Что делать? — Кто является настоящими врагами Израиля?

Дата: | Автор материала: Рав Элханан Буним Вассерман

865
уничтожение злого начала

Часть вторая

«Будут вас преследовать ваши ненавистники…» (Ваикра, 26:17). Я поставлю вам ненавистников не иначе как из вас, и среди вас. Так как в тот час, когда народы мира преследуют Израиль, они хотят отнять у них только то, что открыто… но когда Я поставлю вам <ненавистников> из вашей же среды – они станут искать и спрятанное вами (Раши, из Торат Коаним).

5. Кто является настоящими врагами Израиля?

Из всего вышеприведенного ясно, что самые лютые наши враги – это те, кто стремится к уничтожению изучения Торы в народе Израиля. Они представляют реальную угрозу самому его существованию. Они – «змеи и скорпионы», желающие стереть имя «Израиль» из-под небес, и Тора их рассматривает именно так, как мы видим в законах, касающихся месит у-мадиах[человека, который пытается склонить еврея к идолослужению; здесь и далее – примечания переводчика] (см. Раши к Берешит 3:14, и поймешь).

Из нашей истории мы знаем, что никогда внешние преследования не представляли угрозы для Израиля как народа в целом. «Если подойдет Эсав к одному стану и разобьет его, то будет оставшийся стан спасен» (Берешит, 28:8, см. комментарий Рамбана там).

Инквизиция и крестовые походы, которые унесли тысячи жертв, не смогли уничтожить Израиль.

Хотя Тора и скиталась с места на место, кровь, пролитая нашим народом, стала цементом, укрепившим его на веки вечные, так, что никакие ветры теперь не сдвинут его с места. Мы черпаем из тех сил, которые были влиты в нас тогда, и живы благодаря заслугам тех поколений, до сих пор. Наши мудрецы говорят (см. Раши к Млахим I, 22:17): «Капля крови, потерянная тем праведником [имеется в виду пророк Михияу], которого ударили по щеке, стала искуплением для всего еврейского народа»… Тем более, когда идет речь о самих святых людях, которые удостоились того, что благодаря их самопожертвованию Имя Всевышнего было освящено на поколения – это такой высокий уровень, что ни одно творение не сможет находиться рядом с ними <в Раю>. Известно, что вскоре после изгнания из Испании, в дни рава Йосефа Каро и Аризаля поколение потомков изгнанных стало поколением знания, поколением святых и чистых людей.

Угроза существованию нашего народа появилась только благодаря нашим подстрекателям, начиная с лжепророков во времена Первого Храма, а за ними – саддукеев, во времена Второго, а после его разрушения – вероотступников, караимов и им подобных, вплоть до последних поколений – воспитанников «берлинского оглупления» и их порождений, которыми являются современные партии.

Все эти группы, в разные периоды приобретая различные формы, являлись одним и тем же по сути, лишь меняя внешнее обличие в зависимости от времени. Все они – посланники одного и того же Сатана, который все время пытается из наших же рядов поставить лжецов и предателей, цель которых будет в том, чтобы прервать связь евреев с источником их жизни – Торой; в этом – единая стратегическая задача всех этих групп, а они – лишь отряды исполнителей.

6. Как нам спастись?

Каким же оружием нам воспользоваться против столь серьезного противника? Об этом нам было сказано от имени Всевышнего: «Сказал Святой, благословен Он, Израилю: дети Мои! Я создал дурное начало, и создал для него целительную приправу – Тору. Если вы заняты Торой, вы не попадете к нему в руки, если же нет – то вы отданы ему» (Кидушин, 30б). Изучение Торы – единственное оружие против него (см. «Месилат Йешарим», гл. 5, и поймешь)! Нам следует знать, что причина причин всех поражающих нас недугов одна – прекращение изучения Торы: детьми и подростками, главами семейств; оставление изучения Торы даже ее знатоками, из-за тяжелого положения; и еще есть причины, которые не время сейчас перечислять. (Примечание автора: последнее из перечисленного, по моему скромному мнению, – самое важное, так как существует принцип «все тело следует за головой» (см. Эрувин, 41а) – тем, кто понимает, достаточно намека.)

Поэтому, если мы хотим погасить огонь, окружающий нас со всех сторон, нам необходимо прежде всего устранить первопричину. Основная наша работа должна быть направлена на распространение учения Торы – следует сосредоточить на этом все силы. Это – старое проверенное средство, самое надежное. Никакое иное средство здесь не поможет, пока причина недуга не устранена. Это в точности напоминает человека, простудившегося из-за того, что лежит возле открытого окна – если давать ему лекарства, оставив его самого на прежнем месте, могут ли эти лекарства ему помочь? Сначала надо обязательно закрыть окно, и лишь затем давать лекарства. (Примечание автора: само собой разумеется, что мы говорим только о чистой Торе Всевышнего, без различных примесей, что практикуется некоторыми.)

Я считаю, что в первую очередь, вместо того чтобы тратить силы на выяснение истории недуга, предпочтительнее уделить больше внимания самому главному: распространению изучения Торы.

Нам стоит опасаться, чтобы, упаси Б-г, не получилось со всей нашей работой так, как описано в известной притче, приведенной в предисловии к книге «Хайей Адам»: «…Человек учился на портного несколько лет, а после этого ему пришла в голову мысль – ведь невозможно шить без иголки и ножниц!.. Тогда он отправился изучать, как их делать, а потом подумал: а может быть, у меня не будет ниток? Пошел учиться прясть лен, и так провел всю жизнь, пока не состарился и умер, не пошив ни одной одежки». Хотя все, что делается во имя Небес, полезно и важно, и любимо Всевышним, нам следует правильно оценивать наше положение. Из-за грехов наших мы бедны силами. Утешения, состоящего в том, что большинство народа на нашей стороне [статья была написана в первой половине прошлого века], недостаточно. Ведь любая армия нуждается в командирах, командирам нужны генералы, а генералам требуется, чтобы над ними был главнокомандующий, которому все будут подчиняться. Возможно, людей на роль рядовых у нас хватает (да умножатся они!), может быть также, что есть и командиры, но генералов у нас очень мало! Это – во-первых.

