Хукат — Тройное противостояние Амалека Израилю

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

394
успех в учебе

«И услышал Кнааней, царь Арада, живший на юге, что Израиль идет дорогою от Атарима, и вступил он в сражение с Израилем, и захватил у него пленных» (Бамидбар, 21:1).

«И узнал Мордехай обо всем, что делалось, и разорвал Мордехай одежды свои, и возложил на себя вретище и пепел; и вышел он на средину города, и закричал криком великим и горестным» (Мегилат Эстер, 4:1).

Сказано в мидраше («Эстер Раба», 7:16): «Однажды, когда письма, разрешающие убивать евреев, были подписаны, встретил Мордехай трех еврейских мальчиков на улице. Они возвращались домой после учебы в хедере и Мордехай попросил, чтобы те процитировали ему стихи Танаха, которые они изучали сегодня.

  1. Первый мальчик прочел стих: “Не бойся внезапного ужаса и бедствия грешников, когда придет” (Мишлей, 3:25).
  2. Второй привел стих из книги пророка: “Задумает, но он расстроится; построит заговор, но не осуществится, ибо с нами Б-г!” (Йешаяу, 8:10).
  3. Третий же еврейских мальчик произнес стих: “И до старости Я – Он, и до преклонных лет терпеть буду Я; Я создал, Я и носить буду, Я и терпеть буду, и спасу” (там же, 46:4).

Когда услышал Мордехай стихи, произнесенные устами еврейских мальчиков, то разразился громким смехом и весьма возрадовался. Спросил его Аман: “Чему ты так радуешься?” Тогда ответил ему Мордехай: “Я радуюсь добрым вестям, которые поведал мне Всевышний, чтобы не страшиться твоих злых умыслов против моего народа”».

О каких столкновениях с Амалеком намекали три стиха?

Смысл намеков, содержащихся в стихах, услышанных Мордехаем, состоял в следующем. Трижды в Танахе рассказывается о непосредственной угрозе от Амалека народу Израиля.

  1. Первый раз об этом говорится в недельной главе Бешалах, как сказано: «И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим» (Шмот, 17:8).
  2. Второе упоминание о войне Амалека с Израилем содержится, в виде намека, в главе Хукат. После того, как умирает Ааарон сказано: «И услышал Кнааней, царь Арада, живший на юге, что Израиль идет дорогою от Атарима, и вступил он в сражение с Израилем, и захватил у него пленных» (Бамидбар, 21:1). Раши приводит пояснение на основании мидраша Танхума, что в нападении участвовали не кнаанейцы, а амалекитяне. Они выдавали себя за кнаанейцев с целью запутать евреев, чтобы те молились Всевышнему об избавлении не от Амалека, а от других врагов.
  3. Третий же раз о противостоянии Амалека народу Израиля рассказывается в Мегилат Эстер. Так устами трех еврейских мальчиков были донесены Мордехаю намеки о трех непосредственных столкновениях евреев с Амалеком.

Три приведенных стиха указывают, что в любой ситуации Творец придет на спасение своего народа.

  1. В «Шаббат захор», во всех общинах Израиля читают отрывок из недельной главы Ки-теце: «Помни, что сделал тебе Амалек в пути… Как застал он тебя в пути и поражал у тебя всех ослабевших…» (Дварим, 25:17, 18). То есть, пришел напал на тебя неожиданно, внезапно. На этот случай и намекал стих, который произнес первый мальчик: «Не бойся внезапного ужаса и бедствия грешников, когда придет. Ибо Г-сподь будет твоей опорой и убережет ногу твою от силков». Следует из следующего стиха, что даже если Амалек нападет внезапно, когда Израиль не готов к приближающейся беде – все равно Всевышний убережет свой народ от той беды. Из чего понял Мордехай, что, как тогда в пустыне Всевышний спас свой народ от Амалека, так Он убережет Израиль и на этот раз.
  2. Второй стих: «Задумали, но он расстроится…», указывал на второе столкновение Израиля с Амалеком, когда те говорили на языке Кнаана, чтобы запутать евреев. Но и тогда евреи молились не за избавление от Амалека, а за избавление от «этого врага» – Всевышний спас Свой народ. Спас тогда – спасет и сейчас.
  3. Рассказывает мидраш, что советника Амана отговаривали его от заговора против евреев. Говорили они ему: «Посмотри какая судьба постигла предыдущих властителей — фараона и Санхерива, выступавших против народа Израиля». На что ответил им Аман: «То было слишком давно. Творец, утопивший египтян в водах моря и сотворивший евреям великие чудеса, уже состарился и не в силах сотворить подобное. Ведь Навуходнецар поднялся в Иерусалим и разрушил Его Храм и сжег Его Дом. Почему же Всевышний не остановил все это?» Об этом и намекал стих, произнесенный третьим мальчиком: «И до старости Я – Он, и до седин терпеть буду Я; Я создал, Я и носить буду, Я и терпеть буду, и спасу». Т. е. и сейчас, когда некоторые считают, что Он состарился, во веки веков Он Всесильный не изменился и спасет евреев и сейчас. И понял тогда Мордехай, что третий стих намекает на их ситуацию, и что и в этот раз Всевышний спасет свой народ из рук Амалека.

«Кеилат Ицхак», от имени Виленского Гаона


http://www.beerot.ru/?p=89430