Кунтрес а-Хесед — Эссе о благодеянии — часть 2, глава 4

Дата: | Автор материала: Рав Элияу Элиэзер Деслер

1322

Часть 2

Глава 4: Цель творения не может быть достигнута без стремления отдавать.

Написано (Теилим, 89:3): «Мир милостью устроен». Святые книги объясняют, что этот стих говорит о двух аспектах милосердия:

Цель творения, в самом глубоком смысле, доступном человеку, состоящему из плоти и крови, ‒ это сделать добро созданиям. Создатель сотворил мир для того, чтобы дать творениям возможность созерцать сияние лика Его ‒ это и есть самое большое возможное добро.

Всевышний дает творениям бесконечный поток Своей милости. Этот поток поступает к нам постоянно; милость, которая исходит от Творца, безгранична.

Уважаемый читатель, пожалуйста, обрати внимание! Взаимоотношения между Творцом и творениями сводятся к тому, что Он постоянно дает. А что же творения?

Если мы будем все время просить или требовать для себя все больше и больше ‒ разве не воспитаем в себе самый слепой эгоизм, самое бессовестное стяжательство? Это неизбежно приведет к неблагодарности и, в конце концов, к полному отрицанию всего духовного, как мы уже объяснили выше.

А это, в свою очередь, приведет к тому, что творение не сможет достичь своей окончательной цели, не дай Б-г. Цель творения ‒ это дать человеку возможность наслаждаться созерцанием лика Творца. А это ‒ наслаждение исключительно духовного свойства. Оно доступно только тому, кто способен развить в себе чувство признательности по отношению ко Всевышнему. И только тот, кто  испытывает благодарность к Творцу за все добро, которое Он посылает в этот мир, сможет созерцать лик Его. Тот же, кто полностью погружен в эгоизм и все больше отдаляется от идеи благодеяния и благодарности ‒ какое отношение он имеет к сиянию лика Его?

Только тот, кто сам делает добро, признает существование добра. Давайте представим себе человека, который полностью погряз в стяжательстве. Когда он видит, что кто-то делает людям добро, то не верит в то, что это добро делается совершенно бескорыстно. Стяжатель начинает выискивать и выдумывать разные способы, с помощью которых альтруист извлекает выгоду из того добра, которое делает людям. Стяжателю совершенно очевидно, что все люди ‒ такие же, как он сам, или еще хуже. Он даже не может представить себе, что люди могут совершенно безвозмездно помогать друг другу. Само понятие «благодеяние» чуждо его сознанию, поэтому он полностью отрицает его существование.

Природа творений такова, что человек способен постичь те качества, которые Г-сподь проявляет при управлении созданным им миром, только при условии и только в той степени, в которой эти качества присутствуют в нем самом. Как написано (Шмуэль II, 22:26, Теилим, 18:26): «С милостивым поступаешь Ты милостиво, с мужем искренним – искренне». Только тот, кто сам милостив, может постичь благодетель Всевышнего.

Если так, то как творения смогут наслаждаться сиянием лика Его?

Этого можно достичь только одним способом ‒ попытаться научить себя давать.

Альтруист не стремится извлечь из этого мира как можно больше выгоды и удовольствий. Наоборот. Написано (Таанит, 24б, Хулин, 84а, Ялкут Шимони на книгу Йешаяу, 464): «Весь мир получает пропитание благодаря заслугам сына Моего Ханины, а сам Ханина довольствуется одной мерой плодов рожкового дерева в неделю». «Весь мир получает пропитание благодаря заслугам сына Моего Ханины» – благодаря его святости, его готовности пожертвовать своими интересами ради других, его человеколюбию, и благодаря тому, что он постоянно молится о всеобщем благополучии. А сам «Ханина довольствуется одной мерой рожков в неделю» ‒ он считает, что даже то немногое, что получает,  ‒ достается ему не по заслугам и Творец мира кормит его бесплатно. Поэтому вся жизнь Ханины полна признательности ко Всевышнему. А признательность сама по себе является отдачей (как мы уже объяснили выше).

