Экев — Трактат за десять минут

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

913

Недельная глава Экев

«Если, внимая, будете соблюдать все эти заповеди, которые Я велю вам, будете исполнять их…» (Дварим, 11:13).

Известны слова Раши: «Соблюдайте и исполняйте: “соблюдайте” – это изучение, а “исполняйте” – это действие». Если так, зачем нужно повторение «внимая, соблюдать» (шамоа тишмеу)?

Объясняет Сифри: «Сказал раби Шимон бар Йохай: приведем пример. Были два брата, которые использовали капитал после своего отца: один получал динар и проедал его, а другой получал динар – и откладывал. Тот, кто все проедал, в итоге остался ни с чем, а тот, который откладывал, через некоторое время разбогател. Так и мудрец, который учит две-три вещи в день, две-три главы в Шаббат, через какое-то время становится богатым (мудростью). И о нем сказано: “Богатство… собранное по крупицам, умножится” (Мишлей, 13)».

Как-то раз ко мне подошел один аврех и представился: он живет в Бней Браке, а служит раввином в одной синагоге в Рамат Гане. На следующей неделе они хотят устроить большую трапезу по поводу окончания изучения трактата, и даже с музыкой, как положено, и он просит меня прийти и сказать несколько слов в честь Торы.

«Конечно, — говорю, — если Всевышний пожелает, обязательно приду. А какой трактат вы закончили?»

Он отвечает: «Таанит».

Ну, знаете ли… Устраивать такой шум – музыку, трапезу и торжественные речи – из-за окончания одного из самых коротких и легких трактатов Талмуда? Тридцать листов, большая часть которых – это агадот (истории)? Ладно бы взяли трактат Шаббат, содержащий более ста пятидесяти листов и сложные законы Шаббата. Или Ктубот, в котором обсуждается множество разных тем, или еще что-то подобное. Но Таанит? [Прим. ред. Рав Галинский имеет в виду более поверхностный стиль изучения, обычно принятый на уроках для людей, которые не посвящают себя Торе. Однако основательное изучение трактата Таанит требует кропотливой работы. Особенно это касается агадот, в которых заключена скрытая часть Торы.]

«И сколько же времени вы учили этот трактат?»

«Семь лет», — отвечает.

Семь лет?! Я не ослышался?!

«Это что — ежемесячный урок?» – спрашиваю из вежливости. Честно говоря, даже если ежемесячный, – в семи годах около девяноста месяцев, получается две трети страницы за урок, да еще и агадот

«Нет, — говорит, — еженедельный».

«Еженедельный?!» И ради этого устраивают праздник? Да нужно было бы устроить собрание, поучить о том, насколько отрицательно качество лени!

И тут он продолжает: «Да, урок проходил в Шаббат, после молитвы, всего десять минут».

И картина переворачивается!

Евреи честно приходят на молитву, слушают чтение Торы, молятся Мусаф. Дома их уже ждут, чолнт стоит на плате, нужно отдохнуть от труда за всю неделю. А они остаются еще на десять минут – послушать несколько интересных строк Торы, – рассказы и истории из Талмуда. Каждый раз учат от пяти до семи строк трактата. И так – неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом… и завершают трактат!

«Конечно же, я приду!»

Как он был рад!

Что ж, я пришел… Как замечательно: сидят десятки евреев за накрытыми столами, радуются Торе, музыка играет. Рав произнес окончание трактата, один из молящихся сказал «Кадиш», потом все стали желать друг другу «Мазаль тов!» А потом я встал говорить.

— Трактат Таанит заканчивается двумя изречениями. Одно относится к последней мишне трактата, что 15 Ава и в Йом Кипур дочери Иерусалима выходили в виноградники и танцевали там, и тот, у кого не было жены, шел туда. Учат наши мудрецы: «Что говорили самые красивые из них? “Взгляните на красоту, ведь жена предназначена для красоты”. Что говорили девушки из знатных семей? “Взгляните на семью, ведь жена предназначена для детей”. А что говорили некрасивые? “Возьмите себе ради Небес”».

Второе изречение говорит, что в будущем Всевышний устроит хоровод для праведников, и будет Сам сидеть среди них в Ган Эдене, и каждый будет показывать пальцем. Как сказано (Йешаяу, 25:9): «И скажут в тот день: Вот [каждый раз, когда написано “вот” — зэ, речь идет о таком раскрытии, что можно как бы указать пальцем] – наш Г-сподь! Это Тот, на Кого надеялись мы, и Он спас нас! Это – Б-г, на которого мы надеялись, так будем же ликовать и радоваться Его спасению!» Пишет Маарша: «Приводится у комментаторов, что речь идет о тайнах Торы».

Тайнами мы не занимаемся, но нужно понять, почему это сказано здесь. Ведь недостаточно объяснить это тем, что и в первом, и во втором случае говорится о танцах.

Объясню, но сначала расскажу одну историю, произошедшую еще до Первой мировой войны.

Был один религиозный врач в Германии, хороший еврей, строго соблюдавший все заповеди, и все его поведение было просто освящением Имени Всевышнего. Кто-то из пациентов рассказал ему о цветущем мире Торы в Литве. Ему стало очень любопытно. Он нашел коллегу, который согласился его временно заменить, и отправился в небольшой отпуск. Поехал в центры Торы, в ешивы, и был просто поражен. Он увидел сотни юношей, погруженных в огонь Торы, глубоко изучающих трактаты, которые он не знает, горячо обсуждающих темы, которые он первый раз слышит. Побывал в Слободке, Мире, Гродно, Тельзе, Клецке, Поневеже и Радуни.

