Законы о злоязычии (лашон а-ра) — Запрет сплетен – рехилут — Часть 3

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

622

Глава 4

О том, каков закон в случае, когда человек и без рехилут уже знал о случившемся; о том, как исправить грех рехилут

1. Если человек знает о том, что сделал ему ближний, но не задумывался над тем, что слова или действия этого ближнего были направлены против него, то тот, кто попытается ему это объяснить, нарушит запрет рехилут.

2. Если некто дурно отзывался о другом в присутствии двух человек, и один из слушателей, нарушив запрет рехилут, рассказал об этом тому, о ком шла речь, второму слушателю все равно запрещено рассказывать об услышанном, т.к. тот, о ком дурно отзывались, скорее поверит этому рассказу, если услышит его от двоих.

3. Тот, кто нарушил запрет рехилут, обязан сделать тшуву – вернуться на правильный путь. Он должен рассказать о своем нарушении тому, о ком сплетничал, и просить его о прощении. Как любой, кто нарушил закон Торы, он обязан раскаяться в содеянном, вслух попросить прощения у Всевышнего (шепотом, без свидетелей) и принять решение никогда больше не повторять этого нарушения.

Глава 5

О запрете слушать рехилут и верить ему; как поступать, если все же человек совершил нарушение, слушал рехилут или поверил ему

1.  Запрещено верить рехилут. Запрещено даже просто его слушать, за исключением тех ситуаций, когда эта информация может принести какую-либо пользу. В таких случаях разрешено выслушать рехилут и принять его к сведению, чтобы обезопасить себя и предостеречь других. Но и в этом случае верить запрещено.

2. Если кто-либо стал очевидцем дварим а-никарим, которые явно показывают, что некто собирается причинить ему зло, ему разрешено навести справки об этом человеке, чтобы знать, как обезопасить себя от него.

3. Если человек слышал от кого-либо, что некто собирается причинить ему зло, запрещено верить сказанному и даже отнестись к этому, как к информации, вызывающей сомнение. Человек обязан продолжать относиться к тому, о ком шла речь, так же, как и раньше, в случае необходимости оказать помощь, как любому другому ближнему согласно закону Торы. Разрешено лишь учесть сказанное для того, чтобы обезопасить себя от возможного ущерба.

4. Если знание о рехилут не может принести пользы, запрещено уговаривать кого-либо рассказать рехилут.

5. Если человеку рассказали, что некто говорил о нем дурное, и проверка показала, что так оно и было, человек обязан оправдать говорившего, если только это возможно. Если говорившего можно было оправдать, и человек этого не сделал, он нарушает запрет верить сплетням.

6. Тот, кто поверил сплетням, обязан сделать тшуву, т.е. вернуться на правильный путь. Для этого необходимо постараться забыть услышанный рехилут, сказав себе: «Может быть, такого не было, или если что-то и было, то рассказчик сильно преувеличил». Необходимо также решить для себя никогда в будущем не верить рехилуту, также следует попросить вслух прощения у Всевышнего (шепотом и без свидетелей).

Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Лейба-Нахмана Злотника и рава Натана Мелера (издательство «Шеарим») за право пользоваться переводом книги «Орхот Лашон», готовящейся к выпуску на русском языке под названием «Слово – золото: книга о полезной и вредной речи». Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!

http://www.beerot.ru/?p=53537