Рав Барух Бер Лейбович — Часть 1 — Любовь рава к ученикам

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

596

Биография

Родился в 5624 (1864) году в Слуцке у р. Шмуэля-Давида, который был одним из приближенных к автору книги «Бейт а-Леви». В молодости  присоединился к ешиве Воложин и получил известность благодаря своим необычайным способностям.

Был большим мастером талмудической дискуссии и совершал множество открытий, но после того как познакомился со своим учителем, великим мудрецом Торы р. Хаимом из Бриска, оставил все и стал точно следовать  путям учителя в понимании сугиёт (конкретных тем Гемары). С тех пор он считается величайшим учеником р. Хаима, и преданность его Торе своего учителя стала чем-то нарицательным. Он часто ездил к учителю, чтобы рассказать о своих открытиях и получить его одобрение.

В поведении своем он придерживался особой святости и был высоко ценим всеми большими мудрецами поколения.

Он был женат на дочери гаона раби Цимермана, раввина города Глуск (Минской губернии), и когда его тесть был приглашен на должность главы суда Торы г. Кременчуга, сам раби Борух был назначен главой суда Торы г. Глуска и основал там ешиву, в которую съезжались ученики из дальних мест.

Через 13 лет после этого он был приглашен преподавать в ешиве «Кнессет бейт Ицхак» в Слободке. В 5686 (1926) г. переехал со своей ешивой в Каменец. Там его деятельность достигла  расцвета, и лучшие ученики из всех ешив стекались туда, чтобы обогатиться его Торой. С началом Второй мировой войны в 5700 (1939) году его ешива переехала в Вильно, где он и вернул Творцу свою душу.

Его книги – «Биркат Шмуэль» (в 4 частях) на Гемару, «Хидушей ве-шиурей раби Борух Бер» (в 3 частях) – были изданы его учеником после его смерти.

Глава первая. Любовь к ученикам.

Словно созерцать лик ангела

Величие раби Боруха непостижимо для нашего поколения и поистине необъятно. В этой главе мне хотелось бы остановиться на одной его отличительной черте: он был «рав» всем своим существом, именно таким, какого имели в виду наши мудрецы, сказавшие: «Если рав похож на ангела Всевышнего, – будут просить Тору из уст его». У таких людей, как мы, нет представления, как выглядит ангел, но когда я удостоился увидеть нашего раби, у меня было ощущение, что я вижу рава, похожего на ангела Всевышнего.

Раби Борух удостоился вырастить поколение учеников, великих в Торе, которые стояли в первой шеренге учащихся ешив перед Катастрофой и  внесли решающий вклад в строительство мира Торы после нее. Я удостоился быть знакомым с гаонами раби Айзиком Харьковером, раби Элияу Хазаном и раби Элиэзером Пельчинским – я учился с ними в ешиве Мир еще в Литве и сподобился приблизиться к ним, – а также с гаонами раби Натаном Меиром Вахтфойгелем, раби Нахумом Перцовичем, раби Зеевом Идельманом и раби Хаимом Шаулем Карелицем, да будет благословенна память о них.

В ешиве Мир, в которой я удостоился учиться на протяжении нескольких лет, с огромным желанием воспринимали открытия в Торе раби Боруха, излагаемые его учениками, прибывшими в Мир. До сегодняшнего дня его книга «Биркат Шмуэль» лежит на стендерах во всех ешивах, и над словами его Торы  трудятся усердно и с любовью.

Душа его – с душой его учеников

Один раз я оказался на постоялом дворе рабанит из Парчов в Варшаве, где находился тогда наш раби. На следующий день после моего приезда я увидел, что он приближается ко мне. Я был смущен, так как мне следовало приветствовать его первым.

Раби подошел ко мне, приветствовал меня словами «Шалом алейхем!» и сказал: «Я слышал, что Вы – ученик ешивы Мир и что Вы из Венгрии. У меня к Вам просьба: один из моих учеников куда-то скрылся; я его не вижу и никак не могу с ним связаться. Пытался расспрашивать о нем и искал его повсюду, где только можно себе представить, в нашей стране. А сейчас я подумал: не оказался ли он в одной из соседних стран?» Раби описал мне, как тот выглядит, и попросил, чтобы я, если встречу его в Венгрии, наладил между ними связь. Он отметил, что дело это – чрезвычайно важное как для него, так, несомненно, и для этого ученика.

Я очень удивился его просьбе. Мне было ясно, что у нашего раби сотни и тысячи учеников, – и вот он трудится и повсюду разыскивает одного из них, столь многих, и просит у тех, с кем встречается, разыскать его следы.