Увидел все это великолепие, и стало ему нехорошо. Пришел он к великому главе народа Израиля, Хафец Хаиму, представился и грустно спросил: «Рав, что со мной будет в будущем мире?»

«Не переживайте, — ответил праведник, — у каждого еврея есть удел в будущем мире!»

«Да, — Ответил врач, эту мишну он уже знает. — Но какой удел у меня будет?! До сих пор я был доволен своей участью. Религиозный врач, соблюдаю Тору и заповеди, помогаю людям, насколько могу, лечу больных и продлеваю жизнь. Хожу на уроки Торы, активно участвую в делах общины, воспитываю детей по такому же пути, и прокладываю себе дорогу к замечательному уделу в Ган Эдене. Кто со мной сравнится!

Но теперь, когда я увидел бьющий ключом мир Торы, увидел людей, которые учатся изо всех сил, живут только Торой, распространяют ее в мире – теперь я вижу, кому на самом деле полагается Ган Эден!»

Когда он увидел глав ешив и духовных наставников, этих гигантов Торы, он почувствовал себя просто лилипутом по сравнению с ними. Где ему найдут уголок в Ган Эдене?

Хафец Хаим посмотрел на него и сказал: «Послушайте, вполне вероятно, что вы будете моим соседом в Ган Эдене!»

Он – соседом Хафец Хаима?

Хафец Хаим – человек истины, он уж точно не собирался подшутить над ним, тем более – над человеком, у которого сердце болит!

Однако как это возможно? Хафец Хаим – со всеми его знаниями и гениальностью, со всеми его заповедями и заслугами, Хафец Хаим – со всеми его книгами, удостаивающими многих!

Звучит невероятно, правда?

«Я вам объясню», — сказал Хафец Хаим. Источник – разумеется, из Торы.

«Сказано в книге Берешит: “А Древо Жизни – внутри сада”, т. е. Ган-Эдена. “Древо Жизни” – это вечная жизнь в Ган Эдене. “Внутри” – Раши объясняет: посредине. Нужно понять, почему сказано, что Дерево Жизни находилось именно посредине. Было бы с краю – какая разница?

Здесь есть важная идея. Что такое центр круга? Это значит, что расстояние от любой точки окружности до него – одинаково. С запада, с востока, с юга, с севера. Так и “Древо Жизни” – вечная жизнь в духовном мире. Ваш путь к нему не дальше, чем мой!

Ведь поймите, меня Высшее Провидение поместило в Литву, даровало мне воспитание и образование в Вильнюсе, поставило на моем пути рава Исраэля Салантера, дало мне идею написать книги по алахе и мусару, на тему охраны речи. Даровало мне все таланты и возможности, и я стал Хафец Хаимом. Вас же Высшее Провидение поместило в Германию, Вы получили воспитание в духе “Торы и ремесла” и стали религиозным врачом, соблюдающим заповеди, помогающим людям, освящающим Имя Небес своим поведением и выделяющим время на изучение Торы. А ведь от каждого человека требуют лишь настолько, насколько он способен!»

Как это замечательно!

Где мы видим подобную идею? Там, где сказано о еврейских девушках, которые выходили и танцевали в виноградниках. Все они были одеты в белые платья, которые одолжили одна другой, чтобы той, у которой нет, не было стыдно, и все заявляли о своей уникальности. Красивые – о своем преимуществе, знатные – о своем, но и некрасивые не молчали, а просили взять их ради Небес. А ведь жена предназначена мужу Всевышним, – и все находили себе пару.

Поэтому и стоят эти два изречения рядом: второе – что в будущем Всевышний устроит хоровод праведникам, т. е. все они будут стоять в кругу. А Он как бы в центре. Каждый из них будет стоять на своем месте в кругу: у Хафец Хаима – свое место, у врача – свое. У учащихся в колеле «Хазон Иш» – свое место, у присутствующих здесь – свое. И каждый будет указывать пальцем в центр, все будут одинаково близки, все служат одному Б-гу. При одном условии, как сказал Хафец Хаим: что каждый делает все, что он в силах делать!

Выполняет заповеди, насколько может; освящает Имя Всевышнего в своем окружении, насколько может; учит Тору, насколько может – по максимуму!

Аврех может учиться днем и ночью, и обязан учиться днем и ночью. Работающий человек может учить одну Мишну утром, идти на урок Торы вечером, и он обязан делать это.

Однако и у авреха, и у работающего есть маленькие «дыры» во времени, пять минут тут, десять минут там. Что уж можно успеть за пять минут. Зачастую это время теряется…

Что можно успеть? Вы показали нам, вы доказали, что можно успеть многое! Десять минут в Шаббат, всего-навсего десять минут – и в итоге вы заканчиваете трактат!

«Какой трактат вы теперь начинаете?» – спросил я их рава.

«Трактат Бейца», — ответил он.

Нелегкий трактат.

«Тогда у меня есть предложение! С сегодняшнего дня – не десять минут, а двенадцать!»

Из публики крикнули: «Пятнадцать!»

Счастливы они, и замечателен их удел! Когда закончат, я снова приду говорить…

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=53667