Врата веры — Десятый и одиннадцатый принципы — продолжение

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1307
награда

Десятый и одиннадцатый принципы

Принцип десятый. Провидение

Провозглашение веры: я верю полной верой, что Творец, благословлено Имя Его, знает все действия людей, и все их мысли, как сказано (Теилим, 33:15): «Создающий сердца всех их, понимающий все дела их».

Принцип одиннадцатый. Награда и наказание

Провозглашение веры: я верю полной верой, что Творец, благословенно Имя Его, делает добро тем, кто выполняет Его заповеди, и наказывает тех, кто нарушает Его заповеди.

Продолжение

Творение учит нас трепету перед Небесами

Теперь мы можем уяснить себе одну вещь. Мы видим, что стол — это стол. Он не пытается стать звездой в небе. Стол обладает трепетом перед Небесами, и поэтому он делает именно то, чего от него требует Всевышний. Тем более, когда Всевышний требует у человека, чтобы тот стал мудрецом Торы, ибо это и есть его истинное назначение, он должен выполнить волю Всевышнего. Если же у него нет трепета перед Небесами, и он решает остаться неучем, это всё равно, что стол, который вдруг решил стать звездой!

Когда нет трепета перед Небесами, осел может стать быком, а бык — ослом. А мудрец Торы может стать музыкантом, или врачом, или ещё кем-то.

Конечно, стол — это неодушевленный предмет, у него нет свободы выбора. Но в действительности, он не является неодушевленным в привычном нам смысле. Ведь написано (Теилим, 19:2): «Небеса воспевают славу Б-га, и о деянии перст Его повествует свод небесный». У каждой вещи есть духовный аспект нефеш [т. е., духовный корень, который по воле Творца каждое мгновение поддерживает его существование; см. «Нефеш а-Хаим»].  Каждая вещь поет свою песнь Всевышнему. Нет ничего неодушевленного! Когда мы говорим о какой-либо вещи, что она неодушевленная, это означает, что мы не проникли в глубины понимания этой вещи. В мире нет ничего неодушевленного. Всевышний не создал ничего без души, ибо вещь без души не может существовать. [Т. е., ни одна вещь не может существовать без духовного источника. А этот источник ощущает трепет перед Творцом.] Объекты называются неодушевленными только из-за того, что такова их роль в мире.

Пример этому — это почетный караул английской королевы. Эти солдаты должны долгое время стоять без движения. В один прекрасный день появится человек, который скажет: «Я ему говорю: “доброе утро”, а он мне ничего не отвечает. Видимо, это неодушевленный предмет». Солнце, камни, и т. д. называются неодушевленными предметами из-за того, что такова их роль в мире. «Неодушевлённые», «растения», «животные» и «говорящие» — это четыре вида объектов, которые раскрывают существование Творца. Каждая вещь существует только в силу того, и только в той степени, что у неё есть связь с Творцом. Без связи с Творцом существование невозможно. Душа (нефеш) каждого предмета — это слово Всевышнего, которое даёт ему жизнь.

Но мы не замечаем этого. Мы настолько привыкли к этому, что для нас это потеряло всякое значение. Также как мы не обращаем внимание на то, что мы видим и слышим. Но сам тот факт, что, когда два камня бьют друг о друга, возникает звук, — это проявление воли Всевышнего. Это не является некоей самостоятельной и независимой реальностью. Если этот феномен не зависел от Всевышнего, это означало бы, что есть два бога, не дай Б-г! Есть Всевышний и есть этот закон природы. Но в действительности, это созданная реальность, также как и всё остальное, что мы видим в этом мире. [И Всевышний постоянно эту реальность возобновляет.]

Весь мир обучает нас тому, как должен выглядеть тот, кто испытывает трепет перед Всевышним. «Трепет перед Всевышним» означает, что не может быть ни одного движения, противоречащего воле Всевышнего. Весь мир показывает и демонстрирует нам власть Воли Всевышнего. Также как Всевышний постановил, что дважды два — это четыре, и попробуй-ка это изменить! Точно также Всевышний определил, как мы должны себя вести. Когда мы совершаем что-либо противоречащее Его воле, не может быть никаких уступок. Это противоречит всей реальности, в которой мы живем. Не отреагировать на какое-либо действие, совершенное человеком, — это дважды два пятнадцать, ни больше и ни меньше!

