Наша ответственность в дни войны

Дата: | Автор материала: Рав Ашер Вайс

998

Начинается новый зман (семестр) у нас в колеле; обычно, в это время у меня на лице широкая улыбка. Какая радость снова вернуться к изучению Торы! Но в этот раз мне очень тяжело радоваться.

И тем не менее, надо помнить, что начало учебы — это симха шель мицва — радость, связанная с выполнением заповеди. Люди спрашивают меня, следует ли перенести празднование Бар-Мицвы, перенести трапезу того, кого вызвали к чтению Торы как Хатан Берешит. Ни в коем случае! Радость при выполнении заповеди — это то, что дает нам силу жить. Но когда нет радости от выполнения заповеди, очень трудно радоваться в такое время.

Шаббат и Симхат Тора — это возвышенные дни, дни ликования. Но Симхат Тора 5784 года навсегда останется у нас в памяти как черный день. После того, как окончилась Катастрофа, ни разу не было такого страшного дня для еврейского народа. Более тысячи евреев — не солдаты, а просто люди, женщины, старики, дети были садистски убиты. Их сжигали живьём! Сердце болит, и не может успокоиться. И мы ещё не знаем, что нас ожидает в ближайшем будущем. Судя по всему, нас ожидает тяжелая война. А мы, как изучающие Тору, должны спросить себя: «какая же у нас задача в такое время?» Что мы должны чувствовать, и что мы должны делать?

Я хотел бы поделиться с вами некоторыми мыслями по поводу этого времени.

В первую очередь: во времена бедствий, ни в коем случае нельзя говорить плохо о евреях.

Так делал мой учитель и наставник, святой Реби из Цанз-Клойзенбург (раби Йекутиэль Йеуда Хальберштам). Он умел порицать, и иногда мог сильно отругать человека. Но во время бедствий, он никого не критиковал и не говорил ни об одном еврее ничего плохого. Он говорил только о достоинствах евреев.

Нет большей защиты во время войны, чем единство!

Мудрецы (в книге Мидраш Танхума, гл. Ницавим) сказали: одну тростинку может сломать даже маленький ребенок, а связку хвороста не сломает даже самый сильный богатырь. Избавление не придет, пока все евреи не соединятся в одну связку.

Я помню шестидневную войну. Мы тогда только приехали в Израиль. Я был подростком. Мы все были в страшной опасности. Как мы боялись! Все были в панике. Мы не знали, что будет с Израилем. Но Раби Йехезкель Абрамский, большой мудрец, глава ешивы и судья, совсем не боялся! Его спрашивали: «как же вы не боитесь? » Он сказал: «Я вижу, что мы все объединены. Значит, нам нечего бояться.»

В Мидраше «Ваикра Раба» задается вопрос: «В чем разница между поколением царя Давида и поколением царя Ахава?» Мидраш отвечает: «В поколении царя Давида, дети были невинны и обладали обширными знаниями Торы, но тем не менее, солдаты Давида выходили на войну и погибали, из-за того, что между ними были конфликты. А в поколении Ахава все поклонялись идолам, но они выходили на войну и побеждали, поскольку они были едины.»

Во время войны ни в коем случае нельзя говорить о людях ничего плохого. Нужно стараться преумножать дружбу, любовь и братство! Нужно искать, как похвалить евреев.

Я хочу рассказать вам о некоторых вопросах, которые мне задают. Тысячи солдат хотят надеть цицит! Возник огромный спрос. Нужно обеспечить несколько тысяч цицит, и это нужно срочно. Солдаты хотят идти на фронт в цицит! Целые ешивы участвуют в завязывании цицит, и я постановил, что можно сделать в этом вопросе некоторые послабления. Первый узел должен завязать взрослый мужчина, но остальное могут завязать женщины (которые освобождены от этой заповеди) или дети под наблюдением взрослого человека. Когда солдаты заняты такими вопросами, конечно же Всевышний сжалится над ними! Всевышний даст им победу, и поразит наших врагов.