По моему скромному мнению, он – именно такой рав, которого имели в виду наши мудрецы, когда сказали, что «если рав похож на ангела Всевышнего, – будут просить Тору из уст его».

Передача Торы из поколения в поколение: изучение Торы приводит к добрым делам

Однажды адмор из Слоним, автор книги «Бейт Авраам», попросил раби Боруха предпринять что-то в связи с местной миквой. Тот предложил ему обратиться к раввину города, на которого можно положиться. Спросил его адмор: «Наши мудрецы говорят: ”Велика учеба, приводящая к делам“, – так что же с ”делом”?»

Наш раби ответил: «”Дело“ – это учиться и учить, чтобы передавать Тору от поколения к поколению! Особенно когда есть способные ученики, такие, как Ареле Сисловичер (который впоследствии стал известен как великий мудрец Торы гаон рав Аарон Котляр). Я старался вкладывать в них много сил, чтобы они передавали Тору дальше, будущим поколениям! И это – ”дело“, выше которого нет!»

О методе «Тора вместе с дерех эрец»

Раби часто повторял замечательные слова: «Каждый человек обязан иметь великие устремления. Я стремился стать раби Акивой Эгером, и мне это не удалось; зато я стал Борухом Бером. Но если бы я стремился стать Борухом Бером, – из меня бы не получилось ничего» (из уст зятя его дочери, гаона раби Ицхака Шайнера).

Гаон раби Шимон Шваб (который был уроженцем Франкфурта) обратился к нашему раби по поводу метода «Тора и дерех эрец», который практиковался у ортодоксальных евреев Германии; он отметил при  этом, что в наше время есть разногласия, наступило ли уже время для изучения Торы «в чистоте и святости» [без совмещения с другой деятельностью]. Рав Шваб хотел узнать, каково мнение Торы по этому вопросу.

В своем ответе (напечатанном в конце книги «Биркат Шмуэль» – комментарии на трактат Кидушин) наш раби замечает, прежде всего, что «их (евреев Германии) отцы слушались гаона и праведника, нашего учителя р. Шимшона Рафаэля Гирша», и далее пишет среди прочего:

«Согласно Торе, обязанность в отношении сыновей и сынов сыновей в изучении Торы – воспитывать и обучать их так, чтобы они стали гаонами и мудрецами Торы. В этом обязанность, а не только в том, чтобы (изучением Торы) готовить их стать евреями…». Раби пишет там, приводя мнение своего учителя, гаона р. Хаима: «И если спросишь: есть немало людей, имеющих профессию [вне Торы], которые, хотя и не велики в Торе, все же люди очень достойные? Он (раби Хаим) отвечает на это: дело в том, что такой человек готовил себя быть великим в Торе – тем, что учился в хедере, искренне посвящая себя этому, и только способности не позволили достичь этого; но благодаря одному тому, что он готовил себя к Торе, остался он праведником и человеком веры».

Такой подход действительно объясняет ту особую связь, которая была у нашего раби с его учениками. Рав, считающий, что ученики должны стать гаонами и мудрецами Торы, наверняка чувствует обязанность следить за каждым из своих учеников также и после того, как тот или иной из них исчез из  поля его зрения, – ведь он обязан позаботиться, чтобы тот достиг своего предназначения: стать большим мудрецом Торы.

Важность учеников

В письме от 10-го Швата 5698 (1938) года к своему ученику гаону р. Шломо Эйману, который со временем стал главой ешивы «Тора ве-даат» в Америке, раби Борух Бер пишет:

Прежде всего повторю раби гаону, другу моему, о котором могу сказать, что он – один из тех, кто радует меня в этой в жизни,  слова, сказанные одним из гаонов (а-Ридваз – р. Яаков Давид Виловский) о самом себе: что стоило ему родиться и не напрасны были родовые муки матери его ради его открытий в Торе – объяснения в одной из тем слов Рифа (одного из ришоним). – Так же и я говорю о себе, что стоило мне родиться и не напрасны были родовые муки матери моей ради того, что удостоился я от Б-га благословенного воспитать такого ученика, как раби гаон.

Если углубимся немного в слова нашего раби, которого никак нельзя подозревать в преувеличении или напрасном употреблении красивых слов, то поймем, сколь важен для него был каждый ученик: всего лишь из-за одного из них (правда, из числа самых замечательных) он заявляет, что «стоило ему родиться и не напрасны были родовые муки его матери»…

В той же мере, в какой наш раби проявлял заботу о своих учениках и ценил их, он радовался их радости, как будто они действительно были его сыновьями.