Всевышний неуступчив, но может сделать чудо и изменить реальность

Мы рассмотрели понятия награды и наказания. Мы объяснили, что само устройство миро таково, что, когда человек грешит, он изменяет свою сущность и сущность всего творения. Поэтому невозможно не наказать его за это. Попытаемся объяснить это ещё глубже.

Всем известно, что дважды два — это четыре. Это невозможно простить или уступить. Но Всевышний, в великой милости Своей, может изменить природу, и сделать так, чтобы два плюс два действительно превратились в пятнадцать!

В сфере наших действий, на нашем уровне, на котором дважды два — это всегда ровно четыре, не может быть никаких уступок. Всё, что мы делаем, становится частью реальности. Если так, как можно совершить что-либо вопреки воле Всевышнего? Ведь если Всевышний нам уступит, это будет означать, что решающий фактор здесь — это не воля Всевышнего, а что-то другое. Но, с другой стороны, Всевышний может совершать чудеса. Также как Он может сделать так, что дважды два будет равняться пятнадцати, так Он может — и это противоречит природе мира — простить нам грехи.

«Каждый, кто утверждает, что Всевышний уступчив, уступит свою жизнь». Это не означает, что Всевышний никогда не уступает. Разве не существует множества стихов Торы, в которых написано, что Всевышний — это царь, уступающий и прощающий? «Если будут грехи ваши [красны], как кармазин, то станут белыми, как снег; а если будут они красны, как багрянец, то станут [белыми], как шерсть» (Йешаяу, 1:18). И таких множество. Это — одна из форм правления миром. То есть, изначально, наши действия обладают вполне жесткой природой, как и любая вещь, существующая в этом мире. Грех противоречит воле Всевышнего, а реальность мира такова, что противоречие Его воле совершенно невозможно. Мы живем в мире, в котором яблоко не может неожиданно стать грушей.  Точно также, мы живем в мире, в котором «делает добро соблюдающим заповеди Его, и наказывает нарушающих заповеди Его». Если бы существовало что-либо противоречащее воле Всевышнего, это бы отрицало Его единство и всю нашу веру.

Но, с другой стороны, есть проявления Всевышнего, которые называются «качеством благодеяния», «качеством милосердия». Это высшие качества, раскрывающие высочайшее, бесконечное добро Всевышнего, это — тринадцать качеств милосердия.

В обычной реальности, в которой дважды два — это четыре, весь еврейский народ не может поместиться между двумя древками ковчега. И как же он тем не менее там поместился (как нам сказали мудрецы в «Мидраш Раба», 19:9)? Всевышний сделал чудо! После того, как мы узнали о естественном мире после того, как мы узнали, как ведёт себя материальный мир, который трепещет перед Небесами [и всегда следует установленным Всевышним законам природы], Всевышний делает чудо!

Мир, в котором мы живем — это мир трепета перед Небесами. Трепет перед Небесами — это реальность, и ничего не может противостоять воле Всевышнего. Если мы скажем, что Всевышний уступчив — это противоречит истине. Но после этого Всевышний говорит: «Я тут хозяин, Я могу делать то, что захочу». «Прощу того, кого прощу, и помилую того, кого помилую» (Шмот, 33:19) — абсолютно беспричинное добро! Разве могут существовать такие дары? Да, поскольку Он — хозяин!

Трепет перед Небесами — это основа, на которой зиждется весь мир. Но это не последнее слово. Есть и более глубокое слово, что называется «уступка». Но думать, что «уступка» означает, что не всё делается по строгим правилам — это отрицание всего нашего понимания Б-жественности.

Теперь, рассмотрим высказывание мудрецов более детально: «Каждый, кто утверждает, что Всевышний уступчив, уступит свою жизнь». Дело в том, что основополагающий принцип всей Торы — это единство Всевышнего. То есть, Всевышний управляет абсолютно всем. Утверждать, что Всевышний уступчив, игнорирует какие-либо грехи, означает, что есть какая-то область, в которую Всевышний «не вмешивается». Это полное отрицание веры! Единство означает, что абсолютно всё принадлежит Всевышнему. Но когда мы говорим, что Всевышний использует качество уступчивости, то есть, когда уступка — это Его активное действие, это не противоречит единству.

Всевышний знает деяния людей, ибо Он дает жизнь их деяниям!

