Бемидбар — Упование на Творца: в материальном и в духовном

великий йовель

Недельная глава Бемидбар

«И говорил Г-сподь Моше в пустыне Синайской в шатре Откровения…» (Бемидбар, 1:1).

Рав И. Найман, благословенна память праведника, говорит, что дарование Торы в пустыне указывает нам на двойную связь между Торой и упованием на Б-га. Двойную – ибо человеку следует полагаться на Всевышнего как в том, что касается материального, так и в отношении постижения Торы. Упование на Всевышнего в материальном подобно упованию евреев, собиравших ежедневно ман в пустыне. Хафец Хаим говорил об этом, что забота о нас Всевышнего подобна заботе отца о ребенке, который отправился в хедер (учебное заведение для маленьких мальчиков) учить Тору.

Если мальчик забыл дома еду, придет ли нам в голову, что отец, заметив это, не позаботится о нем и оставит сына без обеда? Подобно этому тот, кто вкладывает все силы в изучение Торы, может быть уверен, что Всевышний позаботится о его пропитании.

Рассказывает рав Найман: «Я сам убедился в этом, когда подорожали продукты, и я опасался, что ешиве не хватит средств, чтобы кормить учеников. Но чудесным образом
пришло спасение и материальное состояние ешивы даже улучшилось в этот период».

Упование на Всевышнего необходимо и в том, что касается успеха в изучении Торы. Мы говорим каждый день в молитве: «Ради отцов наших, которые полагались на Тебя, и Ты научил их законам жизни, так же смилостивись над нами и научи нас».

Так говорил машгиах Ломжинской ешивы, благословенна память праведника, о стихе: «Нашел его в стране пустынной и засушливой, где воет (ветер), окружил его и наставлял его, хранил его, как зеницу ока».

Кто может удостоиться того, чтобы Всевышний окружил его облаками славы, наставлял и хранил, как зеницу ока? Только тот, кто живет, ощущая себя, как в пустыне, где
в одиночестве ему не на кого полагаться, кроме Всевышнего, благословен Он. Тогда и Всевышний хранит и оберегает его. Как сказал царь Давид, «пришелец я на земле»
– я подобен пришельцу, у которого нет в чужой земле ни родственника, ни знакомого, лишь Всевышний, благословен Он.

Но глупцу, который обращается к Творцу с молитвой, а сам при этом думает: «Ладно, в крайнем случае, если Б-г не поможет, у дяди денег попрошу», не поможет Всевышний,
ибо он полагается на других.

Подобно тому, как в пустыне никто не может ограбить человека и отнять то, что принадлежит ему, так же и среди людей – все подчинено воле Творца. Лишь Он один может дать человеку и отнять у него.

К раби Меиру из Перемышлян обратился однажды еврей с жалобой на товарища, который, по его словам, отнимает его заработок. Ответил ему праведник: «Знаешь ли ты, почему лошадь, придя на водопой, бьет по воде копытом? Она видит свое отражение и думает, что это еще одна лошадь, которая сейчас выпьет всю ее воду… Но ты-то – не лошадь, и должен знать, что воды хватит на всех».

Тот, кто полагается на Б-га, не будет испытывать недостатка!


http://www.beerot.ru/?p=55268