Тецаве — Куда пропал золотой жертвенник?

Дата: | Автор материала: Рав Ш. М. Валлах

1060
золотой жертвенник

Недельная глава Тецаве

В наших недельных главах описывается построение Мишкана и его утвари. В главе Трума нам было заповедано – по порядку – построить Ковчег Завета, крышку из чистого золота и крувим, которые находились в Святой Святых, стол хлебов и менору из чистого золота, а также полотнища Мишкана и его брусья.

Что ж, Мишкан готов. Вешают занавесь, вносят Ковчег в Святую Святых, ставят стол на севере, а менору на юге – и Тора продолжает повелевать о постройке жертвенника всесожжения, который стоит во дворе Мишкана, столбах двора и занавеси во дворе.

Все это перечислено в предыдущей главе Трума. Однако удивительно: чего-то здесь не хватает! Один из главных предметов Мишкана вообще не упомянут!

Повторим вкратце: Ковчег, стол, менора, жертвенник всесожжения.

А где жертвенник воскурения, золотой жертвенник, находившийся между столом и менорой?

Недельная глава Тецаве описывает святые одежды первосвященника Аарона и процесс начала служения в Мишкане. Она заканчивается обещанием Всевышнего (29:43-46): «Там Я буду являться сынам Израиля – и будет освящено (то место) Моей славой. Я освящу Шатер Встречи и жертвенник, освящу Аарона и его сыновей, чтобы они служили Мне. Я буду обитать среди сыновей Израиля и буду им Б-гом. И узнают они, что Я – Г-сподь, их Б-г, Который вывел их из земли египетской, чтобы обитать среди них. Я – Г-сподь, их Б-г».

Эти возвышенные в святости стихи завершают тему постройки и возведения Мишкана!

А после них – как будто «приложением» появляется следующее повеление: «Сделай жертвенник для воскурения благовоний… покрой его чистым золотом… поставь его перед пологом, за которым находится ковчег Завета… Аарон будет воскурять на нем благовония… каждое утро» (Шмот, 30:1-10). Это повеление завершает главу Тецаве.

Нужно понять, почему повеление о постройке жертвенника появляется только после завершения всей темы постройки Мишкана и его утвари, и после обещания Всевышнего, что Его Шехина наполнит Мишкан.

Видится, что здесь – как и в любой главе Торы – для нас есть важный урок. Как известно, Мишкан – это место служения Творцу, место освящения и духовного роста, и каждая деталь указывает на духовное очищение в определенной сфере: Ковчег и Скрижали Завета символизируют изучение Торы ради ее самой и смиренность. Менора из чистого золота символизирует очищение духовных качеств до уровня чистого золота, как чистое оливковое масло. Стол намекает на святость еды и кошерность заработка, жертвенник всесожжения – на служение Всевышнему с самопожертвованием и огненным пылом. Кроме того, одежды первосвященника искупают грехи и изъяны дурных качеств.

И есть также воскурение, о котором в святой книге «Зоар» подробно рассказано, как оно помогает смягчить суровые приговоры Свыше и аннулировать обвинения против народа Израиля.

Аарон остановил мор посредством воскурения благовоний (Бемидбар, 17:13), и известно, что даже чтение «Паршат Кторет» (описания воскурения) способно творить чудеса в Высших мирах и приводить в этот мир изобилие добра и блага («Шаар а-Каванот», комментарии к утренним благословениям, комм. 3).

Святая Тора желает подчеркнуть, что невозможно чудесным образом помогать и спасать других, не пройдя прежде весь путь духовного роста и освящения себя: изучение Торы, очищение своих душевных качеств, освящение процесса приема пищи и служение Всевышнему с пылом и воодушевлением! А также – если не стирают изъяны, оставленные грехами и дурными качествами.

Из-за наших грехов распространилось явление всяких «святых людей», которые якобы способны совершать чудеса, притом, что нет у них ни Торы, ни Б-гобоязненности. Они дают людям разные «чудодейственные средства», камеи, молитвы.

Но ведь мы знаем, что и молитва уподоблена воскурению благовония: «Да будет всегда молитва моя воскурением благовоний перед Ликом Твоим» (Теилим, 141:2).

Поэтому она принимается, если ей предшествовал духовный подъем и труд над Торой (Брахот, 8а), как это делали наши учителя во все поколения. Великий Хида, Бен Иш Хай, Баба Сали, и многие другие, да будет благословенна память этих святых праведников, – все они были гениальными мудрецами, знающими всю Тору, и благодаря ее силе совершали чудеса, благодаря этому принимались их молитвы, и «воскурение» было результатом «Мишкана», который они построили внутри себя, чтобы в их сердцах обитала Шехина.

В одном местечке жил талантливый мальчик, который замечательно учился. Позднее этот мальчик стал великим раби Хаимом из Цанза. Отец решил вознаградить его за прилежание в учебе, и спросил, какой приз он хочет. «Когда ты поедешь к Хозе из Люблина, — попросил сын, — возьми меня с собой».

Они поехали в Люблин. Перед дверью рава стояла длинная очередь – люди приезжали со всех концов света, попросить совета, благословения, помощи и спасения. Очередь продвигалась медленно, и, наконец, они удостоились войти к раву. Отец попросил у рава благословения и получил его, а сын удостоился особо приветливого отношения. Из любопытства Хаим остался в комнате и тогда, когда отец вышел, и вошли другие люди со своими просьбами и пожеланиями. В какой-то момент Хозе из Люблина сказал: «Всем выйти из комнаты!» Люди тут же освободили помещение, а любопытный мальчик захотел узнать, зачем раву потребовалось остаться в одиночестве. Он спрятался за креслом рава, и стал смотреть, что тот будет делать. Хозе из Люблина встал со стула, запер дверь и начал расхаживать по комнате, приятным, душевным голосом повторяя главу Мишны. Когда он закончил всю главу, подошел к креслу и вытащил мальчика из его укрытия.

«Хаимке, — сказал он ему, — ты наверняка удивляешься увиденному. Давай я объясню тебе. Люди приходят ко мне попросить благословения, в силу чего я могу благословлять их? Люди приходят попросить совета, в силу чего я буду им советовать? Раньше, когда еврею нужен был совет и благословение, он приходил в Храм, к первосвященнику. Главе колена Леви, колена изучающих Тору, чье предназначение: “Пусть он учит Твоим законам Яакова, и Твоему учению – Израиль” (Дварим, 33:10). Как известно, Всевышний, Тора и народ Израиля – едины (см. «Зоар», гл. 3, стр. 3). Еврей прилепляется к своему Б-гу посредством Торы. А уж тем более – в Храме, месте, где царит Шехина. Сегодня же, когда нет у нас ни Храма, ни первосвященника, “ничего у нас не осталось, кроме этой Торы”. Нет другого пути прилепиться к Творцу и удостоиться духа святого постижения. Что я делаю? Тружусь над учебой Торы, посредством ее – прилепляюсь к Творцу, и могу давать людям благословения и советы. Однако, когда посетителей очень много, они приходят со своими материальными проблемами, и мне нужно заниматься их делами, они как будто отрывают меня от Торы и Творца, благословен Он. И нет тут другого совета, кроме как прервать на какое-то время прием посетителей, и возобновить свою связь с Торой и с Тем, Кто дал нам Тору.

А почему я тебе все это рассказываю? Потому, что в будущем ты станешь руководителем десятков тысяч… Знай, что нет другого пути, кроме неразрывной связи с Торой».

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=61704