Мы объяснили, что награда и наказание — это реальность, существование которой неизбежно. Если продолжим рассуждение в том же направлении, то поймем, что предыдущий принцип, по которому Всевышнему известны все деяния людей и все их мысли, проистекает из того же самого источника. То есть, что знание всех деяний людей — это не то знание, которое нам знакомо, а что-то гораздо более глубокое. Если существование всего принадлежит только Всевышнему, ибо он создаёт его и поддерживает его, если так, Всевышнему известны все деяния людей. Откуда они Ему известны? Поскольку Он даёт им жизнь! Их существование зависит только от Него. Заповеди Его, и те, кому они были заповедованы, тоже Его; Он — это всё их существование. То, что Ему известны все деяния — это просто реальность. Ведь каждое действие — это часть реальности. Если я совершаю определенное действие, это означает, что Творец создаёт реальность, в которой я могу совершить это действие.

Свобода выбора и воля Творца

Всевышний дал человеку свободу выбора. Но если Всевышний един — как может существовать выбор? Ответ на этот вопрос: «ибо по образу Б-га сделал человека» (Берешит, 9:6). Всевышний создал человека подобным Себе. Человек тоже может делать «всё, что хочет». Если можно так сказать, это величайшее проявление всемогущества Всевышнего в человеке. Всевышний сделал «чудо внутри чуда» — несмотря на Своё бесконечное единство, Он дал человеку возможность поступать по своему желанию.

Для того, чтобы подчеркнуть, насколько велика данная человеку возможность совершать выбор, приведем три примера грехов.

Первый пример относится к одному из трех самых страшных грехов: прелюбодеяние. Мудрецы сказали (Авода Зара, 54б): «когда кто-либо совершает прелюбодеяние с чужой женой, она не должна бы была забеременеть. Но Всевышний сказал: «злодеям мало того, что они делают Мою печать бесхозной, они беспокоят Меня и печатают моей печатью против Моей воли.» Можно сказать, что самое главное действие, которое Всевышний совершает в мире, — это создание человека — «сделаем человека» (Берешит, 1:26); и вот этим самым действием Его (как бы) заставляют сделать такого духовно уродливого человека.

Всевышний как бы сердится: «я дал тебе силу, всё в твоих руках, почему же ты принуждаешь Меня?» Если ли бы наши мудрецы не сказали это, мы бы не смогли сказать такую вещь. «Всевышний сердится — почему вы принуждаете Меня делать это?»

Ещё один пример: грех потери времени, которое можно было использовать для изучения Торы. Мудрецы сказали: как награда за изучение Торы больше, чем награда за выполнение других заповедей, так и наказание, того, кто не изучает её, больше, чем наказание за любой другой грех.» (Приводится в книге Рабейну Йона «Шаарей Тшува», врата 3, гл. 14; источник в «Сифри», гл. «Экев».)

Почему так велико наказание того, кто не изучает Тору?

Давайте спросим себя: какое наказание полагается тому, кто не выполнил заповедь брать лулав [т. е. четыре вида растений] в праздник Суккот? А каково наказание того, кто не только не выполняет заповедь брать лулав, а берет свиток Торы и вообще вырезает оттуда всё, что связано с этой заповедью? О том, кто стирает даже один стих Торы, сказано: «Тот, кто отменил что-то одно из Торы, как будто бы сжег Её» («Рут Раба», 2:4). Какое наказание полагается такому человеку, намеренно не исполняющему заповедь, и тем самым как будто бы стирающему её из Торы? Разве можно адекватно наказать человека, который отменил часть Торы?

Всевышний дал человеку возможность раскрывать новые объяснения и интерпретации Торы. Это реальность, которая называется «заниматься словами Торы». Когда человек уничтожает эту реальность [используя то время, которое он мог бы посвятить изучению Торы и постижению её скрытых глубин, на что-то другое] он стирает часть Торы! Он стер те части Торы, которые он мог бы изучить за это время. [Причем стер их не только для себя, но и для тех, кого он мог бы обучить.]

А нам известно, что такое Тора — Он и Речь Его едины!

Третий пример: возьмем любой закон, источник которого сама Тора, или постановление мудрецов, или даже традицию. И вот какой-то человек это не выполнил. Вся реальность — это воля Всевышнего, а Всевышний определил, что Он хочет. Когда человек преступил это желание Всевышнего, он как бы изменил волю Всевышнего, и таким образом изменил реальность.

Возникает вопрос: как такое может быть? Ведь написано: «Я, Б-г, не изменился» (Малахи, 3:6)? Не задавайте вопросов, сказано: «по образу Б-га создал человека». Даже если мы этого не понимаем, мы должны знать: мы можем совершить всё, что угодно. Знай, что ты наделал! Знай, чьё лицо ты сделал уродливым. У тебя есть возможность изменить реальность!

Реальность такова, что в Песах необходимо есть марор. Это реальность, определенная трепетом перед Небесами. В принципе, не есть марор в Песах — это против Небес, а против Небес ничего сделать нельзя. Но приходит Всемогущий и говорит: Я дам тебе возможность поступить против воли Небес. Но что в действительности означает «против Небес»? Это означает изменить реальность. Как сказали мудрецы «каждого, чьи заслуги превышают его провинности, наказывают [чтобы он искупил свои грехи и попал в Грядущий Мир чистым] так, как будто он сжег всю Тору и не оставил от неё ни одной буквы» (Кидушин, 39б). Мудрецы не написали, что он сжег свиток Торы. Они написали, что он как будто бы сжег всю Тору. То есть, он как будто бы сжег саму Тору.

«Ты рожден против своей воли»

А если спросим: зачем нам эти несчастья? Что мы здесь делаем? Разве всех наказаний ада достаточно для нас? Даже малейшая промашка с нашей стороны противопоставляет нас бесконечности. Адам совершил один грех и из-за него во всем мире воцарилась смерть. Всего лишь один грех! А мы? У нас полно грехов! И нет никаких уступок.

Но, с другой стороны, добро, которое Всевышний хочет сделать нам, столь велико, что оно стоит этого. Так же как мы объяснили, что означает каждый грех, мы определим, что означает каждая заповедь, каждое слово Торы, каждое доброе дело. Видимо добро настолько велико, что даже такая «прогулка над пропастью» стоит его.

На самом деле, жизнь в высшей степени целесообразна. Но рамках того, что называется человек, она не оправдана. Мудрецы сказали об этом: «принудительно ты рожден» (Авот, 4:22). Человеку вообще не хочется приходить в этот мир. Но в конечном счете, который мы неспособны понять, добро во много раз превышает наказание. [Автор «Томер Двора» пишет, что наказание всегда конечно, а награда вечна.]

Великая значимость каждого нашего действия

Мы должны привыкнуть к тому, что один из основополагающих принципов веры: каждое наше действие, даже самое малое, обладает великой значимостью и смыслом. И ни одно наше действие, ни плохое, ни хорошее, не проходит бесследно.

Один знакомый рассказал мне о разговоре с человеком, который работает на атомном реакторе в Димоне.

— Сколько лет Вы там работаете?

— Семнадцать лет.

— Говорят, что у Израиля есть атомная бомба. Вы что-нибудь об этом слышали?

— Поверьте мне, за те семнадцать лет, что я там работаю, я не только не узнал, есть ли у Израиля атомная бомба, у меня даже нет никакого понятия, над чем работаю я сам! Я сижу в небольшой комнатушке с окнами. Через окно мне передают некую деталь с инструкциями, что с ней делать: «здесь сточить, здесь сделать то, здесь сделать сё». Я выполняю инструкции и передаю её в следующее окно. У меня нет никакого представления, для чего всё это нужно. Может быть, мы производим мебель, а может быть атомную бомбу. И так я работаю уже семнадцать лет.

— Как же Вы выносите такую скучную и монотонную работу?

— Меня поддерживает сама секретность, в которой я живу. Кроме того, здесь есть очень серьёзные наказания. Тот, кто не выполняет в точности инструкции, может сесть за это в тюрьму. Здесь не играют в игры. Мне передают деталь и говорят: «обрабатывай её в точности по инструкциям, и знай, что ты что-то сделал не так, из-за тебя произойдет катастрофа». Секретность и высокие требования — это то, что дает мне интерес и мотивацию работать. Так я работаю и не теряю воодушевления уже семнадцать лет.

Так и мы тут в этом мире. Нам говорят: «возьми лулав и тряси его… Но знай, что если будешь делать это не по инструкциям, попадешь в ад.» Через какое-то время, мы получаем другие инструкции: «обопрись на левый бок и ешь мацу». И знай, что если будешь есть её слишком медленно, ты разрушил целые миры!

У нас нет никакого представления, что мы делаем, что мы строим. Но нам известно одно: мы часть огромной системы. Любое отклонение от инструкции, которую мы получили, нарушает работу всей системы.