Однажды в городе происходила радостная церемония эрусин (обручения) одного из учащихся ешивы. Учащиеся приготовились участвовать в веселье, а раби, увидев, что они мнутся и не торопятся начинать, сказал, чтобы подзадорить их: «Радость бен Тора – разве это не радость для всех?»

Когда в Каменец приехала учиться группа молодых людей из-за границы, раби Борух Бер велел нескольким молодым ученикам выйти, чтобы встретить их. Те удивились: для чего это нужно? Раби ответил им – просто и веско: «Ведь они – бней Тора

Каждый из бней Тора удостоится увидеть лик Царя

В следующих словах наш раби замечательно говорит о значении буквально каждого из бней Тора.

Когда царь Давид давал наставление своему сыну Шломо перед смертью, он сказал (Млахим-1, 2): «А сынам Барзилая Гиладиянина окажи милость, и пусть будут они среди тех, кто ест за столом твоим, ведь они поддержали меня, когда я бежал от Авшалома, брата твоего». В заслугу чего удостоились сыновья Барзилая столь больших почестей – быть среди сидящих за царским столом до конца своих дней? Они доставили Давиду «постели, и сосуды, и глиняную посуду, и пшеницу, и ячмень – муку и обжаренные зерна; и бобы, и чечевицу, – также обжаренные» (Шмуэль-2, 17:28), – и это вещи относительно недорогие.

Однако доброе дело сыновей Барзилая измеряется не денежными затратами на него; важны обстоятельства, при которых оно совершалось. Они принимали царя Давида в худшие для него времена, когда он был вынужден оставить царский трон и бежать от восставшего против него сына. В этом гостеприимстве была настоящая, самая подлинная самоотверженность. И награда соответствует этому: им положен почет без границ, и они заслужили такую близость к царю, какой не удостоился больше никто.

Так и бней Тора в нашем поколении находятся в таком же положении; уважение к Торе мало как никогда, и чтобы сидеть в шатрах Торы, требуется самоотверженность. В наше время каждый бен Тора, который трудится над Торой, очень и очень важен, даже если в прежних поколениях он вообще не считался бы знатоком ее. А в будущем, когда придет избавление, он удостоится быть среди созерцающих лик царя и восседающих за столом его.

«Быть осторожным в делах ученика и любить его»

Забота об учениках находила свое выражение не только в сфере духовной, но и в материальной, как описывает это раби Хаим Шапиро.

«Когда я впервые приехал в Каменец и вошел в его дом, застал его погруженным в учебу. Заметив меня, он, по-видимому, подумал, что я – один из учеников ешивы, и начал говорить на тему, которой был занят. Тем временем пришла рабанит и принесла обед со словами: ”Борух-Берл, я принесла обед. Ты должен поесть ради твоего здоровья”.

Увидев меня, она спросила, кто я. Я сказал, что только что приехал и хочу поступить в ешиву. Когда наш раби услышал об этом, он с радостью обратился ко мне и предложил мне порцию, принесенную рабанит; я, разумеется, отказался. Когда он стал настаивать, рабанит сказала, что у нее достаточно еды и она принесет для меня еще; и только тогда он согласился начать есть».

Раби Шмуэль Гросбард рассказывает об одном ученике ешивы, который вошел к нашему раби, и пока они беседовали, рабанит принесла ему тарелку каши на ужин. Раби спросил у ученика, ужинал ли он, и из его молчания понял, что тот действительно не ел. Он тут же попросил у рабанит тарелку и еще одну ложку, чтобы разделить свою порцию…

Еще одну историю, свидетельствующие о заботе и любви нашего раби к каждому из его учеников, рассказывает р. Г. Ландо.

Однажды кто-то из учеников ешивы был вынужден вернуться домой в середине зимнего змана (учебного семестра). Наш раби увидел, что его одежда не подходит для путешествия в зимнее время, и предложил ему свою шубу. Услышав об этом, рабанит стала возражать: «Невозможно, чтобы глава ешивы отдал свою шубу и остался без верхней одежды!» Наш раби, однако, ответил ей: «Почему эта шуба положена мне больше, чем ему? Потому что я учу Тору? Так ведь и он учит Тору!» И он не успокоился, пока возница не пообещал дать тому ученику пальто на время поездки.

Всякий раз, когда ученик возвращался из дома в ешиву, он встречал его объятиями, рассказывая при этом, как скучал без него и как ему его не хватало. Можем ли мы себе представить, как это поощряло и поддерживало каждого?

