Ки Тиса — Кто стыдится греха золотого тельца?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

469
почему Аарон сделал золотого тельца

Недельная глава Ки Тиса

Давайте обратим внимание на один любопытный момент при чтении главы Ки Тиса. Обычно к чтению Торы вызывают семь человек. Первый – коэн, второй – леви, если они есть, и далее. Обычно главу делят на семь более-менее равных частей. А в этой главе коэну дают читать сорок четыре стиха, левиту – сорок шесть, а на остальных пятерых остается вместе лишь сорок три стиха. То есть третий получает четыре стиха, четвертый – шесть и так далее. Это очень странно.

Источник этого обычая – «Маген Авраам» (§428, п. 8) от имени «Кнессет а-Гдола», где он пишет, что принято вызывать левита на чтение стихов, описывающих грех золотого тельца. В книге «Тикун Иссахар» объясняется, что так постановили мудрецы-ришоним, которые получили это от своих учителей (кадмоним), что, поскольку колено Леви не участвовало в грехе золотого тельца, и оно же наказывало служивших ему, то коэн и леви не почувствуют стыда, читая эти стихи. Если же вызовут к Торе обычного еврея (Исраэль), то он будет опозорен и пристыжен, что ему напоминают о грехе, который совершил его предок – сто поколений, три тысячи триста лет назад!

Я вас спрашиваю: кто-то из нас считает, что, если бы перед ним читали о грехе золотого тельца, он бы покраснел? Есть такое опасение?

Если я приду к одному еврею и скажу: «Слушай, твой пра-пра-пра… прадед видел, как делают золотого тельца, и не протестовал!», я нарушу запрет обижать и огорчать ближнего? Конечно, нет. Так какое тут опасение, читать перед ним о грехе золотого тельца?

Делать нечего, нужно думать, пока не поймем. Можно решить так: третьим обычно вызывают к Торе уважаемого человека, рава. Ну а рав – у него сердце чувствительное. Он бы действительно разволновался и застыдился. В отличие от обычного человека.

Ну, кто так думает – забыл сказанное прямым текстом в Гемаре. В прежние времена простые люди не знали святой язык. Поэтому им читали Тору и переводили на арамейский, который был тогда разговорным. Между прочим, у йеменских евреев так заведено до наших дней.

В Мишне в трактате Мегила (4:10) сказано, что историю о грехе золотого тельца следует тоже читать и переводить. Гемара (Мегила, 25б) задает вопрос: а, собственно, почему не переводить, что тут есть скрывать? И отвечает: можно было бы подумать, что есть опасение обидеть евреев, что слушающие будут задеты, когда им будут напоминать о грехе их предков. А возможно, они не расстроятся? Нет, говорит Гемара, конечно, расстроятся. Но это будет им искуплением греха! [В трактате Санедрин (102а) объясняется, нет ни одной беды, которая случается с народом Израиля, в которой не было бы отчасти наказания за грех золотого тельца. А тут они будут стыдиться, это искупит грех, и не получат наказание.]

Давайте задумаемся: кому переводили при чтении Торы? Невеждам, которые не понимали текст святого языка. И они ощущали такой сильный стыд, что этот стыд искупал грех, и не наступала беда!

Рамбан пишет, что сказанное (Дварим, 9): «Помни, и не забывай, как ты прогневал Г-спода, Б-га своего, в пустыне» – это повелительная заповедь на все поколения. Спрашивает автор «Маген Авраам», почему же мы тогда не читаем историю греха золотого тельца, как читаем главу «Захор» – «Помни, что сделал тебе Амалек»? Он отвечает, что вместо этого постановили читать главу о красной корове, поскольку она искупает грех золотого тельца. Так что читают ее в качестве лишь намека на грех, чтобы люди не стыдились…

Стыдились? Да кто стыдится?!

Однако мы видим, как на самом деле должны были бы читать стихи Торы. Проживать их, как будто они случились с нами. Как будто мы сами были там, и участвовали в происходящем!

В юности я слышал историю о женщине, которая из женского отделения в синагоге слушала чтение Торы – главу Ваешев. О Йосефе, его снах и зависти братьев, и что праотец Яаков велит Йосефу пойти проведать братьев. Услышала она это и закричала: «Йосеф, не иди! Они тебе завидуют, ненавидят тебе, могут тебе вред причинить!» Но Йосеф ее не послушался. Веление отца – прежде всего. Пошел, попал в ловушку. Как она и предчувствовала, как и боялась. Теперь хотят его убить. «Нет! – снова закричала она, рыдая, — Всевышний, спаси его!» Ну, молитвы со слезами всегда помогают. Реувен бросился Йосефу на помощь, его кинули в яму, вытащили, продали в рабство… Бедный Йосеф, что теперь с ним будет!

Прошел год, и вот она снова слышит ту же историю – снова Яаков посылает Йосефа проведать братьев… На этот раз она поджала губы и процедила: «В прошлый раз я тебя предупреждала, а ты не послушался, и смотри, что получилось! Теперь, делай, что хочешь, я свое сказала!»

В свое время это рассказывали с усмешкой, насмехались над той глупой женщиной. А сейчас, что я вам скажу, как я ей завидую! Ее чувствам, ее ощущению связи с происходящим! Вот, как нужно читать Тору!

Если бы мы читали так – полтора месяца назад вышли бы из Египта! Пять недель назад мы прошли бы через море по суше и пели песнь Творцу!

Месяц назад мы получили бы Тору! И в этот Шаббат – да, страшно бы стыдились из-за греха золотого тельца. Но зато в следующий Шаббат – уже строили бы Мишкан…

Замечу только в скобках: ладно, грех золотого тельца. Оставьте его в покое… Из-за наших собственных грехов – мы стыдимся?!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88775