Недельная глава Бо — Казни — Б-жественное управление миром

Дата: | Автор материала: Леках тов | версия для печати версия для печати

Недельная глава Бо начинается со следующего стиха (Шмот, 10:1): «И сказал Г-сподь Моше: войди к фараону, ибо Я отягчил его сердце и сердце его рабов, чтобы свершить Мне эти Мои знамения в его среде». В своем великом кодексе «Мишне Тора» Рамбам пишет («Тшува», 6:3): «Бывает, что кто-нибудь совершает такой великий грех или такое множество грехов, что Праведный Судья решает за грехи, совершенные человеком по своей воле и разумению, лишить его способности к раскаянию и возвращению. Не будет такому человеку дано возможности оставить свое злодейство, и погибнет за грехи, в которых повинен. <…> И поэтому написано в Торе (Шмот, 4:21): “И Я ожесточу сердце фараона”. За то, что он грешил по своей воле прежде и делал зло Израилю, жившему в его стране, как написано (Шмот, 1:10): “Давайте применим против него хитрость”,– по приговору Всевышнего возможность исправиться у него была отнята, чтобы наказать его за все грехи. Потому-то и ожесточил Всевышний сердце фараона. А зачем же посылал Он к фараону Моше с требованием отпустить евреев и исправиться? <…> Чтобы все обитатели мира узнали: если пожелает Святой, благословен Он, лишить человека возможности исправления – не сможет тот исправиться и погибнет за свои злодеяния».

В свете этих слов Рамбама рав Ицхак Зэев Соловейчик объясняет первые стихи недельной главы (см. агаду «Ми-Бейт Леви», стр. 165). Слова «…чтобы свершить Мне эти Мои знамения в его среде», по его мнению, указывают: целью казней было сообщить людям, что грешник умрет за свои злодеяния, то есть будет лишен возможности исправиться. Нельзя сказать, что цель казней – отягчить сердце фараона, чтобы он не отпустил евреев, поскольку он и так был лишен выбора в этом вопросе.

И поскольку фараон был средством для того, чтобы сообщить это людям, египетские казни были лишь особо изощренным наказанием. Поэтому написано (Шмот, 10:2): «…Как Я наказывал [издевался] над Египтом…», и благодаря этому (там же): «…И [чтобы] вы знали, что Я – Г-сподь».

Еще один смысл египетских казней – расширить картину веры, раскрывающуюся при исходе из Египта. Исполняя заповедь рассказа о выходе из Египта, евреи будут много говорить о чудесах, которые совершил Г-сподь. «И чтобы ты рассказывал твоему сыну и сыну твоего сына…» (там же), – чтобы евреи могли рассказать о Моем особом наказании Египту: Я знал, что фараон не отпустит народ, но, несмотря на это, послал к нему Моше сказать ему, чтобы отпустил.

В следующих стихах недельной главы (там же, 3-4) сказано: «И пришел Моше и Аарон к Паро, и сказали ему: так сказал Г-сподь, Б-г евреев: до каких пор тебе отказывать смириться предо Мною? Отпусти Мой народ, и они будут служить Мне. Ибо если откажешься отпустить Мой народ…». Почему Моше не ограничился приказом отпустить еврейский народ и предупреждением фараону о том, что случится, если он откажется? Это можно объяснить в соответствии с тем, что писал Рамбам («Мишне Тора», «Таанит», 1:3): «Но если не воскликнут и не возгласят [о том, что беда постигла их за грехи], но скажут: “Это случилось с нами в результате естественного стечения обстоятельств, по воле случая настигла нас эта беда”, то это – путь жестокости, который побуждает их продолжать совершать свои дурные действия. В результате к их беде добавятся и другие беды, и это то, что написано в Торе (Ваикра, 26:27-28): “…и пойдете против Меня [по воле случая]. То в ярости [случая] пойду Я с вами…”. Я наведу на вас беду, чтобы вы раскаялись, а вы скажете, что это – лишь случай, и тогда Я добавлю вам ярости того же случая».

Таким образом, мы можем заключить: если человек считает, что его беды – лишь воля случая, то тем самым он приводит на себя новые беды. Это Моше и сообщил фараону – что казни постигнут его за две вещи: за то, что он не отпускает еврейский народ, и за то, что он обосновывает свой отказ, утверждая, что казни – не дело рук Б-га, а всего лишь плод мудрости и колдовства. Это утверждение фараона само по себе является хорошей причиной для сурового наказания, как объяснил Рамбам.

По книге рава Яакова Байфуса «Леках Тов». Подготовил рав Элияу Швальб

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

недельная главаvideo
19 МИН
| Рав Игаль Полищук

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий