«Из глубин» — по урокам гаона рава Моше Шапиро — Лех Леха — Война царей

Дата: | Автор материала: Рав Симха Мандельбойм

3755

Недельная глава Лех Леха

«И было в дни Амрафеля, царя Шинара, Арьоха, царя Эласара, Кдорлаомера, царя Эйлама, и Тидаля, царя народов, устроили войну с Берой, царем Сдома, и с Биршей, царем Аморы, с Шинавом, царем Адмы, и с Шемэвером, царем Цвоим, и с царем Белы, она же Цоар…» (Берешит, 14).

Виленский Гаон говорил (и все наши учителя согласны с ним в этом), что корень и суть любого понятия кроется там, где оно впервые упоминается в Торе. Этому правилу есть прямые подтверждения в Гемаре (Бава Кама, 55а): «Если кто-то видит букву тет (ט) во сне, это хороший знак для него». Ведь тет – это первая буква в слове «хорошо» (טוב, тов). Гемара объясняет (там же), что хотя тет появляется также и в начале слов, не связанных с чем-то хорошим, например (Эйха, 2): «Погрузились (тавъу) в землю врата ее», поскольку впервые она возникает в Торе именно в слове טוב, «хорошо»: «И увидел Б-г свет – что он хорош», значит, она всегда означает нечто хорошее.

Следовательно, если мы хотим выяснить, что же такое война, то должны как следует поразмышлять над отрывком, где это понятие впервые встречается в Торе. Постараемся, с Б-жьей помощью, глубже рассмотреть эти темы.

Меч обнажили злодеи

Мудрецы («Берешит Раба», 42:1) начинают обсуждать наш недельный раздел со следующих слов: «”И было в дни Амрафеля, царя Шинара…” Раби Йеошуа из Сахнин от имени раби Леви начал (Теилим 37): “Меч обнажили злодеи… меч их в их же сердце войдет”. “Меч обнажили злодеи” – это Амрафель и его сообщники, “погубить бедного и нищего” – это Лот, “зарезать идущих прямым путем” – это Авраам, “меч их в их же сердце войдет” – “И разделился против них ночью, он и рабы его”».

Мудрецы своим святым постижением открыли нам удивительные вещи. Давайте посмотрим: на первый взгляд, повествование о войне царей выглядит чем-то простым и банальным. Четыре царя затевают войну против пяти. Их авантюра действительно увенчалась успехом, и пять народов покоряются четырем царям. Двенадцать лет завоеванные страны подчинялись захватчикам, но в итоге восстали и продолжали бунтовать тринадцать лет (Берешит, 14:4, см. Раши). На четырнадцатый год этого восстания пришел Кдорлаомер, стоявший во главе тех четырех государств, чтобы воевать против пяти царей. В результате войны четыре царя вновь победили пятерых: «И побежали цари Сдома и Аморы, и упали туда, а остальные в горы сбежали» (Берешит, 14:10). В той войне многих взяли в плен, и среди них был Лот, племянник Авраама.

Политические обозреватели той эпохи, конечно, объяснили бы, что причина войны была экономическая или национальная. Неуважение к четырем народам в течение нескольких лет вызвало брожение в массах и у царей, и это заставило их выйти на войну.

Но, в отличие от них, наши святые мудрецы, зная корни войны, открыли, что за внешними обстоятельствами скрывалась единственная истинная причина. Цель четырех царей во всех этих войнах, начатых за четверть века до пленения Лота, была одна: погубить этого «бедного и нищего» – Лота. И мало того, они даже приняли в расчет, что Авраам придет спасать Лота из плена и замыслили «зарезать идущих прямым путем» – Авраама!

Впрочем, здесь требуется пояснение: почему мудрецы решили истолковать эту войну наперекор очевидному объяснению? Чтобы понять это, задумаемся о сути понятия «война» в целом.

Цари и их войны

«”И было в дни Амрафеля” – сказал раби Элазар бар Авина: Если видишь, как царства нападают друг на друга, жди прихода Машиаха. Знай, что так и есть – ведь в дни Авраама из-за того, что царства нападали друг на друга, к нему пришло избавление» («Берешит Раба», 42:4).

Это изречение мудрецов нуждается в обширном комментарии. Ведь при поверхностном взгляде очень трудно понять связь между враждой царей и Машиахом.