«Что Всевышний требует от тебя»

Подведем итог сказанному. Я слышал это от рава Хаима Камиля. То, что он сказал мне, — это вещи самоочевидные, в них нет никаких принципиально новых идей. Но я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь высказал это столь четко и сильно.

Так мне сказал рава Хаим Камиль от имени рава Хаима Зайчика, который услышал это от рава Реувена Грозовского: «Это было во время войны. [Речь идет о Второй мировой войне.] Весь мир бурлил, и мы не знали, что делать. Будет война, не будет войны, когда будет война? Что сделают русские, что сделают немцы? Многие бежали из страны в страну. Сомнения грызли наши сердца. Что станет с нашими семьями? Это ужасно! Что с нами будет?»

Во время всего этого шума кто-то подошел к Раву из Бриска (р. Ицхак Зеэв Соловейчик) и спросил его: «Что будет?!» Рав ответил ему так: «Меня это никак не касается. Мне важно знать только одно: что можно делать, и чего делать нельзя».

Когда мы в наше время начинаем думать: что тут будет? Ответ: это не наше дело. Это расчеты Всевышнего. Есть тут огромный мир, который катится куда-то. Есть только одна вещь, которая нас касается — что можно делать, и чего нельзя делать. Всё остальное нас не касается.

Что это за система, как она работает — у нас нет задачи узнать это. Мы должны знать только одно: мы связаны с этой системой, в которой у каждого есть своя уникальная роль, которую он должен выполнить. Для того, кто надлежащим образом выполняет свою задачу — «Он вознаграждает соблюдающих Его заповеди». А для тех, кто ленится, не дай Б-г, реальность превращается в «наказывает нарушающих Его заповеди».

В этом заключается глубокое понимание слов «понимающий все их дела» (Теилим, 33:15) — Всевышний понимает все наши дела той же силой, которой Он создал нас. Наши дела связаны с Ним в той же степени, что и само наше существование. В этом смысл творения. Также как мое существование — это Его деяние, также и мои поступки — это Его деяние. И поэтому — «Всевышний вознаграждает соблюдающих Его заповеди и наказывает нарушающих Его заповеди». Ведь если построил — построил, а если разрушил — разрушил. Что можно ещё сказать об этом? Если у тебя получилось, что дважды два — это тринадцать с половиной, чего ты ещё хочешь? Чтобы тебе простили?! Ты знаешь, что получится, если дважды два будет равняться тринадцати с половиной?! Знаменитый мост «Золотые Ворота» в Сан-Франциско рухнет! Ты знаешь, сколько нужно было сделать расчетов, чтобы этот мост стоял?

И если мы в это верим, мы можем задуматься, в каком ужасном мире мы живем! Мы живем в «современном» мире. Но все новые достижения технологии — включая записывающие устройства, фотоаппараты, и т.д. — все это кроет в себе катастрофы. Всё это приводит к плохому. Мир, в котором не было фотоаппарата был красивее, в нем не было фотографий всякой гадости, и т.п. Нет ничего современного, без исключений, что не привело бы к разрушениям в мире.

Один из примеров вреда модернизации: когда еврей нарушает Шаббат и едет на машине из Тель-Авива в Эйлат, каждое нажатие педали газа приводит к зажиганию множества искр каждую секунду. За одну поездку он может совершить столько нарушений Шаббата, сколько не было совершено с момента создания мира и до момента изобретения автомобиля!

Мы верим, что каждая вещь обладает потенциалом разрушить мир. За каждый грех, который мы совершаем, Всевышний наказывает! На каждую мелочь будет соответствующая реакция.

Это основа и это принцип — осознать, что Всевышний знает все деяния людей. За каждое действие есть награда и наказание. Ибо каждое наше действие — это неотъемлемая часть Его творения.

Мы должны всю свою жизнь жить с осознанием этого.

«Хорошее вознаграждение соблюдающим Его заповеди»

Когда мы говорим о вознаграждении, которое Всевышний дает соблюдающим Его заповеди, возникает очень серьёзный вопрос. Этот вопрос подняли величайшие раввины и мыслители, в первую очередь рав Йисроэль Салантер и рав Ицеле Блазер.

