Имена Всевышнего — Из комментариев Рамбана к недельной главе Шмот

Дата: | Автор материала: Рамбан

1832

Недельная глава Шмот

«А они спросят меня: ”Как Его Имя?” – что я им скажу?» (Шмот, 3:13).

Эта строка Торы требует разъяснений, так как невозможно предположить, будто вопрос «Как Его Имя?» мог бы быть задан для того, чтобы проверить Моше и удостовериться в том, что он на самом деле посланец Всевышнего. И любой его ответ на этот вопрос не стал бы доказательством для того, кто не верил ему прежде! Ведь, если евреи знали это Имя, то и Моше мог знать его так же как они, – и тогда его знание ничем не отличалось бы от их знания и не могло служить каким-либо доказательством и знамением. А если они прежде не знали такого Имени, то, тем более, в его ответе не было бы для них никакого подтверждения его правоты. И действительно, уже после того, как Всевышний открыл Моше Свое великое Имя, тот сказал (Шмот, 4:1): «Но ведь они мне не поверят, …ибо скажут: Не открывался тебе Б-г!», – и после этого Всевышний дал Моше знамения (с посохом и рукой, а также с водой, которая превращалась в кровь).

С моей точки зрения, к тому времени Моше уже был великим мудрецом и достиг высочайшего уровня в пророчестве, и в его вопросе заключалась просьба открыть ему, кто же именно направляет его (в Египет): т.е. от какого из качеств Творца исходит возлагаемая на Моше миссия. И подобно этому сказал пророк Йешая (Йешая, 48:16): «Ныне Авайя Элоким (т. е. Г-сподь) направил меня и Его Дух». [Т.е. Всевышний направил Йешаю с пророчеством, исходящим от Его качества Высшего Милосердия, выраженного Именем Авайя,  и «Его Дух» (Его ангел) открыл через пророка события, которые произойдут в будущем. – здесь и далее комментарии переводчика]

И вот, Моше сказал Всевышнему: «Сыны Израиля спросят меня, послан ли я к ним от качества Творца, выраженного в Его Имени КЭль Шакай, в котором Всевышний открывался праотцам, или от качества Высшего Милосердия, посредством которого совершаются знамения и творятся новые чудеса в Творении». [Т.е. чудеса, нарушающие установленные законы природы.] Этот вопрос возник у Моше потому, что Всевышний сказал ему (Шмот, 3:6): «Я – Б-г твоего отца, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова», но не назвал ему ни одного из Своих святых Имен. [Т.е. ни Имени КЭль Шадай, ни Имени, выражающего качество Высшего Милосердия.] А теперь Моше услышал от Всевышнего обещание дать сынам Израиля Тору с горы Синай, – и Моше знал, что Тора не будет дана от Имени КЭль Шакай, которое было открыто нашим праотцам, но (она будет дарована) великим Именем, с помощью которого была сотворена Вселенная, – и поэтому Моше спросил: «…Что я им скажу?». …В этом смысл его вопроса.

И вот, Б-г ответил ему: «אֶקיֶה אֲשֶׁר אֶקיֶה» (буквально «Я буду, как буду»). «Я буду (אֶקְיֶה) с вами в этой беде, как буду (אֲשֶׁר אֶקְיֶה) с вами и в других несчастьях (т.е. при порабощении другими царствами). И Моше возразил Ему: «Владыка Вселенной, каждой беде свой час!». Ответил Б-г: «Ты прав. Так скажи сынам Израиля: אֶקְיֶה (буквально «Я буду») послал меня к вам». [Т.е., скажи им только: «Я буду», не прибавляя слов «как буду», т.е. не указывая на бедствия, ожидающие народ Израиля в будущем.] Таков комментарий Раши, исходящий из толкований наших наставников.

И в этом объяснении подразумевается следующее. Когда Моше попросил Всевышнего открыть ему Свое Имя, чтобы оно служило для сынов Израиля свидетельством Его существования и Его воздействия на мир (ашгаха), Святой, благословен Он, возразил ему: «Для чего ты спрашиваешь о Моем Имени? Им не понадобятся другие доказательства, потому что Я буду (אֶקְיֶה) с ними во всех их бедах – они воззовут ко Мне, и Я им отвечу». И это, действительно, самое большое доказательство того, что у народа Израиля есть Б-г: Он близок к нам, когда мы взываем к Нему, и Он – Б-г, вершащий суд на земле.

