Толдот — Да будет и он благословен!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

279

Недельная глава Толдот

Тора говорит, что праотец Ицхак любил своего сына Эйсава, поскольку тот «цад бепив» (охотился устами). Есть два объяснения написанному, как с духовной точки зрения, так и с материальной: 1) Эйсав «охотился» и ловил Ицхака в «сети» задавая «умные вопросы» из которых казалось, что он следует алахе, и даже устрожает – желает отделить десятину от соломы и соли. 2) Эйсав «охотился» и таким образом обеспечивал Ицхака едой. Кроме того, он был первенцем, а Гемара в трактате «Бава Батра» (133б) предостерегает нас не передавать наследство одного сына другому, даже если первый – плохой, а второй – хороший, поскольку мы не знаем, какими будут их потомки. Ицхак попросил Эйсава выйти в поле, поймать животное и принести ему, чтобы ему приготовили из добычи вкусную еду, и он бы поел и смог благословить Эйсава. Как мы знаем, Ривка услышала этот разговор, и велела Яакову сделать вид, что он – Эйсав, и получить благословения. Наш праотец Ицхак вначале заподозрил обман, но потом успокоился и благословил Яакова.

«Едва Яаков вышел от своего отца Ицхака, как его брат Эйсав вернулся с охоты».

Приготовил яства и попросил благословений. «Спросил отец его Ицхак: «Кто ты?» Тот ответил: «Я твой сын, твой первенец, Эйсав». Ицхак затрепетал в ужасе, и сказал: «А где же тот, кто наловил дичи и принес мне?! Я уже отведал всего этого до твоего прихода, и благословил его. Да будет и он благословен!»»

Есть здесь непонятный момент. Когда Ривка велела Яакову притвориться Эйсавом, он испугался: «Ведь мой брат Эйсав – волосатый, а у меня гладкая кожа. Что, если отец меня ощупает? Тогда я окажусь в его глазах лжецом и навлеку на себя проклятие, а не благословение!» Если Ицхак заподозрит его до того, как ему удастся получить желаемое, он не просто отошлет Яакова, а еще и может проклясть его.

Когда же Ицхак понимает, что его действительно обманули, и ощущает сильнейший страх, он сразу же говорит: «Пусть он будет благословен»?! И добавляет: «Пришел твой брат и хитростью отобрал предназначенное тебе благословение». Причем Таргум Онкелос, а за ним и Раши, объясняет: слово «хитростью» здесь означает «мудростью». Просто чудеса какие-то: где мы еще находим, что человека обвели вокруг пальца, а он еще и восхищается, насколько умно это проделали?

Что все это значит?

Чтобы понять, как следует, в чем тут дело, нужно знать важный принцип, который подробно объясняет Рамбам в предисловии к Мишне. Все, что создано в этом мире – создано с величайшей мудростью, и нет абсолютно ничего лишнего. Если так, то любая вещь в мире является либо целью творения, либо служит цели творения.

Если мы осознаем это, то можем легко понять, что мир не был создан для слонов или муравьев. Ведь для них нет никакой пользы, скажем, в полезных ископаемых, или в различных видах целебных и съедобных растений. Человек – единственное создание, которое пользуется всем сотворенным в этом мире для своих целей. Камнями и деревьями – чтобы строить себе дом, льном и шерстью – для одежды, лошадью – чтобы скакать на ней, быком – чтобы пахать, ослом – чтобы перевозить тяжести. «Даровал ему власть над творениями Своих рук, все преклонил к его стопам» (Теилим, 8:7). А зачем создан сам человек? Чтобы пользоваться своими уникальными качествами, логикой и разумом. Ради чего? Конечно же, не ради того, чтобы просто пользоваться этим миром. Приведем пример:

Крестьянин встал как-то утром, и увидел, что в долине проводят какие-то работы: бригады людей копают землю, укладывают какие-то железки… Он спустился и стал выяснять, и ему рассказали, что здесь прокладывают рельсы. Новейшее достижение науки и техники. «Что это такое – рельсы?» – не понял он. «Подожди, когда закончим строить – увидишь», — ответили ему.

Работа продвигалась день за днем. Почва была выровнена, были проложены шпалы и рельсы, железный путь заканчивался где-то за горизонтом. Рядом с рельсами был построен вокзал, большое здание, украшенное флагами. Наконец, все было готово. Завтра – первый рейс!