У нас есть заповеди и у нас есть грехи. Один из тринадцати принципов веры — это «я верю полной верой, что Творец, благословенно Имя Его, делает добро тем, кто выполняет Его заповеди, и наказывает тех, кто нарушает Его заповеди». Всевышний даст нам награду за все выполненные нами заповеди и накажет нас за все совершенные нами грехи. Возникает впечатление, что на Высший Суд мы прибудем с пачками грехов, и нам будет очень горько. Нет никаких уступок — но всему этому есть предел. После того, как пройдем все тяжелые этапы очищения, которые отполируют и очистят нашу душу от всех загрязнений, получим награду за все заповеди, которые мы выполнили в этом мире.

Но, на самом деле, вовсе не очевидно, что мы получим награду за выполненные нами заповеди!

Рав Йисроэль Салантер говорил, что даже если человек выполнил множество заповедей, он может «съесть свои заповеди вместе с циммес» («Хохма и муссар», том I, стр. 19). [Циммес — это сладкое блюдо.] Его ученик, рав Ицеле Блазер приводит («Ор Йисроэль — кохвей ор», 2) что об этом говорили мудрецы («Берешит Раба», гл. 44, пункт 4, на стих 15:1): «Не бойся Аврам» — «ибо боялся наш праотец Авраам и говорил: “я спустился в пылающую печь и спасся; я бросился в войну с царями, и спасся; возможно я уже получил свою награду в этом мире, и у меня ничего не осталось для Грядущего Мира”. Всевышний сказал ему: “Не бойся, Я защищаю тебя; всё, что Я сделал для тебя в этом мире, Я сделал безвозмездно; а награда твоя готова в Грядущем Мире”». Это потрясает! Наш праотец Авраам, который выдержал все десять испытаний, который возложил своего сына на жертвенник, сомневается: может быть, я уже получил всю свою награду…

Что же нам говорить?

Рав Ицеле также приводит слова Талмуда (Санедрин, 101а): «Когда раби Элиэзер [смертельно] заболел, его ученики пришли навестить его. Он сказал им: “В мире жаркое солнце”. Они зарыдали, а раби Акива засмеялся. Сказали ему: “Почему ты смеешься?” Он ответил им: “А почему вы рыдаете?” Ему ответили: “Разве можно не рыдать, когда свиток Торы [раби Элиэзер] страдает?” Он им ответил: “Поэтому я радуюсь. Всё время, что я видел нашего учителя, у которого не скисает вино, не болеет лен, не портится жир и не засахаривается мед, я говорил себе: может быть наш учитель уже получил награду в этом мире, не дай Б-г. Теперь же, когда я вижу, что он страдает, я радуюсь”».

А что же мы? Наши грехи — это немалая проблема. Но ещё большая проблема — это что будет с нашими заповедями. Пусть у нас хотя бы останутся заповеди!

Это вопрос, который поднял рав Йисроэль Салантер. Есть несколько идей и советов, как сохранить хорошие дела, которые мы делаем. Приведем некоторые из них.

Во-первых, необходимо понять сам вопрос: как может быть такое, что человек использует свои заповеди в этом мире? Ведь сказано «в этом мире нет награды за заповеди» (Кидушин, 39б). Заповедь — это вечность! Как можно в этом мире исчерпать вечность?

Вместо ответа приведем пример.

Человек идет по пустыне в жаркий день, и ему хочется пить. И вдруг прямо посреди пустыни он видит киоск! Он заходит и спрашивает: «Есть газировка?»

— Да.

— Кошерная?

— Да.

— Отлично! Какое счастье? Сколько она стоит?

— Шекель.

Он роется у себя в кармане, и не может найти шекель. Тогда он вытаскивает чек на десять тысяч долларов, и спрашивает:

— Можешь разменять?

Продавец отвечает:

— Нет. Я прошу прощения, мне бы очень хотелось разменять твой чек, но, к сожалению, нечем.

— Что же делать?

— Ничего. У тебя есть выбор: если ты хочешь газировку, оставь у меня чек на десять тысяч долларов. А если ты его оставлять не хочешь, можешь идти дальше. Бесплатно? Бесплатно я ничего не даю!

Давайте зададимся вопросом: эта газировка стоит десять тысяч долларов? Нет. Но нет возможности разменять. Наши заповеди невозможно разменять в этом мире. Заповеди — это вечность. Весь этот мир не может разменять даже одну заповедь. Но нет ничего бесплатного. Поэтому перед нами выбор: если мы хотим получать удовольствие, мы должны отказаться от заповедей. Тогда возникает вопрос: разве оно того стоит? Нет. Я не сказал, что одно стоит другого. Но у тебя есть выбор: ты можешь или идти дальше, или оставить чек. Это честно.