[Напомним читателю, что в главе 11 первой части данного эссе автор высказал следующую идею: «Альтруист чувствует, что не желает подарков. Его основное стремление – это давать и только давать. Все бесплатное ему претит. Поэтому, когда он получает что-нибудь от других, у него возникает горячее желание рассчитаться с ними за приобретенное. Если же рассчитаться он не может, то чувство необходимости заплатить задерживается у него в сердце. Это чувство называется благодарностью».

 А в главе 13 написано следующее: «Человека должно переполнять осознание того, что он обязан Творцу абсолютно всем, что у него есть. Когда человек весь исполнится чувством бесконечной признательности ко Всевышнему, то сможет по-настоящему отблагодарить Его.

Всевышний дал нам несколько способов выразить чувство благодарности к Себе: с помощью молитвы, жертвоприношения и т.п. Когда человек преподносит Всевышнему молитву, которая базируется на истинном чувстве, он как бы дарит что-то Ему. А Всевышний принимает молитву от человека, как будто это – подарок. Этот обмен дает человеку возможность достичь необыкновенных духовных высот, добраться до самого апогея самосовершенствования. Он приближается ко Всевышнему и соединяется с Ним, так же как любой дающий испытывает чувство близости и единения с тем, кому дает. здесь и далее курсивом в квадратных скобках примечание переводчика.]

Тот, кто постоянно работает над тем, чтобы испытывать признательность к Творцу, может достичь очень высокого уровня духовного очищения. Он может прийти к тому, что еда и тому подобные материальные удовольствия будут привлекать его только возможностью благословить на них.

И даже в мире грядущем альтруист сможет продолжать жить теми же устоями, которые были у него в этом мире, то есть видеть во всем окружающем лишь инструмент для духовного возвышения. Самое большое наслаждение для него ‒ «взять, для того чтобы отдать». Наслаждение порождает в нем чувство признательности ко Всевышнему. Это, в свою очередь, приближает его к Творцу. Размышления о величии дел Создателя заставляют осознать свое ничтожество по сравнению с Ним. Весь этот процесс основывается на том, что душа такого человека ориентирована на то, чтобы давать. Даже получая от другого, такой человек может оставаться дающим. Он превращает процесс обретения в акт отдачи благодаря тому, что испытывает признательность к благодетелю. И в этом человек уподобляется Творцу, Который тоже постоянно стремится дать, не требуя ничего взамен.

Получается, что стремление одарять является ключом к исправлению мира, к достижению окончательной цели творения.

Когда каждый заботится только о своих интересах, возникают стены, разделяющие людей. В мире альтруизма это разделение сходит на нет. То же самое относится и к разделению между творениями и Творцом. Если творения не заняты исключительно преследованием собственной выгоды, а ориентированы на то, чтобы отдавать другим, тогда у них есть возможность приблизиться к Творцу. Именно этого хотел Всевышний в бесконечной милости Своей. И это еще одно объяснение стиха  «Мир милостью устроен». Милость, проявленная творением по отношению к окружающим и по отношению к Создателю, дает созданию возможность самому вкусить от милости Создателя.

[Когда человек выражает признательность Творцу, он должен всеми фибрами души и сердца осязать, что Творец постоянно осыпает его бесконечным количеством милости. Более того, он должен почувствовать и понять, что тот факт, что он постоянно получает дары от Всевышнего, обязывает его чем-то отплатить Творцу.

Конечно, на первый взгляд, это утверждение парадоксально. Что может смертный дать Творцу? В действительности, имеется в виду, что Всевышний требует от нас желания воздать Ему за дары, которые мы получаем от Него. Более того, ниже автор объясняет, что в каком-то смысле Он даже дает нам возможность это желание реализовать и отплатить Себе. Очевидно, что Всевышний специально создал ситуацию, при которой творение имеет возможность выполнить волю Творца и таким образом как бы подарить Ему что-то свое. Именно это позволяет человеку приобрести долю в будущем мире.]

Все, что было сказано, относится не только к выдающимся личностям. Вовсе нет! Это относится ко всем, кого создал Творец. Мы все и каждый из нас должны развить в себе склонность давать. Тогда окончательная цель творения будет достигнута ‒ по крайней мере, по отношению к нам. Кроме того, мы сможем сыграть свою роль в исправлении всего мира. Именно в этом заключается воля Всевышнего, благословен Он.

Перевод – рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=38041