На следующий день множество взбудораженных крестьян толпились на перроне, желая увидеть чудо техники. И вот в назначенный час показалось облако дыма, и послышался громкий гудок. Железное чудовище, тянущее за собой множество вагонов, подъехало к перрону и остановилось. Двери открылись, люди стали выходить и заходить, дежурный свистнул в свисток и поднял флажок, и поезд двинулся. Еще одна минута – и кроме удаленного перестука колес ничего не осталось.

Начальник стройки обратился к нашему крестьянину, сияя от радости: «Ну, что теперь скажешь?» А тот – у него уже сложилось свое мнение. Нужно только кое-что уточнить. «Скажи-ка, — стал он расспрашивать, — сколько людей строили паровоз и вагоны?» – «О, это огромный завод! – ответил тот, — Сотни рабочих!» – «А сколько прокладывали рельсы?» – «Много тысяч!» – ведь железнодорожная ветка тянется через всю страну. «И сколько все это удовольствие стоило?» – «Несколько миллионов!» – «Так я и думал, — усмехнулся крестьянин и презрительно выпятил губу, — и все это ради того, чтобы доказать, что можно ездить и без лошадей?!»

Что мы скажем? Глупец, да и только! Разве поезд едет просто ради того, чтобы ехать? У поезда есть предназначение, он выполняет важную работу: с большой скоростью перевозит грузы и людей в удаленные места!

Ну а человек – живет ради того, чтобы жить, и все на этом? Ведь у него тоже есть предназначение. В чем оно заключается?

Отсюда следует непременный вывод: это предназначение должно быть духовным. Познать своего Творца, прилепиться к Нему, выполнять Его волю, служить Ему всем сердцем. Ради этого человеку дан разум, понимание и способность анализировать.

Если так, спрашивает Рамбам, зачем Всевышний создал столько людей, которые, мягко говоря, не обладают мудростью?

Замечательный вопрос, верно?

Ответ в том, что, если все были бы умными и мудрыми, все стремились бы к одной лишь духовности. А кто бы тогда рубил дрова, тесал камни, строил дома и сколачивал мебель? Кто бы пахал, и сеял, и молол муку, и пек хлеб? Кто бы стриг шерсть, отбеливал ее, прял, ткал и шил одежду? Кто бы плавил металлы и обжигал горшки? «Даже за такую длинную жизнь, как у Метушелаха, невозможно обучиться всем этим ремеслам, — пишет Рамбам, — так, когда же у человека было бы время учить (Тору) и приобретать мудрость?» Поэтому изначально созданы два типа людей. Мудрецы, которые постигают мудрость Торы и поднимаются на духовные вершины. И люди рабочие, которые занимаются земными делами и обеспечивают мудрецам пищу и все их материальные потребности.

Однажды Хафец Хаим приехал в Варшаву по общественным делам. Множество людей приходило к нему получить совет и благословение. Среди них был один человек, который пришел с сыном, десятилетним мальчиком. «Рав, благословите его, чтобы он хотел учиться!» – попросил отец. И объяснил, что тот сидит в классе и мечтает, а учеба его не интересует.

«А у него есть способности?» – спросил Хафец Хаим.

«Еще как! – ответил отец, — Учитель восхищается его талантами! У него прекрасная память, он быстро схватывает и глубоко понимает. Но это все – когда он слушает. А он сидит и мечтает себе…»

Мальчик же выглядел совершенно равнодушным. Отец его ругает, учитель укоряет, сейчас еще и рав укорит…

Хафец Хаим же взял в свои руки руку ребенка, погладил ее и ласково сказал: «Мой дорогой мальчик! Пожалуйста, не наговаривай на Всевышнего!» Тот недоумевающе раскрыл глаза: он – наговаривает на Всевышнего? Как? И чем? Он всего лишь желает, чтобы его оставили в покое!

«Давай я тебе кое-что расскажу», — сказал Хафец Хаим. Ну, истории все любят слушать!

«Много-много поколений назад, — начал рассказывать рав, — сапожники отправили делегацию к Всевышнему. У них была очень серьезная претензия: почему все таланты Он отдал раввинам? Те быстро соображают, обладают прекрасной памятью и глубоким пониманием. Речь их ясна, они красноречивы и умеют очень хорошо объяснять. А сапожники, бедные, всего этого лишены!