В книге моего наставника и учителя, реби из Цанз Клойзенбург «Диврей Яцив» (Орах Хаим, 148) приведены следующие слова: «Был очень рад получить Ваше письмо, и сердце моё возрадовалось, ибо увидел я, что народ Израиля свят! Они столь тщательно выполняют все заповеди в любых условиях. Я слышал от имени Святого Ребе из Реминова, что благодаря еврейским солдатам (речь идет о солдатах, служивших в армиях народов мира) придет окончательное избавление. Вне всяких сомнений подразумевается, что они везде и в любой ситуации тщательно и трепетно выполняют все детали заповедей нашей святой Торы. Они выполняют легкие заповеди с тем же рвением, что и тяжелые, идя на самопожертвование. И эта заслуга ускорит избавление и искупление душ наших сыном Давида, как обещал святой ребе из Реминова, и будут они достойны того, чтобы их записали в отборные войска еврейского царя, как приведено в трактате Кидушин 76б, в войска сына Давида, нашего Святого Машиаха.»

Когда эти праведники, в самых тяжелых условиях, которые только можно себе представить, самоотверженно стараются выполнить законы Торы, это несомненно вызывает милосердие Всевышнего. И поэтому мы всё время должны хвалить евреев, и напоминать себе об их добрых и хороших качествах.

Сколько людей добровольно пожертвовали собой, чтобы спасти других!

Несколько дней назад я посетил семью Слоткин. Два сына, которые не были на службе в армии, когда узнали, что происходит, сами поехали из Беер-Шевы, чтобы воевать за еврейский народ. Оба погибли. Никто их не заставлял ехать, никто их не звал. Они сами оставили своих жен и детей, чтобы защищать нас. Это настоящее самопожертвование!

Вчера ко мне пришли два солдата и попросили, чтобы я их благословил. Оба уже начали воевать, один был в Сдерот, другой в киббуц Беери. Один из них раненый. Он только и ждет разрешения вернуться в армию.

Ещё ко мне приходил один офицер. Он болен лейкемией. Его освободили от армии, но он добровольно пошел воевать. Ещё один молодой человек — вы все знаете его отца. Он заболел раком. Слава Б-гу, его подлечили, и сейчас он в неплохом состоянии здоровья. Он, конечно же, освобожден от службы в армии. Но и он добровольно пошел воевать.

Это настоящее самопожертвование! Они не желают славы или почестей. Они жертвуют собой только ради народа Израиля, чтобы он мог жить на Земле Израиля.

В книге Шофтим, в Песне Дворы к стиху 5:2 «Когда были беспорядки в Израиле, когда народ проявил добрую волю; славьте Г-спода!». Простой смысл этого стиха заключается в том, что «беспорядки» происходят из-за нападений других народов на Израиль. Но Мальбим объясняет это иначе. Он пишет в комментарии к этому стиху: когда народ будет слаб и в моральной, и в физической сфере. Когда народ будет слаб в выполнении заповедей, в изучении Торы. И когда армия не будет на должном уровне. Так было во времена Дворы и Барака — народ был в ослабленном состоянии во всех смыслах. Тогда, пишет Мальбим: «если народ проявляет добрую волю — тогда они уже неподвластны природе, событиями управляет только Б-г. И тогда славьте Г-спода — ибо Он сделал это». Я читаю Мальбима, и создаётся впечатление, будто это было сказано вчера! Народ был в ослабленном состоянии, наши враги бесчинствовали, и никто не мог им помешать. И мы также ослаблены в духовной сфере — к сожалению, большая часть народа Израиля, и здесь, на Святой Земле, и за границей ещё не приняли на себя бремя Торы и заповедей. Но если окажется, что люди добровольно идут на самопожертвование, то события уже не текут естественным образом. «И тогда славьте Г-спода — ибо Он сделал это.» И поэтому следует испытывать огромную признательность в отношении тех, кто пошел на самопожертвование — и некоторые из них поплатились своей жизнью! Ведь благодаря этому мы уже не подчинены естественному ходу событий. Поэтому мы уверены, что с Б-жьей помощью, всё это закончится успешно.

Нам необходимы чудеса, и мы удостаиваемся чудес! И тот, кто внимателен, увидит чудеса даже сейчас, вчера, сегодня, даже в день Симхат Тора.

В Талмуде упоминается, что мудрецы шли на самопожертвование, и в заслугу этого самопожертвования с ними происходили чудеса. Я ни в коем случае не хочу сравнивать наше поколение с гигантами тех времен. И тем не менее, когда люди готовы жертвовать своей жизнью ради жизни и благополучия других, это тоже самопожертвование. И поэтому Всевышний делает чудеса и для нас.

В чем же заключается наша ответственность, ответственность тех, кто занят изучением Торы? Что мы должны делать?

