Раби Барух Бер Лейбович — Часть 3 — «Сделай себе рава»

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

706

Глава третья. «Сделай себе рава»

«Талмид мувъак» (истинный ученик)

Всей своей сутью раби Борух Бер был «раби» для своих учеников. В той же мере сам он был всем своим существом учеником своего раби, нашего учителя гаона раби Хаима из Бриска.

Всякий раз, когда он делал свои хидушим в Торе, он тщательно проверял, будет ли это правильным с точки зрения его учителя, раби Хаима, и если нет – без колебаний «хоронил» свой хидуш, который дался ему тяжелым трудом.

Уже в юности, до того, как он стал талмид мувъак раби Хаима, наш раби был известен исключительной остротой ума. Он делал в Торе множество хидушим и вел талмудические дискуссии по всему Талмуду – с щедрой помощью Всевышнего. Впоследствии он изложил эти хидушим раби Хаиму, но тот никоим образом на них не прореагировал. Раби Борух Бер понял из этого, что они не находят одобрения у раби Хаима, и «похоронил» их.

Вот что пишет его зять в вышеупомянутой статье: «Он говорил, что также и путь суждения в области закона – это не суждение, исходящее из сердца, такое, которое человек говорит от себя, а суждение и способ понимания хода мысли Гемары. И также это приходит, как нечто принятое учеником от своего учителя – из уст в уста – вплоть до нашего учителя Моше, мир ему. И этому надо учиться – как ставить проблемы и как их решать, как приводить доказательство, как проводить исследование и как проявлять сомнение…»

«И потому не по душе ему были те хидушим – порождения блеска ума, поскольку сделаны они были главным образом благодаря остроте и силе его разума, и он не излагал их в ешиве, а говорил лишь о том, что досталось ему ценой великого труда над тем, чтобы найти простое объяснение».

«И по той же причине у него вообще не было вопросов по поводу наблюдения и правления Всевышнего. Ведь абсолютно ясно, что в отношении животного нет места вопросу, почему не доступна его пониманию человеческая мудрость… И если это так, то как же мы можем задавать вопросы о мудрости Всевышнего и его правлении?»

Оркестр как приехал, так и уехал

Не только в вопросах, связанных с изучением Торы, но и во всех делах, в которых раби Боруху Беру нужно было вынести решение, он проверял и взвешивал, насколько то или иное решение было бы по душе его учителю, раби Хаиму.

По случаю ханукат а-байт (церемонии вселения) в новое здание ешивы в 5697 (1937) году в Каменец из Бриска приехал оркестр «Бейтара». Когда об этом стало известно нашему раби, он сообщил, что не согласен с тем, чтобы этот оркестр играл на предстоящей церемонии. Ему пытались объяснить, какой вклад внесет такой замечательный оркестр в празднование и какое удовольствие он доставит жертвующим деньги на ешиву, но наш раби решительно заявил: «Раби (Хаим) говорил, что еврей должен иметь возможность сказать перед Высшим Судом, завершив свой долгий земной путь: “Не давал я этим (сошедшим с путей Торы) ступить на порог моего дома”». И действительно, оркестр как приехал, так и уехал, не получив разрешения нашего раби на участие в праздновании.

Вместе с тем наш раби был учтив и деликатен в отношениях с людьми, в том числе и с теми, которые свернули с правильного пути. Его зять, раби Моше Бернштейн, пишет в «Игйонот»: «Он не был человеком, склонным к компромиссам; но хотя он публично выразил протест и задел честь организации “Бейтар”, он никоим образом не намеревался нанести личную обиду музыкантам этого оркестра… Он был ревнителем Торы, и в этом резко расходился с сионистами, но я не припомню, чтобы он чинил сионистам личные обиды, и никогда никого не отталкивал обеими руками… Силен и напорист был в защите святости субботы, но при этом никогда не задевал достоинства кого-либо из нарушителей субботы во время общественных молитв, и не препятствовал им быть вызванными к Торе».