Случилось однажды, что некоторые из домохозяев в Каменице стали неприязненно относиться к ученикам ешивы, спорить с ними по одному определенному вопросу; дело дошло даже до избиения. Вскоре, однако, главарь тех драчунов тяжело заболел, и члены его семьи пришли в бейт мидраш просить у нашего раби прощения. Раби Борух Бер сказал им: «Когда нападают на моих детей, – я не прощаю». А после этого добавил: «Если вы хотите уладить дело, – идите с этими учениками в бейт дин (суд Торы), и после того как там будет вынесено решение, – вам будет прощено».

Ученики пошли к местному судье, и тот постановил, что домохозяева должны уплатить большой штраф. Лишь после того как это решение было исполнено, наш раби простил их, – и больной действительно выздоровел. («А рав а-доме ле-малъах» – «Рав, подобный ангелу».)

«Это ты – тот самый Копл?»

Ревностное отношение нашего раби к пути Торы не противоречило  красоте его поступков. Следующую историю рассказал гаон раби Шалом Швадрон.

В прошлом в Балтиморе я встречался с человеком по имени Копл, который числился среди учеников нашего раби, а потом эмигрировал в Америку. Хотя он был богобоязненным и тщательно исполнял все заповеди, бритым лицом и одеждой он походил на местных жителей. И вот что он мне рассказал.

Когда мой раби и учитель был в Америке, я зашел к нему в его гостиницу повидаться. Приветствовал его: «Шалом алейхем», а он взглянул на меня и мягко ответил: «Алейхем шалом!», – после чего стал потихоньку стонать и за все это время не обратился ко мне приветливо. Я понял, что раби беспокоится о моей богобоязненности из-за моего сомнительного внешнего вида. Я подошел к нему поближе, приоткрыл рубашку и сказал: «Пусть раби посмотрит на мой талит катан и будет спокоен: я соблюдаю субботу строго по закону, молюсь три раза в день, и у меня есть урок Гемары каждый день – несколько часов!»

Глаза нашего раби засветились, и он сказал: «А, так ты – тот самый Копл, прежний?» Тут же упал на мою шею и расцеловал меня, пока не почувствовал, что я умиротворен. Я пригласил его ко мне домой; он согласился и пошел со мной к нам.

Когда мы вошли, я увидел, что жена занимается домашними делами, слушая музыку. Я решил, что было бы неуважительно по отношению к раби, чтобы его пребывание в нашем доме сопровождалось этими звуками; я подошел и выключил патефон.

Раби обернулся ко мне и сказал: «Копл, выйди со мной на минутку на балкон!» И там он сказал мне: «Копл! Где ты учил такую ”Тору“: подойти, не спросив разрешения у жены, и выключить аппарат?! Я знаю, что ты сделал это из уважения ко мне; но уважительно ли это по отношению к жене – выключать патефон, когда она слушает?! Прошу тебя: войди и попроси у нее прощения!»

И раби Шалом закончил такими словами: «Это учит нас, что тот, кто считает, что ревностность выражается в тех или иных импульсивных действиях, – ошибается! На всякую вещь есть свой Шульхан Арух, который точно указывает, что следует делать и когда!»

Как нашедший богатую добычу

Не только к ученикам своим хранил раби Борух Бер безграничную любовь, но и к каждому мудрецу Торы и каждому бен Тора, кто бы он ни был.

На свадьбе своего сына, гаона раби Яакова Моше, которая состоялась в Барановичах, присутствовали многие великие люди Израиля вместе с учащимися ешив Барановичей и Каменица; радость буквально выходила из берегов.

В разгар веселья в зал вошел гаон раби Давид Рапопорт, автор книги «Микдаш Давид» на трактаты Кдошим, Зраим и Теорот. Увидев его, наш раби воскликнул: «Вот ходячий (трактат) Кдошим

Гаон раби Шрага Файвл Порецкий рассказывал, что однажды он, возвращаясь со своим братом из ешивы домой, встретил в поезде нашего раби, который ехал на собрание раввинов в Вильно. Как положено у бней Тора, стали говорить на темы Торы, и наш раби рассказал им о своем открытии по теме а-эгла а-аруфа (Дварим, гл. 21; это открытие раби описано в книге гаона раби Порецкого «Нер ле-маор», п. 34). После этого они тоже изложили ему свои открытия, и он выслушал их с радостью и восхищением. Восхищение его было столь велико, что когда они сошли с поезда, он поторопился помочь им нести их узлы. На этом, однако, связь между ними не закончилась.

Когда братья вернулись в ешиву Кобрин на новый зман, они с удивлением узнали, что должны получить из денег халука (фонд на жизненные нужды учащихся) повышенные суммы. Оказалось, что наш раби позаботился рассказать главе ешивы, гаону раби Песаху Прускину о той встрече, очень хвалил их и рассказал, какое удовольствие получил от беседы с ними на темы Торы.

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=53625