Понятно, что мы должны постоянно благодарить Всевышнего. Мы также должны постоянно упоминать заслуги и достоинства всех евреев.

Но что мы обязаны делать?

Каждый, кто изучает Тору, знает о понятии Иссахар и Звулун. Звулун занимается коммерцией, а Иссахар изучает Тору. Потом они делят доходы (и материальные, и духовные) пополам. В комментарии к стиху (Дварим 33:18) «А Звулуну сказал: радуйся, Звулун, выходя, а Иссахар — в шатрах своих,» Нацив (раби Нафтали Цви Йеуда Берлин) поясняет: «о Израиле сказано, что каждый раз, выходя на войну, выделяют людей для изучения Торы и для молитвы. Они каждый день выходят вместе с воюющими и сидят в шатрах на поле боя. И об этом сказано в книге Мидраш Рабба в начале главы Матот, что на войне с Мидьяном взяли с собой двенадцать тысяч человек для молитвы, и они там «оттачивали меч языка своего в войне Торы». И в этом заключалось благословение Моше: радуйся Звулун, выходя (на войну).»

И это часть договора между Иссахаром и Звулуном. В мирное время Звулун занимается торговлей, а Иссахар изучает Тору. Если начинается война, Звулун воюет с врагами и побеждает их, благодаря заслугам Иссахара, сидящего в шатре Торы.

Следуя словам Нацива, мы должны были бы закрыть коллель в Рамоте (Иерусалим) и сидеть в шатре в Газе, там, где идут военные действия. Однако, там нет места для нас. Поэтому мы сидим здесь в кондиционированном, удобном доме учения. Но каждый из нас должен почувствовать ответственность! Как Иссахар и Звулун поддерживали друг друга в мирное время, также они должны поддерживать друг друга во время войны. Мы должны чувствовать себя, как солдаты на фронте. Ответственность наложена и на нас. Сыны Израиля не побеждают в войне благодаря физической силе. Наше существование выше законов природы.

Мы существуем только из-за того, что Всевышний сказал (Дварим 31:21): «Тора не забудется у потомков его». По логике вещей, мы должны были быть несколькими страницами в книге истории. В истории Римской империи нужно было написать, что была небольшая провинция. Люди там почему-то считали себя потомками патриархов. Они существовали с такого-то по такой-то год. Для всего этого достаточно двух-трех страниц в книге истории. Раби Яаков Эмдин в предисловии к своему молитвеннику пишет, что существование еврейского народа — это самое большое из всех чудес. Мы не побеждаем в войнах благодаря законам природы!

В израильской армии самые лучшие солдаты, самое современное оружие, сильный боевой дух, но этого недостаточно. «Всевышний — воин (т. е. ведет войну)» (Шмот 15:3). Мы верим в слова мудрецов, которые сказали, что народ Израиля побеждает в войнах только в заслугу Торы.

Мы уже знаем, что здесь, на Святой Земле, мы побеждали в войнах самым чудесным образом. За несколько дней! Всего за шесть дней мы победили несколько крупных армий. «Всевышний — воин». Нам необходима помощь с Небес, которая приходит благодаря изучению Торы. Так сказали мудрецы Талмуда. Некоторые воюют мечем и копьем, некоторые же воюют, трудясь над Торой. Мы должны ощутить эту ответственность. Если мы не воспринимаем это серьёзно — значит, мы не верим в слова мудрецов. Но если мы верим в них, и нам не всё равно, что произойдет, мы должны приложить усилия! Как сказано в трактате Макот (10а): «Что означает ’стояли ноги наши во вратах твоих, о Иерусалим’ (Теилим 122:2)? Благодаря чему наши ноги стояли во время войны? Благодаря вратам Иерусалима, где занимались Торой.» И объясняет Нацив, что, когда выходили на войну, выделяли людей для непрерывного изучения Торы и молитв (Однако в этом стихе Теилим видно, что нет необходимости находиться в шатрах среди войска. Очевидно, что Нацив имеет ввиду колено Иссахара).

И в этом смысл того, что написано в трактатах Мегила (35555555а) и Эрувин (63б).

