, никогда не был первосвященником, потому что был изгнан со всеми в Вавилон. Только его сын Йеошуа после возвращения был первосвященником во Втором Храме. А почему сам Эзра не был первосвященником, а только его племянник Йеошуа бен Йеоцедек? Это произошло по причине того, что Йеошуа поднялся в землю Израиля с первой группой Зерубавеля, что произошло на несколько лет раньше, чем возвращение Эзры. Из этого следует, что именно Эзра был достоин того, чтобы служить во Втором Храме перед Всевышним, но что удержало его от возврата в землю Израиля вместе с первой группой? На этот вопрос отвечает Талмуд в трактате Мегила (16б). Дело в том, что в то время еще был жив пророк Барух бен Нерия. Он был слишком стар и слаб для того, чтобы выдержать неблизкий путь из Вавилона в Израиль, а Эзра остался с ним, чтобы продолжать изучать Тору у одного из последних пророков, которые пророчествовали народу Израиля. Из этой истории учат наши мудрецы важное правило – что изучение Торы важнее, чем строительство Храма.]

Ханукальные события стали исправлением греха евреев в Вавилонском изгнании

Началом бунта, поднятого семейством Хашмонаим против греков, стали постановления, в которых поработители позарились на чистоту еврейской семьи. Восстав против осквернения еврейских женщин и чистоты еврейской семьи, Хашмонаим вместе со своими соратниками (спустя более чем двести лет) смогли исправить грех Израиля, связанный с нееврейскими женщинами времен Вавилонского изгнания. В награду за готовность к самопожертвованию за эти ценности Всевышний совершил те великие чудеса, которые должны были произойти во время выхода из Вавилона, но которые задержались более чем на двести лет из-за греха смешанных браков. Так отвечают наши мудрецы на заданный выше вопрос о связи между строительством Второго Храма и праздником Ханука.

Осталось только осветить один важный аспект. Победив сильных и во много раз превосходящих их по численности врагов, евреи могли возгордиться, сказав, что всего этого они добились благодаря силе своих рук. Чтобы этого не произошло, Всевышний совершил еще одно чудо, когда масло, которого должно было хватить лишь на один день, прогорело восемь дней. Это должно было напомнить евреям, что за всеми чудесами стоит Всевышний, о чем намекают последние стихи нашей афтары: «… это слово Г-сподне, сказанное Зрубавелю: не могуществом и не силой – только духом Моим, – сказал Г-сподь Воинств»

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий