Законы о злоязычии (лашон а-ра) — Запрет сплетен – рехилут — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

632

Глава 1

О запрете рехилут даже в том случае, если это правда; о том, как следует отвечать на вопрос «Что такой-то говорил обо мне?»

1.   Запрещено сплетничать – рассказывать ближнему, как некто дурно о нем отзывался либо причинил или собирается причинить какой-то вред: обидеть, подвести, обокрасть и т.п. Рехилут запрещен, даже если то, что этот некто сказал, сделал или собирается сделать, является абсолютно справедливым и верным. Но поскольку это направлено против другого человека, распространение такой информации вызовет вражду, презрение, споры, месть того, о ком шла речь.

2.   Рехилут запрещен, даже если рассказчик не собирался разжигать ненависть и вражду, и даже если он считает, что тот, о словах или поступках которого он сообщает ближнему, поступил правильно.

3.   Рехилут запрещен, даже если все сказанное является правдой, и даже если эти два человека и без того друг друга ненавидят.

4.   Если человеку уже частично известно, что о нем говорил или что ему сделал другой, и он хочет выяснить у третьего лица подробности сказанного или сделанного, запрещено удовлетворять его просьбу.

5.   Запрещено произносить рехилут даже под угрозой потери всего имущества, а также под угрозой брани и проклятий.

6.   Если человека спрашивают: «Что обо мне говорил такой-то?», и в соответствии с законами о рехилут правду сказать запрещено, а промолчать либо перевести разговор на другую тему не представляется возможным, разрешено солгать ради сохранения мира и дружбы.

7.   Рехилут запрещен и тогда, когда имя того, кто дурно отозвался о слушателе или причинил ему вред, не называется прямо, и слушатель сам догадывается о том, кто это сказал или сделал.

8.   Рехилут запрещен как в том случае, когда он порождает ссору, так и в том случае, когда он поддерживает или усиливает существующую или пробуждает уже забытую вражду. Запрещено произносить рехилут, даже если это делают как бы «между прочим», упоминая в общем разговоре, к слову.

9.   Рехилут запрещен как в устной, так и в письменной форме.

Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Лейба-Нахмана Злотника и рава Натана Мелера (издательство «Шеарим») за право пользоваться переводом книги «Орхот Лашон», готовящейся к выпуску на русском языке под названием «Слово – золото: книга о полезной и вредной речи». Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!

http://www.beerot.ru/?p=53433