Рав Йисроэль Салантер дал нам совет. Он сказал так: «этот мир — это очень дорогая гостиница».

С одной тарелкой циммес можно съесть все свои заповеди. Но, сказал рав Салантер, если простой человек устроится в гостинице, он получит счет, где будет подробно расписано, сколько он должен за каждый день. И ему придется всё оплатить, до последней копейки. Но если этот человек находится в гостинице не для своих личных нужд, а является представителем международной компании, которая послала его, чтобы он заключал для неё сделки, он может жить в гостинице, есть и пить в свое удовольствие, и всё это не за свой счет. Всё за счет компании, которая его послала.

«Так и в этом мире», говорит рав Йисроэль, «когда человек находится здесь не для себя, когда весь смысл его жизни — это быть посланником, когда он чувствует, что каждое мгновение его жизни принадлежит не ему, а Всевышнему, тогда никакие наслаждения этого мира не за его счет, всё за счет “Хозяина”».

Рав Йисроэль говорит, что практически это означает, что следует стать «человеком, который нужен многим».

Рав Ицеле Блазер говорит так: «Мудрецы сказали нам, что осквернение Имени Всевышнего — это страшнейший грех, который не могут искупить никакие страдания этого мира. Тем не менее, Рабейну Йона утверждает, что, хоть и нет искупления осквернению Имени Всевышнего, его всё же можно исправить, прославив Имя Всевышнего». Говорит рав Ицеле: «Если так, если все страдания этого мира не могут искупить одно осквернение Имени Всевышнего, то тем более, никакие наслаждения не смогут стереть прославление Имени Всевышнего! Ведь мы знаем правило, по которому мера добра больше, чем мера несчастья (Сота 11а)».

Каким образом можно не истратить награду за заповеди в этом мире? Прославлять Имя Всевышнего!

Третий совет я услышал от рава Хаима Шмулевича. Он привел пример из истории с «овцой бедняка». Когда пророк Натан пришел к царю Давиду чтобы укорить его за историю с Бат-Шевой, он в качестве аллегории привел историю с овцой бедняка: «В одном городе были два человека: один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного не было ничего, кроме одной маленькой овечки, которую он купил и выкормил. И она выросла у него вместе с его детьми; один кусок хлеба она с ним ела и из чаши его пила, и на груди его спала, и была для него, как дочь. И пришел странник к тому богатому человеку, и тот пожалел взять что-либо из своего мелкого и крупного скота, чтобы приготовить для гостя, пришедшего к нему; и взял овечку того бедного человека, и приготовил ее для человека, который пришел к нему. И сильно разгневался Давид на этого человека, и сказал он Натану: “Как жив Г-сподь, человек, сделавший это, достоин смерти! А за овечку он заплатить должен вчетверо: за то, что он сделал это, и за то, что поступил без милосердия”».

Пророк Натан сказал Давиду: «Ты этот человек!»

Рав Хаим Шмулевич спрашивает: почему нужно было говорить это Давиду в виде аллегории? Почему пророк Натан не сказал ему напрямую: «Господин мой, ты согрешил! Тебе полагается такое-то и такое-то наказание»? Ответ: царь Давид совершил грех. Нужно установить цену этого греха. Никто, кроме него самого, этого сделать не может.

То же самое с нашими заповедями. Пример: человек сидит и изучает Талмуд. У него есть ещё полчаса учебы. Но вдруг ему показалось, что он голоден. Он закрывает книгу и идёт купить себе что-нибудь поесть.

Что этот человек сделал? Он установил ценность страницы Талмуда. За эти полчаса он мог проучить страницу Талмуда; но он продал эти полчаса за порцию фалафеля.

«Ты этот человек». Ты сам определяешь цену.

Теперь этот человек действительно заплатит страницей Талмуда за каждую порцию фалафеля, которую он съел за свою жизнь.

С другой стороны, если человек сидит и изучает Талмуд, а кто-то рядом с ним хочет поболтать с ним о новостях, о политике, и тот говорит ему: «когда у меня в руках Талмуд, весь мир просто перестаёт существовать для меня». Он установил стоимость листа Талмуда! С этого дня, за каждый лист он получает весь мир!

Всевышний обещает нам «хорошее вознаграждение»; но это только для тех, кто «выполняет Его заповеди». Мы должны хранить и по-настоящему ценить все свои заповеди, чтобы, не дай Б-г, не съесть их вместе с циммес!

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=88327