Там мудрецы рассказывают нам, как во время войны за Землю Израиля, Йеошуа бин Нун выходит ночью и видит полководца. Он спрашивает его: «ты за нас или против нас?» Очень странно! Разве Йеошуа не знал генералов своих военачальников? Видимо, его одежда была незнакома Йеошуа. И вот он спрашивает: «ты за нас или против нас?» Тот отвечает ему: «Я полководец войска Всевышнего!» Я не смертный, я не человек, я — ангел. Меня прислали к тебе с Небес. Тогда Йеошуа спрашивает его зачем тот пришел, какую весть он хочет сообщить им. Тот отвечает: «Вчера вы не принесли послеполуденное жертвоприношение, а этой ночью вы пренебрегли изучением Торы.» После чего он сказал: «Я пришел сейчас!» Я пришел сейчас, когда вы пренебрегаете изучением Торы. И написано, что после этого Йеошуа «ночевал в глубинах алахи (закона)».

В чем смысл этого? И почему написано, что Йеошуа должен был быть именно «в глубинах алахи»?

Ведь написано, что тот, кто участвует в войне завоевания Земли Израиля («милхемет мицва»), освобожден от выполнения всех повелительных заповедей, так как занят другой заповедью.

Я подозреваю, что Йеошуа задал этот вопрос. Я также могу догадаться, что ему ответил ангел. Он сказал: «посмотри на меня!» Если бы моя роль была в том, чтобы осудить тебя за пренебрежение Торой, я бы был одет, как мудрец Торы. Если бы я говорил о более трепетном выполнении заповедей, я бы оделся как хасидский ребе. Мои претензии не к пренебрежительному отношению к Торе. Мои претензии из-за пренебрежительного отношения к войне! Еврейский народ не может победить в войне, не изучая Тору. Поэтому ангел говорит Йеошуа: «посмотри на меня!» Я не говорю о заповеди «И размышляй о ней днем и ночью…».

Как ты собираешься выиграть войну, если вы не изучаете Тору постоянно?

Как отреагировал Йеошуа? Он собрал людей для чтения Теилим? Возможно, что он сделал также и это. Он открыл ночной колель, в котором изучали «Хошен Мишпат» глубину закона!

Он «заночевал в глубинах алахи». Почему именно «в глубинах алахи»? Говорит стих в книге Шофтим (5:8): «Когда избрал он божества новые, тогда — война у ворот. Видели ли щит и копье у сорока тысяч из Израиля?» Пишет Мидраш «Тана д’Вей Элияу» (11): «хороша доля того, благодаря кому появляются новые слова Торы. Ему Всевышний говорит: «Благодаря тебе Я спасаю народ Израиля. Если сорок тысяч из Израиля выходят на войну, и среди них есть хоть одна пара мудрецов Торы, из-за них Я спасу всех.».» ’Божества новые…’ — это новые слова Торы. И почему написано «щит и копьё»? Копьё держат в правой руке и пытаются поразить им врага. Щит — это оборонное оружие, с помощью которого воин старается защититься от ударов противника. Щит и копьё за тысячи лет менялись тысячи раз. Сегодня у нас есть танки, самолёты, ракеты для нападения и ракеты, защищающие нас от других ракет. Ведется также кибернетическая война. Но всегда для того, чтобы победить, нужны методы защиты и методы нападения; всегда необходимо сочетание меча, копья и щита.

Но и в войне в доме учения тоже есть щит и копьё! Есть тот, кто находит противоречие в словах своего партнера по учебе, и есть тот, кто объясняет, почему в действительности противоречия нет.

Талмуд называет таких мудрецов «носителями щитов» — те, кто умеет защищать. Когда мы действуем щитом и копьём дома учения, это даёт силу щиту и копью на поле битвы. И поэтому Йешуа «ночевал в глубинах алахи» — он понял, что ему хочет сказать ангел.

Все знают, как возникает новое понимание слов Торы, даже дети, которые учатся в ешива ктана (заведение для обучения Торе для подростков) знают это. Как великие мудрецы прошлого, авторы Тосафот, Рамбам, Рашба, Рамбан, находили новые объяснения Торы? Это всем известно. Они задавали тысячу вопросов, и давали на них две тысячи ответов! И каждый ответ — это новое понимание в алахе.

Такому человеку [который приходит к новому пониманию Торы] Всевышний говорит: «Благодаря тебе я спасаю народ Израиля!»

Поэтому в эти дни, когда идёт война, наша задача — учиться больше, чем в дни, когда всё хорошо; молиться больше, чем в дни, когда всё хорошо. Вспомните, что говорит Нацив: выделить людей, которые будут заниматься Торой и молитвой целый день. «Иссахар в шатрах своих».

