Лакомства к субботнему столу — Ваеце

Недельная глава Ваеце

В нашей недельной главе (Берешит, 28:12) рассказывается о сне, который видел Яаков: «И приснилось ему: вот, лестница, опирающаяся на землю, а вершина ее достигает неба; и вот ангелы Всевышнего поднимаются и спускаются по ней».

Объясняет Мальбим, что в этом сне Всевышний показал Яакову его самого – он и есть та лестница, которая соединяет все миры. Тело его опирается на землю, то есть находится в материальном мире, но голова (его душа) достигает Небес, пронизывает духовные миры, связывая все мироздание в единое целое. И еще Яакову было дано увидеть, как через него Б-жественная Воля проявляется в мире. И об этом сказано: «и вот ангелы Всевышнего поднимаются и спускаются по ней» – поднимаются и спускаются по лестнице, по Яакову. Иными словами, поступки Яакова вызывают в мире духовные изменения [ангелов], которые поднимаются Наверх и пробуждают реакцию Небес, возвращающуюся вниз, в этот мир. Поэтому и сказано, что сначала поднимаются ангелы, порожденные Торой, которую учит Яаков, и заповедями, которые он выполняет, и, как следствие этого, спускаются в мир ангелы Б-жественного благословения.

Мальбим

Когда Яаков приходит в Харан, он видит следующее (Берешит, 29:2-3): «И увидел [Яаков], и вот, колодец в поле, и вот, там три стада овец… потому что из этого колодца пьют стада, и большой камень [лежит] на устье колодца. И собираются там все стада, и снимают камень с устья колодца, и поят овец, и возвращают камень на устье колодца, на его место».

Увидев колодец, Яаков понял, что это знак с Небес, говорящий о будущем. Дело в том, что Б-жественное раскрытие в этом мире иносказательно называется «колодец с живой водой»: подобно тому, как источник воды, находящейся в колодце, скрыт, а сама вода открыта, так и Всевышний скрыт, и в этом мире видны только Его проявления. А то, что колодец был в поле, а не в городе, намекает на галут [изгнание] и на то, что Всевышний будет пребывать с детьми Яакова в трех галутах, которые будут вне Земли Израиля – Египет, Вавилон и Эдом [хотя еврейскому народу нужно пройти через четыре галута, один из них – греческий – был в Земле Исраэля]. И об этом говорит Тора: «и вот, там три стада овец». Но и в галуте только «из этого колодца пьют стада» – все наше существование зависит только от защиты и помощи Всевышнего. Однако, «большой камень [лежит] на устье колодца»: наши преступления – это камень, закрывающий устье колодца так, чтобы живая вода помощи Свыше не смогла выйти наружу. И только если «собираются там все стада» – все евреи объединяются и становятся единым народом – тогда «снимают камень с устья колодца и поят овец» – тогда раскрываются источники Б-жественного спасения. Так происходит с нами вгалуте, но при этом всякий раз мы снова уходим от Всевышнего, и поэтому «возвращают камень на устье колодца, на его место». И все это будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет (там же, 29:10): «…и подошел Яаков…», в заслугу которого будет построен Третий Храм, «…и убрал камень с устья колодца».

Мальбим

Говорит Тора (Берешит, 29:30): «И женился [Яаков] также на Рахели, и полюбил также Рахель от [из-за] Леи…». Этот стих требует объяснения: во-первых, почему подчеркивается «И женился [Яаков] также на Рахели», как будто Лея была главной, «и также Рахель», ведь известно, что Яаков хотел сначала жениться именно на Рахели? И, во-вторых, что означает «полюбил… Рахель от [из-за] Леи»?

Объясняет «Исмах Моше». Известно сказанное в трактате Бава Батра (123а): поскольку у Ицхака было два сына, а у Лавана две дочки, люди говорили: старшая [Лея] – для старшего [Эсава], а младшая [Рахель] – для младшего [Яакова]. Поэтому Лея все время плакала и молила Всевышнего о милосердии, чтобы не стать женой такого злодея, как Эсав. Ее молитва была услышана, и она опередила Рахель, на ней Яаков женился первой. Здесь следует задать вопрос: даже если была услышана молитва Леи, почему она опередила свою сестру, которая была изначально предназначена Яакову? Ответ в том, что сначала Эсав хотел идти к Лавану и взять себе в жены одну из его дочерей, как это сделал Яаков. Но из-за молитв Леи с Небес изменили его замыслы, он передумал и взял в жены дочь Ишмаэля (Берешит, 28:9). Выходит, что Яаков женился на Рахели благодаря Лее, потому что если бы Эсав пришел к Лавану, то Яаков не решился бы появиться там из страха перед братом, и поневоле должен был бы искать жену в другом месте. Теперь же, поскольку Лея расстроила планы злодея, дав Яакову возможность жениться на Рахели, в награду ей было дано первой стать женой Яакова. Поэтому данный стих можно понять так: «И также женился [Яаков] на Рахели, и также полюбил Рахель – из-за Леи». И сама возможность жениться на Рахели, и даже то, что Яаков полюбил ее, – все это произошло благодаря Лее, потому что если бы не она, Яаков не решился бы прийти в Харан, никогда не увидел бы Рахель и не полюбил бы ее.