Во-вторых, нам не хватает того, кого все признали бы подходящим на роль верховного главнокомандующего.

До недавних поколений этот недостаток был не особо заметен, потому что существовала внутренняя дисциплина, основанная на Б-гобоязненности, которая могла отставить в сторону все личные устремления и заинтересованности. Но в наши дни?.. Мы подобны овцам без пастуха. Здесь наша слабая сторона, представляющая опасность. Того факта, что существует несколько пастырей, недостаточно, чтобы заполнить место единственного (главного), в данном случае правило «в двухстах уже есть сто» (Бава Кама, 74а) не работает, потому что есть другое правило: «У поколения должен быть один руководитель, а не два» (Санедрин, 8а). Мы находим это в Торе, в главе Пинхас (Бемидбар, 27:16-17): «Да поставит Г-сподь… мужа над общиной, который выйдет пред ними и который войдет пред ними, и который выведет их и который приведет их, и да не будет община Г-сподня как овцы, у которых нет пастуха». И хотя тогда были Йеошуа, Элазар, Пинхас и старейшины, несмотря на это, была необходимость в одном <руководителе>. Тем более, что говорить о нас? Следовательно, в таком опасном положении выход может быть только один – чтобы все мы занимались одним делом, как сказано у Рамбама: «Никогда никто не мог меня победить, кроме того, кто занят только одним делом». И мы должны сосредоточить все свои силы на одном – распространении изучения Торы, а последствия придут и без нашего участия. «Занимайся ею снова и снова, ибо все в ней» (Авот, в конце 5 главы). Без Торы нет у нас никакого разумения. Ибо насколько далеко способен видеть человеческий разум, особенно когда он полон личных интересов? «Не хватает тебе разумения – так что у тебя есть?» (Мидраш Раба Ваикра, 1:6) Но если есть у нас Тора – «Разумение приобрел – так чего тебе не хватает?» (там же).

Заодно мы сэкономим силы на ведение прямой партийной войны. «Они – своим <путем>, а мы – своим»; «Эти – на колесницах, эти – на конях, а мы – с Именем Б-га» (Теилим, 20:8); «Мар Уква написал рабби Элазару: меня преследуют люди, которых я могу отдать в руки властей, что мне делать? … Ответил ему: «Жди Г-спода молча и уповай на Него, не соревнуйся с тем, кто преуспевает, творя зло» (Теилим, 37:7) – молча жди, и Он повергнет их перед тобою, как убитых. Вставай пораньше и отправляйся учиться в бейт мидраш (дом учения), и оставайся там до ночи – и твои враги сами исчезнут» (Гитин, 7а). Мы должны мобилизовать все силы на помощь «Агудат Исраэль», задача которой – усердно распространять Тору везде, где живут евреи – в Земле Израиля и за ее пределами; в этом заключается наше спасение.

7. Подражать надо не современникам, а праотцам

Мы должны быть особенно внимательны, чтобы не допустить никакого побуждения подражать другим партиям, стремящимся потрясти мир своими голословными программами. Они много говорят, но делают мало, да и то – безо всякой пользы. Нам надо знать и всегда помнить, что мы – не одна из партий со своей программой. Нам и нельзя быть такими. Мы – исключительно евреи с Торой Всевышнего! У «еврейских» партий нет ни прошлого, ни будущего. Они подобны отсыхающему органу, который в конце концов отпадает от тела нации. И так должно быть, ибо Тора настолько всеобъемлюща и содержит в себе весь мир так, что не остается места, куда можно было бы втиснуть какую-либо программу, еще не охваченную Торой. Это – не что иное, как шитуф [так называется подвид идолослужения, в котором сочетается признание Б-га и поклонение (не дай Б-г!) другим силам].

«Все поступки людей не выходят за рамки повеления и предупреждения» (см. «Ховот а-Левавот» в разделе Аводат а-Элоким, гл. 4; похоже пишет Рамбам в «Восьми главах», гл. 8). Идея в том, что любое действие, совершаемое человеком, может быть определено как исполнение заповеди или как нарушение запрета. Если он делает то, что нужно, с правильными намерениями – это исполнение заповеди. Если же намерения его нечисты, это уже нарушение запрета. Получается, что понятия «разрешено» попросту не существует [так как все подпадает под категорию или «запрещено», или «обязательно»].

Системы <упомянутых деятелей> рассчитаны на достижение их цели: одурманить народ, усыпить его сладкими грезами, чтобы удалось разрушить как можно больше. Для нашей же цели – строительства настоящих вещей, которые сохранятся навсегда, – этот подход совершенно негоден.

«Не в шуме Всевышний…» (Мелахим I, 19:11), а там, где «голос тонкой тишины» – там пребывает Слава Всевышнего. Мы не можем идти их путями, так как эти пути, как правило, опасны, наш же путь проложен перед нами. «Если не знаешь, о, красивейшая из женщин, – иди по следам овец» (Шир а-Ширим, 1:8) – «всмотрись в поступки своих праотцов, и следуй за ними, и об этом сказано: «Направь свое сердце на путь…» (Ирмияу, 31:20)» (Раши). Если так мы поступим, то Всевышний будет с нами, и мы выстоим.

Перевод – рав О. Климовский.


http://www.beerot.ru/?p=52086