Выслушал их Творец и ответил: «Мне кажется, что вы неблагодарны! Скажите, какой рав умеет пошить хорошие сапоги? Сколько мудрости и разумения вложено в них, какое это искусство, какое мастерство! Как правильно выкроить подошву и каблук, и верхнюю часть, как точно подогнать одно к другому! Ну-ка, покажите мне раввина, который может хотя бы сандалии пошить, как следует!»

Как сапожники обрадовались, как у них лица засветились! Что правда – то, правда!

«Поймите, — продолжил Творец, — Я не раздаю бесплатных подарков. Я даю инструменты, каждому – те, в которых он нуждается. Раввину необходимо ясное понимание, чтобы выводить алахические законы, и хорошая память, чтобы не забывать выученное. Он должен уметь хорошо объяснять, чтобы обучать учеников, и обладать красноречием, чтобы выступать в синагоге. Все это – его рабочие инструменты. Вам же требуется мастерство, точный глаз и твердая рука, чтобы создать крепкую, удобную и красивую обувь, и это вы получили в полной мере. Так что каждый получил то, что ему нужно».

Услышали это сапожники, поняли и успокоились.

До сих пор. Ведь теперь все изменится. Смотри, учителя определили, что ты обладаешь большими талантами. Хорошо понимаешь, быстро схватываешь, и память у тебя замечательная. Но учиться ты не хочешь.

Что ж, раввином не будешь. Но жить на что-то надо? Делать нечего, пойдешь в сапожники. Однако Свыше тебе не дали необходимых для этого талантов. Однако выбора нет, так что ты будешь плохим сапожником. Будешь шить кривые сапоги, и продавать за полцены, что делать. Ты это сам выбрал, так оно и будет.

И тогда сапожники пошлют к Творцу новую делегацию. Скажут: «Владыка мира, Ты в свое время сказал, что раввинам требуются их таланты, а нам – наши. Но вот смотри – если среди нас сапожник, причем сапожник никудышный, а таланты у него – как у большого раввина! Так почему нас Ты обделил?» И я тебя спрашиваю, мой мальчик, что Всевышний сможет им ответить? Так что, ты уж, пожалуйста, не наговаривай на Него… Всевышний дал тебе замечательные способности, используй их, чтобы расти в Торе, и стань великим мудрецом Израиля, ведь для этого ты создан!»

Об этом сказано и в трактате «Хулин»(92а): «Этот народ можно сравнить с виноградной лозой. Как сказано: «Виноградную лозу привезешь из Египта» (Теилим,80:9). Ее ствол – это баалей-батим, работающие люди. (Объясняет Раши: как ствол выращивает ветви, листья и плоды, и является основной частью виноградной лозы, так и работающие люди совершают добрые дела, содержа бедных и платя за своих собратьев властям. Бедняки существуют благодаря этим состоятельным людям). Ее виноградные грозди – это мудрецы и знатоки Торы, а листья – это люди необразованные. (Раши комментирует: виноградные листья, выдерживают ветер, и таким образом охраняют грозди, чтобы солнце не сожгло их и ветра не высушили. Так простые люди пашут, сеют и собирают урожай, и кормят мудрецов Торы). Молодые побеги, которые ни для чего негодны – это пустые евреи, и они тоже являются частью виноградной лозы.

В трактате «Менахот» (27а) мы учим о четырех видах растений, которыми пользуются в Суккот. Два из них приносят плоды – этрог и финиковая пальма, а другие два – нет (мирт и ива). Растения, приносящие плоды, нуждаются в двух других, и те тоже нуждаются в первых двух, и человек может выполнить заповедь только тогда, когда у него все эти виды собраны вместе. Так и Всевышний благословит народ Израиля только тогда, когда между ними нет разрозненности.

Сказано в трактате «Брахот» (58а), что Бен Зома как-то раз увидел большое количество народу (шестьсот тысяч евреев) и сказал: «Благословен Тот, кто создал всех их, чтобы служить мне. Ведь сколько пришлось потрудиться Первому Человеку, пока он не спек себе хлеб и не сшил одежду, а я встаю утром и нахожу все это перед собой». Пишет великий рав Йосев Хаим из Багдада, что Бен Зома не говорил это, не дай Б-г, из гордости или высокомерия. Он говорил, чтобы пробудить себя: Всевышний создал всех этих людей служить мне ради того, чтобы я мог учить Тору днем и ночью, и мне не нужно было самому заниматься материальными делами. Так насколько же велика моя обязанность остерегаться безделья, небрежности и недостаточной учебы!