«Исмах Моше»

В конце двадцатилетнего периода пребывания у Лавана Яаков разбогател. Стих Торы (Берешит, 30:43) говорит: «И разбогател этот человек [Яаков] очень-очень; и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов». Но сразу вслед за этим сказано: «И услышал он слова сыновей Лавана, говоривших: забрал Яаков все, что у отца нашего, и из того, что у отца нашего, составил он все это богатство».

Спрашивает «Кли Якар»: как сыновья Лавана могли сказать столь явную ложь, разве Яаков взял что-то у их отца, ведь Лаван как стал после прихода Яакова богачом, так и остался им и поныне? На самом деле сыновья Лавана, говоря о Яакове, не имели в виду богатство их отца, нет – Яаков «забрал» хитрость и обман, которыми в совершенстве владел Лаван. Лаван всегда обманывал других, но никто не мог обмануть его. Яаков же, по словам сыновей Лавана, исхитрился обмануть самого Лавана, об этом и сказали его сыновья: «забрал Яаков все, что у отца нашего» – всю хитрость и обман забрал он у Лавана, и этой хитростью «составил он все это богатство».

«Кли Якар»

В нашей недельной главе говорится (Берешит, 31:2-3): «И увидел Яаков лицо Лавана, и вот, он не таков к нему, как вчера и третьего дня. И сказал Всевышний Яакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою, и Я буду с тобой». Говорит «Мидраш Раба»: «Сказал Всевышний Яакову: твой тесть смотрит на тебя хмуро, а ты все еще находишься у него? Возвращайся в землю отцов твоих, и Я буду с тобой».

Смысл этого в том, что пока Лаван был приветлив с Яаковом, заповедь почитания отца отодвигалась необходимостью почитать тестя, поскольку тот приютил Яакова. Но так как сейчас Лаван уже открыл свое настоящее лицо и замышляет злое, Яаков больше не обязан оказывать ему знаки уважения, а должен вернуться к отцу, чтобы выполнить заповедь о почитании родителей.

«Эц Йосеф»

Лаван бросается в погоню за ушедшим Яаковом и настигает его. В этот момент он получает серьезное предупреждение (Берешит, 31:24): «И пришел Б-г к Лавану-арамейцу во сне ночном, и сказал ему: берегись, чтобы не говорить с Яаковом ни хорошего, ни плохого». Наши мудрецы, объясняя это место, задают вопрос: почему сказано «берегись, чтобы не говорить с Яаковом»? Надо было сказать: «берегись, чтобы не сделать Яакову зла»? Но на самом деле Лаван, когда гнался за Яаковом, не рассчитывал на физическую силу, поскольку Яаков и его сыновья были сильнее Лавана и тех, кто с ним. Нет, Лаван хотел убить всех своим ртом – проклятьями и колдовством, которыми владел в совершенстве. Поэтому-то и сказано: «берегись, чтобы не говорить с Яаковом».

«Зоар»

После встречи с Яаковом Лаван возвращается обратно. Стих (Берешит, 32:1) говорит: «…и пошел, и вернулся Лаван на свое место». Возникает вопрос, почему Тора употребляет здесь выражение «на свое место», ведь можно было бы сказать более конкретно: «вернулся в Харан» или «вернулся в свой дом»? Говорит мидраш: Лаван снова стал тем, кем был до прихода к нему Яакова. Ведь до этого он был бедняком, к которому относились с презрением, и лишь когда пришел Яаков, Всевышний ради него благословил Лавана – тот стал богатым и знатным. Но когда Яаков ушел, Лаван снова стал тем, кем был раньше – ничего собой не представляющим бедняком, это и есть его настоящее место.

[Дополнение рава Игаля Полищука. Слово «маком», переведенное здесь как «место», однокоренное со словом «киюм» – «существование». Смысл этого в том, что место дает возможность существования. Яаков дал Лавану возможность существования в богатстве. Когда Яаков ушел, Лаван вернулся к собственному источнику существования, которое и являлось его истинным местом.]

«Мидраш Раба»

 


http://www.beerot.ru/?p=21911