Рав Аарон Котлер — Глава 2 — Часть 1 — Возрождение Торы

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

1496

ГЛАВА ВТОРАЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ТОРЫ

«Мне еще многое надо сделать»

После того, как рав Аарон Котлер, по милости Всевышнего, спасся из нацистского ада, он был проникнут сознанием того, что на него возложена задача вернуть Торе былую славу и заново отстроить мир Торы.

В 5708 (1948) году, во время Войны за независимость в Израиле, он находился в Иерусалиме и во время артобстрелов ложился на пол вместе со всеми окружающими. Близкие к нему люди слышали, как он молился и говорил на идиш: «Властелин Мира! Мне еще много надо сделать в этом мире!»

И действительно, Всевышний услышал его молитву и продлил его дни еще на пятнадцать лет, в течение которых он сделал очень и очень много – до своей смерти в 5723 (1962) году.

Судьбоносное решение

Находясь в 5701 (1941) году в Шанхае после того, как спасся от ужасов Катастрофы, он должен был решить, куда ему ехать: в Землю Израиля или предпочесть эмиграцию в Соединенные Штаты. Были у него причины и для того, и для другого решения, и в конце концов он выбрал второе – чтобы изменить духовное состояние евреев в США путем основания там ешивы без изучения предметов, не связанных с Торой.

В Соединенных Штатах того времени царила атмосфера слепой погони за материальным; тема заработка имела наивысший приоритет. Чтобы найти источник пропитания, нужно было работать семь дней в неделю, нарушая субботу. Ясно, что тот, кто не мог устоять в этом испытании, терял связь с Торой и страхом перед Б-гом на целые поколения.

Та же тенденция господствовала и в сфере образования. По всей стране не было ни одной ешивы с изучением одной только чистой Торы; повсюду святое было смешано с будничным. Даже немногие отцы семейств, которые решались в те времена послать своих сыновей в ешиву, требовали, чтобы те изучали также и светские предметы, чтобы иметь возможность впоследствии устроиться на работу. Многие эмигранты также стремились дать своим детям высшее образование и возможность получить академические степени. Они сами приехали в страну без образования и профессии, что заставляло их идти на тяжелые, изнурительные работы; это чрезвычайно удручало и угнетало их, и они хотели хотя бы детям своим обеспечить лучшее будущее. Помимо этого, в Соединенных Штатах закон об образовании обязывал молодых людей до 18 лет учиться в соответствии с программой общеобразовательных школ.

Спасение Торы и спасение народа Израиля

Когда рав Аарон прибыл в США в Нисан 5701 (1941) года, он, сойдя с поезда в Нью-Йорке, объявил на пресс-конференции следующее: «Ради себя самого я не приехал бы… Я приехал сюда, чтобы помочь и спасти, с вашей помощью, евреев Америки, основать здесь заново древние центры Торы, которым сотни лет… ибо есть у Торы будущее в Америке» (как было опубликовано в «Морген журнал»).

Далее наш учитель говорил об обязанности сделать все для спасения евреев Европы. Он объявил: «Я надеюсь, что вы не замолчите и не успокоитесь, пока все не будут спасены… Сегодня Америка – это единственный якорь спасения из той долины скорби. Все остальные пути закрыты. Побеспокойтесь, пожалуйста, о том, чтобы дорога в Америку – этот единственный спасательный туннель – расширялась, чтобы Америка разрешила въезд евреям – максимальному их числу».

Давайте вглядимся внимательнее, чтобы увидеть, что стоит за этими словами.

Наш учитель только что сошел с поезда, утомленный скитаниями. Нет сомнения, что травма Катастрофы, опасности и все, что ему пришлось пройти, целиком заполняет сейчас его душу. У него самого нет пока еще крыши над головой. И при всем этом он беспокоится не о себе, а о спасении евреев Европы и основании истинных центров Торы на американском континенте.

И рав Аарон преуспел в достижении обеих этих целей. Он вдохнул новую душу в «Комитет по спасению» [евреев Европы], как свидетельствует об этом глава Комитета, гаон рав Элиэзер Сильвер: «С момента прибытия рава Аарона в Америку “Комитет по спасению” пробудился и работал в совершенно других масштабах, нежели до того».

На своей встрече с господином Генри Моргентау, евреем, бывшим в то время министром финансов США, рав Аарон сказал своему другу господину Эрвингу Буниму, который был переводчиком: «Скажите ему самым ясным образом, что вся его работа в качестве министра финансов не стоит ничего в сравнении со спасением одного еврея». Г-н Буним, хотя и опасался переводить такие резкие и однозначные слова нашего учителя, боясь вызвать гнев министра, все же исполнил его желание. В действительности эти слова произвели на министра большой впечатление, и с этого момента он стал пламенным сторонником всего, что делалось для спасения евреев.

Раву Аарону удалось также вдохнуть новую жизнь в движение «Агудат Исраэль» в Соединенных Штатах. Вот что он сказал на 35-й сессии этой организации: «…”Агудат Исраэль” существует, чтобы освящать имя Всевышнего, возвышать честь Небес и честь Торы во все времена и при всех обстоятельствах. Когда еврей присоединяется к “Агудат Исраэль”, он провозглашает тем самым, что народ Израиля – святой народ, который должен идти путями Торы».

На 37-й сессии, проходившей в Лейквуде, наш учитель провозгласил следующее: «Задача “Агудат Исраэль” – заботиться о том, чтобы связь народа Израиля с Торой не прерывалась… Хорошо, что существует “Агудат Исраэль” – организованное сообщество, собранная воедино сила, – сообщество, провозглашающее, что народ Израиля обязан быть подчиненным Торе… Многие считают, что еврейство – это дело каждого еврея в отдельности… но ведь одиночки ничего не могут сделать!»

Продолжение следует

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=22477