Так что у каждого свое предназначение: у Иссахара – свое, а у Звулуна – свое. Известна история о раве Йосефе Дове Соловейчике, авторе книги «Бейт а-Леви», как он беседовал в Йом-Кипур с богачом, не желавшем давать деньги на цдаку, но оставшемся в бейт-мидраше на ночь, чтобы учиться вместе со знатоками Торы. Бейт а-Леви объяснил богачу, что тот – дезертир, поскольку его «должность» в армии Всевышнего – поддерживать учебу Торы, а не только учиться самому. Он из тех, кто является частью «ствола» виноградной лозы Израиля, а не частью грозди. Если же человек – Звулун, а претендует на звание «Иссахара», с него строго спросят за это в день Суда!

Об этом сказано в трактате «Брахот» (6б): «Говорит «Коэлет» (12:13): «В конечном итоге ясно все: Всевышнего бойся и заповеди Его соблюдай, ибо в этом – весь человек»». Комментирует гемара: «Весь мир создан ни для чего иного, как только для этого!» То есть, ради человека, который будет служить Творцу и соблюдать Его заповеди. Весь огромный мир создан лишь для того, чтобы подчиняться человеку, быть второстепенным по отношению к нему, и предоставлять все, что ему требуется!

В свете всего вышесказанного, мы можем понять историю с нашим праотцом Ицхаком. Ицхак прекрасно понимал, кто такой Яаков, и кто такой Эйсав. Он понимал, что Яаков – «человек шатров», сидящий в шатрах и учащий Тору, а Эйсав – «человек поля», тот, кто выходит в мир и подчиняет его себе. Однако он также знал, что Яаков «человек прямодушный (там), сидящий в шатрах». Раши объясняет: тот, кто не обладает достаточно острым умом, чтобы обманывать, называется там. Имеется в виду человек, который не разбирается в том, что происходит в мире, и не умеет хитроумно вести дела. Простак, одним словом. Поэтому Ицхак решил, что Свыше желают разделить между ними задачи: Яаков будет подниматься в духовном и озарять светом Торы и своего брата, а Эйсав будет содержать его и его потомство, обеспечивая его всеми материальными нуждами. Этот будет заботиться о Торе, а тот – о муке (Намек на сказанное в Мишне: «Если нет муки – нет Торы» – прим. пер.). Подобно колену Леви, которое занималось Торой и служением Творцу: «Будут обучать Твоим законам Яакова, и Твоей Торе – Израиля» (Дварим, 33:10). Поэтому левиты и не получили надела в земле Израиля и в добыче на море, и народ Израиля содержал их посредством двадцати четырех видов подарков. Так и Ицхак желал дать Эйсаву материальные благословения, поскольку именно ему они нужны для себя и для Яакова вместе.

Ицхак был уверен, что Эйсав так же, как обеспечивает его, (ведь добыча с охоты Эйсава кормила его), так будет продолжать обеспечивать и Яакова, и его потомство. Однако Ривка знала правду; Эйсав обеспечивает отца не в качестве того, кто поддерживает учащего Тору, а лишь выполняя заповедь почитания отца. Она знала, что он не будет помогать Яакову, а отвернется от него. Поэтому-то Ривка и решила, что делать нечего, Яакову придется самому позаботиться как о Торе, так и о муке. Леви, Иссахар, Звулун и прочие колена, будут его потомками, поэтому ему придется взять материальные благословения себе.

Ради этого Яаков притворился Эйсавом. Когда Ицхак понял это, он сказал: «Он не такой уж простак, как я думал, он сумел хитроумно получить благословения! Он сможет позаботиться не только о Торе, но и о муке. А если так – «Да будет и он благословен!» Ицхак восхищается, что «сидящий в шатрах» демонстрирует, что он разбирается в делах этого мира. «Пришел твой брат и мудростью отобрал (предназначенное) тебе благословение». Теперь можно послать его и в Харан, он выстоит против Лавана-арамейца!

Перевела: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=89933