Надо ли говорить «аль нетилат ядаим» после посещения кладбища?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1292

После посещения кладбища надо омывать руки. Надо ли говорить благословение на натилат ядаим?


С Б-жьей помощью

Безусловно, необходимо омывать руки 3 раза, каждую руку по очереди. Однако мы говорим браху только на два вида омовения рук: 1) утром перед утренней молитвой, и 2) перед едой хлеба. В книгах наших законоучителей (т.н. ришоним, «ранние мудрецы») приводятся разные мнения, на какое омовение рук говорят браху, а на какое, даже если оно обязательное, не говорят. Это обширная тема, но постараюсь объяснить принятую алаху кратко: слова «натилат ядаим» означают «вознесение рук». Просто очищение рук от грязи или от духовной скверны, т.н. руах раа, хотя и необходимо, но не является само по себе «вознесением» рук. Только заповеданное очищение рук перед утренней молитвой или перед хлебом входит в эту категорию. Именно в этих случаях наши мудрецы определили омовение рук не просто как очищение, а как заповедь очищения и «вознесения» рук. Смысл омовения рук после кладбища в том, что наши великие мудрецы постигли, что из-за того, что на кладбище присутствует «дурной дух», который остается на руках и после выхода с кладбища, необходимо очистить себя от него и омовение рук очищает от этого, но в категорию «вознесение рук» это не входит.

Кладбище называется на святом языке «бейт а-хаим», буквально дом живых или дом жизни. Я слышал от нашего великого учителя рава Моше Шапиро זצ''ל что это имеет самый прямой смысл – это место оживления умерших.

Дай нам Б-г удостоиться окончательного избавления, обращения всего зла в добро, оживления умерших и полного исчезновения всех видов дурных духов в наши дни! Обо всем этом мы молимся в святые дни Рош аШана и Йом Кипура.

Желаю Вам быть записанной в книгу Жизни.

С уважением, Игаль Полищук

http://www.beerot.ru/?p=74454