«Сделай себе рава» (Пиркей Авот, 1:6)

Однажды, в беседе о передаче Торы от рава ученику, гаон раби Хаим спросил нашего раби: «Знаете ли Вы, как готовят кугель?» Наш раби признался, не стыдясь, что он в этом деле не специалист. Раби Хаим позвал свою маленькую дочь, задал ей этот же вопрос, и она тут же описала процесс приготовления кугеля во всех деталях.

И тогда раби Хаим спрашивает: «Как может быть, что Вы едите кугель столько лет и до сих пор не сведущи в процессе его приготовлении, а маленькая девочка знает его хорошо? Ответ таков: она находится на кухне рядом с мамой, когда та готовит кугель, следит за всем, что мама делает, и учится у нее».

«Так это и в изучении Торы», – сказал раби Хаим, – «когда изучают “Кцот а-хошен”, или “Нетивот а-мишпат”, или книгу раби Акивы Эгера – знают, что они говорят, но пока еще не знают, как они пришли к этому. Недостаточно уметь учиться. Надо еще знать, как учиться, и узнать это можно только с помощью рава, который направляет ученика и обучает его путям учебы и суждения».

О достоинствах раби Хаима

Однажды наш учитель гаон раби Ицхак Зеев высказался о величии в Торе своего отца, гаона раби Хаима, и сказал, что он особо отличался как гаон в трех вещах. Во-первых, в истинном понимании текста и всех деталей дискуссии, изложенной в Талмуде. Во-вторых, в стремлении к углублению в тему и принятии в расчет деталей, чтобы ставить кушьёт (вопросы и проблемы) внутри самой темы с чудесной силой. В-третьих – и это самое важное – ему было по силам разрешать все кушьёт и извлекать из изученной темы ясные выводы.

О себе самом раби Ицхак Зеев сказал следующее: «В то время как я удостоился только первого из тех достоинств – способности точно и глубоко понимать смысл и детали изложенной в Талмуде темы – раби Борух Бер, ученик моего отца, отличался также и вторым: глубочайшим проникновением в тему, отличным продумыванием и сопоставлением всех деталей ее и умением увидеть возможные противоречия в ней самой. Но третьего достоинства, высшего из всех – умения извлекать ясные выводы – удостоился только мой отец».

Как наш раби «спасся» от раввинской должности

По слухам, во время Первой мировой войны раби Хаим заставил нашего раби занять раввинскую должность, чтобы его не мобилизовали в армию. Наш раби удивился: «Но ведь ради этой должности я должен выучить польский язык? Как я могу отрывать для этого время от моей учебы?» Но раби Хаим решил, что лучше выучить польский язык и получить раввинскую должность, чем попасть в армию.

Ясно, что наш раби без колебаний исполнил то, что повелел ему его учитель, и начал изучать польский язык. После многих уроков он увидел, что совершенно не продвигается, и радостно воскликнул: «Слава Всевышнему, моя голова не воспринимает подобного, и я, таким образом, освобожден от этого…»

Пусть хвалит тебя другой, а не твои уста (Мишлей, 27:2)

Когда раби Боруху Беру было предложено возглавить ешиву «Кнесет бейт Ицхак» в Слободке, ему предложили провести пробный урок, чтобы можно было оценить, насколько он велик в Торе. Он провел сравнительно простой урок, который не соответствовал его величию в Торе, так как опасался, что если он проведет один из своих избранных уроков, то это введет слушателей в заблуждение, поскольку они решат, что все его уроки на таком высоком уровне. И действительно – слушавшие урок были разочарованы, так как материал урока был слишком прост в сравнении с их ожиданиями от нашего раби, который был известен как один из величайших глав ешив и ученик раби Хаима.

Когда об этом стало известно раби Хаиму, он попросил сообщить нашему раби, что тот обязан провести урок на высоком уровне, глубокий и острый. В соответствии с этим указанием раби Борух Бер дал другой урок, на высоком уровне, и тогда согласились избрать его главой ешивы, особенно после того, как убедились, что он, кроме того, что имеет большие познания и способности в Торе – честен и праведен.

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=53748