Вот что возложено на нас: мы должны изучать Тору, мы должны учиться больше и лучше, чем в обычное время. Мы должны больше молиться. Верой в силу Торы и силу молитвы мы побеждаем в войне. Одни воюют мечом и копьём на поле битвы; другие воюют мечом и копьём в баталиях Торы. Только так народ Израиля побеждает в войне.

Каждый должен чувствовать, что его призвали в армию. Так выглядит народ Израиля: одни идут на поле боя, а другие идут в дом учения.

Я говорю учащимся ешив: юноши вашего возраста сейчас на войне, они на поле боя. Некоторые из них не вернутся домой. Им не дают каждый день два часа отдыха в середине дня. Поэтому и вам это не полагается. Поэтому и вы можете отказаться от некоторых удобств, от отдыха, от баловства. Каждый еврей должен почувствовать, что это его война! Его семья тоже в опасности. Все мы в опасности. Весь «народ, живущий в Сионе» подвергается опасности, такова природа вещей.

Те, кто сидит в доме учения должны радоваться своему уделу, должны гордиться им; но они также должны ощутить ответственность. Ответственность, которая возложена на каждого еврея.
Да будет воля Всевышнего, чтобы в это время мы удостоились щита и копья дома учения, чтобы благодаря нашим заслугам никто не погиб, чтобы все вернулись домой к счастливой и мирной жизни.

Во время войны ко мне приходит много людей, чтобы попросить благословение. Ко мне обращались многие люди, армейские раввины и просто солдаты и офицеры. Они просят, чтобы я их благословил, чтобы их не взяли в плен, не дай Б-г. Они меня спрашивают, можно ли заранее написать гет (разводное письмо) своей жене на случай, если их возьмут в плен или они пропадут. Можно ли назначить посланника, который напишет ей гет? Я никогда не разрешаю делать такие вещи. Многие авторитеты по алахе постановили, что не пишут гет с условием; если начнут назначать посланников для написания гета, то появятся сотни людей, которые захотят так сделать. И это чревато многими проблемами.

Поэтому, вместо этого, я благословляю всех, чтобы с ними ничего не случилось.

Я говорю им: «не волнуйся, ты вернешься домой живым и здоровым, с Б-жьей помощью проживешь долгие, долгие годы со своей женой и с детьми!» После того, как они уходят, я обращаюсь к Всевышнему: «Властелин мира! В обычные дни, благословения иногда выполняются, иногда не выполняются. Но если эти благословения не выполнятся, будет осквернение имени Всевышнего! Поэтому, пожалуйста, сделай так, чтобы они выполнились.»

У себя в доме учения я постановил, чтобы после каждой молитвы произносили три главы Теилим.

В действительности, надо было бы каждый день произносить всю книгу Теилим. Но мы знаем людскую природу. Люди не смогут это выдержать. Все заняты с утра до вечера; у одного дети, второй бежит на учебу в коллель, третий бежит на работу. Поэтому у меня в доме учения произносят три главы Теилим: 20, 130 и 83. Глава 83 говорит о войне против врагов Всевышнего и врагов народа Израиля. «Сказали они: пойдем и истребим их, чтобы перестали быть народом; и да не будет больше упомянуто имя Израиля!» Это — наши враги. На самом деле, война идёт только за это. Их не интересует территория, их не интересует свобода, их не интересует независимость. «Истребим их, чтобы перестали быть народом; и да не будет больше упомянуто имя Израиля!» Это ненавистники Израиля, враги Всевышнего, которые убивают евреев просто за то, что они евреи. Именно об этом говорит 83 глава в книге Теилим. Это то, что мы произносим каждый день после Шахарис (утренней молитвы) и после Минха (полуденной молитвы).

Да будет воля Всевышнего, чтобы он «посмотрел с Небес и увидел» (Теилим 80:15) самопожертвование тысяч и десятков тысяч тех, кто воюет на поле боя, и самопожертвование тысяч и десятков тысяч тех, кто сидит в домах учения и домах молитвы, преумножая изучение Торы и преумножая молитву. И пусть Всевышний поразит наших врагов, и «успокоится земля на сорок лет» (Шофтим 3:11) — и не только на сорок лет, а навечно.

И пусть Всевышний выполнит то, что сказано: «И избавленные Г-сподом возвратятся и придут в Цион с ликованием, и радость вечная на голове их; веселье и радость найдут они, и уйдут печаль и стенание.» И придет к нам Святой Избавитель вскорости и в наши дни.

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=89994