[И, хотя на первый взгляд, правосудие Всевышнего и Его ответ на наши молитвы проявляются в мире как «скрытые чудеса» – ведь в последующих изгнаниях уже не будет таких явных и открытых чудес, изменяющих законы природы, как это происходило в Египте – тем не менее, вовсе не подразумевается, что «скрыты» сами чудеса. Они относятся к «скрытым» лишь потому, что Всевышний не объявляет о них заранее и во всеуслышание – через Своих пророков. Но сами эти чудеса, благодаря которым народ Израиля пережил все изгнания, явны и открыты! И они представляются «скрытыми» не потому, что незначительны по сравнению с теми великими открытыми чудесами, которые происходили при выходе из Египта,  но только из-за недостаточной чистоты человека, не желающего воспринимать явления духовного мира.]

И подобно этому сказано в мидраше: «Что значит אֶקְיֶה אֲשֶׁר אֶקְיֶה (Я буду, как буду)? Как ты будешь (поступать) со Мной, так и Я буду с тобой. Если ты будешь щедро открывать свою руку и вершить дела милосердия, то и Я открою Свою руку, как сказано (Дварим, 28:12): «Откроет Г-сподь для тебя Свою благую сокровищницу…». А если ты не проявишь щедрости, то произойдет, как написано (Ийов, 12:15): «Он сдержит воды – и иссохнут, отпустит их – и разрушат землю».

И еще толковали от имени раби Ицхака: «Сказал Святой, благословен Он, Моше: Я – Тот, Кто был, Я – Тот, Кто есть, и Я – Тот, Кто будет всегда» – поэтому-то слово אֶקְיֶה написано здесь трижды. А объяснение слов раби Ицхака таково: для Творца и прошлое, и будущее находятся в настоящем, так как с Ним не происходит никаких изменений, и ни один из Его дней не прошел,  поэтому для Него все времена (т.е. прошлое, настоящее и будущее) называются одним именем, указывающим на Его неизменное существование.

…А рав Саадья Гаон объясняет это Имя так: «Тот, Кто не миновал и не минует, поскольку Он – первый, и Он – последний». И его толкование близко к тому, которое дал раби Ицхак. И Рамбам в «Путеводителе заблудших» объясняет: «Сущий, который существует и будет существовать» – Он никогда не прекращал Своего бытия и не прекратит в будущем.

Но с моей точки зрения, …Всевышний открыл Моше это Имя для того, чтобы известить его, от имени какого Своего качества Он посылает Моше в Египет. И это качество – Мера Суда (мидат а-дин), которая (проявляется) в Мере Милосердия (мидат а-рахамим). Всевышний произнес (3:14): «Так скажи сынам Израиля: אֶקְיֶה (Я буду) послал меня к вам» – упомянув лишь одно Имя, чтобы указать на Свое единство. И еще Он повелел: «Так скажи сынам Израиля: Б-г, Всесильный ваших отцов, …послал меня к вам» (3:15), ибо это Имя, Б-г (י-ה-ו-ה), выражает Его меру Милосердия,  чтобы сыны Израиля знали, что «Он будет направлять руку Моше Своей величественной рукой», и Он совершит в мире небывалые знамения и чудеса.

И вот, Всевышний объяснил Моше, что Имя אֶקְיֶה («Я буду»), которое Он повелел передать сынам Израиля,  и есть Его великое Имя (т. е. י-ה-ו-ה), и оба этих Имени близки по смыслу и по составляющим их буквам. Ведь две последние буквы в первом Имени (אֶקְיֶה)– это две начальные буквы во втором… Буква א (алеф) в первом Имени указывает на то, что Он предшествовал всему, и что Он – един, а буква י (йюд) во втором – на десять сфирот (Б-жественных эманаций), недоступных нашему постижению. И из этих двух святых Имен взяты две первые буквы, א (алеф) и י (йюд), и написаны в начале и в конце Имени, которое читается Адон-ай (א-ד-נ-י), чтобы показать, что оно свято от начала и до конца, а в середине его – Мера Суда (мидат а-дин), как сказано (Шмот, 23:21): «Мое Имя – в нем (буквально «в середине него»)». …И благословен Он, открывающий нам сокровенные чудеса в Его Торе!

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=51789