Суть войны

Начнем с вопроса, кажущегося, возможно, наивным, но все-таки сильным. Он касается явления, называемого «войной». Любой, у кого есть хоть капля ума, удивится: как вообще в мире могут начинаться войны, да еще и продолжаться долгое время? Ведь история доказывает, что, как правило, потери воюющего перевешивают его выигрыш. Если же сказать, что каждый, кто выходит на войну, забывает о событиях прошлого и уверен в своей победе, и в том, что ему достанется вся слава, он все же не может проигнорировать тот факт, что победа будет сопряжена с бессчетными смертями, ранениями и потерями! Удивительно, что же заставляет толпы людей подвергать опасности свои жизни и выходить на поле боя, чтобы убивать и погибать?

Разгадка кроется в том, что каждая война призвана укрепить царство. Поскольку поддержание и возвышение «славы царства» является «возвышенным» делом – ценнее жизни индивидуума – граждане страны готовы жертвовать собой ради этого.

Этот принцип можно выучить из того, что Рамбам в книге «Яд а-Хазака» поставил «Законы царей» вместе с «Законами заповедных войн» и назвал этот раздел двойным именем: «Законы царей и их войн». Из этого мы учим, что война имеет прямое отношение к царству.

С помощью этого принципа можно разрешить важный вопрос в нашем разделе: почему Тора вновь и вновь повторяет имена царей этих четырех и пяти враждующих государств? Дело в том, что движущей силой для этих войн была слава царства, и потому подчеркиваются имена царей, представляющих эти государства. Иначе говоря, эти войны считались царскими войнами – каждый народ сражался, чтобы укрепить царство своего правителя.

Объяснение высказываний мудрецов

Следуя этому подходу, мы можем объяснить сказанное мудрецами: «Если видишь, как царства нападают друг на друга, жди прихода Машиаха». Суть в том, что все царства (кроме истинного еврейского, как царства Давида, Шломо и Хизкияу) противоречит Небесному Царству, которое представляет единоличную власть Всевышнего над всей землей. В отличие от Него, власти, правящие странами мира, направляют творение к иному царству – их собственному, которое скрывает и отрицает Царство Небес. А значит, любое побуждение царей выходить на войну указывает, что они чувствуют близость краха, так как эпоха единственного царства Всевышнего (представленного Машиахом) уже близится. Вот почему царства пытаются упрочить свою власть посредством «царских войн». «Если видишь, как царства нападают друг на друга, жди прихода Машиаха»!

В соответствии с этим мы понимаем и слова мудрецов, которые установили, что все стремление царей сводилось к противодействию Аврааму и Лоту. Поскольку корень любой войны – сопротивляться Царству Небес, чтобы поддерживать собственное царство, получается, что эта война была направлена именно против Авраама и Лота – носителей знамени Царства Небес в мире.

Явление Славы Небес

Конец этой войны был таков: «”Меч их в их же сердце войдет” – “И разделился против них ночью, он и рабы его”». Война, нацеленная против Царства Небес, повернулась в обратную сторону и привела как раз к раскрытию Его славы. Ведь Авраам, носитель знамени Небесного Царства, победил этих царей. У наших мудрецов говорится, что в ту же ночь, когда сыны Израиля вышли из Египта, Авраам победил царей. Это удивительное совпадение: раскрытие славы Небес, произошедшее в ту ночь, стало для последующих поколений знаком того, что царство Б-га вновь проявится в нашем мире в эту же ночь, когда Его воинства выйдут из Египта.

Заключение

Итак, мы выяснили, в чем суть войны. Наши мудрецы указали, что этот недельный раздел (Лех Леха) говорит о самой первой войне. Всякая война в мире означает попытку утвердить земные царства и уменьшить проявление Царства Небес. Но в конце любой из них – «меч их в их же сердце войдет». В итоге возвысится лишь Небесное Царство: «Если видишь, как царства нападают друг на друга, жди прихода Машиаха»!

Перевод под редакцией р. Г. Спинаделя. Книга «Из глубин. О разделах Торы» вышла в издательстве «Ам а-Сефер», и доступна в магазинах еврейской книги.


http://www.beerot.ru/?p=28993