Леках Тов — Шмот — Венец Торы уготован каждому

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

2594
матот-масей

Недельная глава Шмот

«И было: поскольку боялись повитухи Б-га, Он сделал для них дома» (Шмот, 1:21).

«Рав и Шмуэль – один из них сказал: это были дома коэнов и левитов – Аарон и Моше, а другой сказал: дома царские, ведь Давид тоже происходит от Мирьям» (Сота, 11б). Оба эти мнения приводит Раши в комментарии на Тору. Действительно, и Йохевед, и Мирьям удостоились всего этого. Спрашивает рав Рафаэль Элияу Мишковский (глава ешивы «Кнессет Хизкияу», автор книги «Мишнат Элияу»): откуда знали Рав и Шмуэль, что Тора имеет в виду именно дома коэнов, левитов и царства, а не дома Торы? Ведь от этих женщин действительно произошли Моше и Бецалель, великие в Торе и мудрости!

Подобное мы встречаем и в Теилим (135): «Дом Израиля, благословите Г-спода! Дом Аарона, благословите Г-спода! Дом левитов, благословите Г-спода! Трепещущие перед Г-сподом, благословите Г-спода!» В отличие от других, лишь трепещущие перед Г-сподом не названы «домом».

Рав Мишковский объясняет, что принадлежность к «дому» всегда указывает на вечную, наследуемую причастность к некоему качеству. Всякий принадлежащий к потомкам Аарона – дом Аарона – удостаивается быть коэном, а к дому левитов – леви! В отличие от этого Тора и страх перед Небом не достаются в наследство, как сказали мудрецы (Авот, 2:7): «Приготовься учить Тору, которая не приходит к тебе по наследству!»

В мидраше говорится следующее: «Сказал Моше: “Да назначит Г-сподь мужа над общиной…” Почему он решил попросить об этом после установления порядка наследования наделов в Земле Израиля? Поскольку дочери Целофхада унаследовали удел отца своего, сказал Моше: ”Вот час, чтобы и я попросил за себя. Если уж дочери наследуют, то и моим сыновьям подобает унаследовать мое почетное положение!”

Сказал ему Всевышний, благословен Он: ”стерегущий инжир будет есть плоды его. Твои сыновья сидели? и не трудились над Торой, а Йеошуа служил тебе и оказывал тебе много почестей. Он с утра до ночи был в твоем доме учения, расставлял скамьи и расстилал циновки. Он всеми силами служил тебе, – и достоин того, чтобы служить Израилю. Он получит свою награду! Возьми себе Йеошуа бин Нуна, чтобы осуществилось сказанное “стерегущий инжир будет есть плоды его”».

Мидраш говорит, что «нет дома у Торы». Отец может быть великим мудрецом и даже вождем народа, как Моше, но, тем не менее, это не уготовано его детям! И наоборот: за что удостоился Йеошуа служить Израилю? Не в силу заслуг предков, а лишь потому, что все дни проводил в доме учения! И поскольку «нет дома у Торы», каждый еврей, даже сын невежды, может удостоиться ее венца.

В алахическом мидраше Сифри говорится так: «Есть три короны: корона Торы, корона священнослужения и корона царства. Короны священнослужения удостоился Аарон, – и взял ее себе. Короны царства удостоился Давид, – и взял его себе. Осталась корона Торы, чтобы не говорили приходящие в мир: “Если бы можно было, я бы удостоился короны царства или короны священнослужения”, – ведь корона Торы доступна всем, и всякий, кто удостоился ее, – как будто удостоился всех трех. А всякий, кто не удостоился ее, – как будто не достоин ни одной. И если ты спросишь, какая из корон важнее, – сказал раби Шимон бен Элиэзер: “Кто важнее: воцаряющий царя или сам царь? Конечно, воцаряющий его! Дающий власть князю или сам князь? Конечно, тот, кто дал ему власть!” Ведь вся власть двух других корон – лишь в силу Торы, о которой сказано: “Мною цари воцарятся; мной князья властвуют!”»

Давайте задумаемся: если бы сказали человеку, что, освоив известные науки, он достигнет царского трона, он, несомненно, предпринял бы все усилия, чтобы эти науки постичь. Так почему бы, если так, ему не предпринять те же усилия, чтобы приобрести корону, которая выше царской, – корону Торы?

Перевод М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=8990