Ховот а-Левавот — 21 — Врата служения — Разделы 1-2 — Пути благодеяний

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

1457

Разъяснение обязанности принятия на себя служения Б-гу благословенному

…Прежде всего, в начале данной части следовало бы сделать вступление, описывающее пути благодеяний и долг благодарности за них. Из этого нам станет ясна наша обязанность перед Творцом – восхвалять и благодарить Его за великие милости и блага, которые Он дарует нам. Известно, что долг благодарности за все хорошее, что делают для нас, зависит от того, насколько воздавший нам добром стремился к этому ради нас. И [если это было так, то даже] если он не сделал ничего или сделал меньше по какой-то причине, долг благодарности все-таки обязывает нас, поскольку нам ясно, что он желал сделать нам добро. Но если мы получаем добро и пользу от того, кто никак не стремился к нашему благу, то нет на нас никакого долга благодарности.

Если мы внимательно вглядимся в то, каким образом люди оказывают благо друг другу, мы увидим не более пяти разновидностей подобного рода отношений. Первая из них – благо, даруемое отцом сыну. Вторая – то, что делает господин для своего раба. Третья – благотворительность богатого по отношению к бедному ради награды с Небес. Четвертая – добро, которое делают люди друг другу, чтобы прославить свое имя, снискать себе почет и уважение и получить что-то в час нужды взамен. Наконец, пятая – это то, что дает сильный слабому из жалости к нему, из-за того, что [страдания] слабого причиняют боль ему самому.

Теперь мы должны объяснить все эти пять разновидностей подробно: связано ли [желание сделать добро] с чем-то посторонним, или же вся забота дающего – благо того, кто получает.

Прежде всего, остановимся на том, что делает отец ради своего ребенка. Совершенно ясно, что отец [в конечном счете] делает все ради себя самого, ибо он видит свое чадо как бы частью самого себя – со всеми своими надеждами на него. Совершенно очевидно, что отец больше заботится о нем, чем о себе самом, во всем, что касается еды, питья, одежды и избавления от всех возможных опасностей. Он готов тяжело трудиться ради его спокойствия и благополучия – из-за жалости к детям, которая запечатлена в природе отца. Но, несмотря на все это, и Тора, и разум обязывают детей служить отцу, почитать и бояться его, как сказано (Шмот, 20:12): «Почитай отца своего и мать свою…», и еще: (Ваикра, 19:3): «Да убоится каждый матери своей и отца своего…», и еще (Мишлей, 1:8): «Слушай, сын мой, наставление отца своего и не оставляй учения матери своей», и также (Малахи, 1:6): «Сын [должен] чтить отца своего, и раб – господина своего…», – и все это вопреки тому, что отца понуждает [делать своим детям добро] сама природа, и в этом – заслуга Творца, а отец – лишь посланец Его!

Также и относительно всего того, что дает господин своему рабу, – ясно, что истинной целью его является забота об имуществе, и потому он нуждается в труде раба, который тоже является его имуществом. Во всем, что он делает для раба, он преследует только свою выгоду. Тем не менее, Творец, будь Он благословен, обязал раба служить своему господину и быть ему благодарным, как сказано (Малахи, 1:6): «Сын [должен] чтить отца своего, и раб – господина своего…».

Богач, благодетельствующий бедному, чтобы получить за это награду с Небес, подобен торговцу, который приобретает нечто большое и выгодное для себя на вечные времена [хотя и не сразу, а только] в будущем, и все это – взамен малого, преходящего и низменного, отдаваемого сейчас. Его намерение – обеспечить награду своей душе в будущем – награду, которую приберегает Б-г всем достойным ее. Совершенно ясно, что этот богач заслуживает похвал и благодарности. Хотя он и делает добро ради награды в будущем – тем не менее [те, кому он помогает] обязаны благодарить его, как сказал Иов (Иов, 29:13): «Благословение страдальца приходило ко мне», и еще сказал он (Иов, 31:20): «Разве не благословляли меня чресла его, и шерстью овец моих он не согревался?» [говорит Иов: само тело его, согретое шерстью моих овец, благословляло и благодарило меня].

Однако, когда люди помогают друг другу из любви к почестям и ради каких-то будущих выгод, это подобно тому, как человек [зарабатывает] и накапливает [имущество] посредством другого человека, или же доверяет ему на хранение свое имущество, полагая, что [собранное таким образом] потребуется ему в будущем. Несмотря на то, что он, делая добро другому, думает только о своей пользе, тот, кто принимает от него помощь, обязан восхвалять и благодарить его, как сказал мудрейший из людей (Мишлей, 19:6): «Многие заискивают перед знатным, и всякий делается другом дающему подарки», и еще он сказал: (Мишлей, 18:16): «Подарок, который дарит человек [другим], расширит [предел] его, и пред большими [людьми] предстать даст ему».

Человек, который помогает бедному из-за того, что [несчастье] бедного причиняет боль ему самому, и он хочет устранить эту боль, подобен тому, кто излечивает болезнь, постигшую его, посредством благ, которые дал ему Г-сподь, – [даже] он не остается без похвалы и одобрения, как сказал Иов (Иов, 31:19-20): «Если видел я погибающего без одежды или нищего непокрытого – разве не благословляли меня чресла его, и шерстью овец моих он не согревался?»

Из этого предисловия уже ясно, что во всех рассмотренных нами случаях первоначальное побуждение помогать другим людям вытекает из стремления к собственной выгоде, из желания приобрести для себя красу и величие в этом мире или в Мире Грядущем, либо устранить свою собственную боль и дискомфорт, или же позаботиться о своем собственном имуществе. Все это не мешает хвалить и благодарить таких людей, бояться и любить их и воздавать им добром! И это – несмотря на то, что доброта их как бы «заимствована», и они, по сути дела, понуждаемы к ней, как мы это объясняли; она непостоянна, и великодушие их непродолжительно. Благочестие этих людей смешано [в их душах] с соображениями собственной выгоды или предотвращения ущерба.

Если это так, то сколь же велика обязанность человека служить Творцу, восхвалять и благодарить Его, создавшего всякое добро и наделяющего им человека! Его, творящего добро бесконечное, постоянное и вечное, без мысли о собственной пользе или о предотвращении ущерба, но только из чистого стремления дать людям благо!

Еще следует отметить, что во всех случаях, о которых мы говорили, тот, кто делает добро другому, превосходит его лишь в чем-то внешнем и второстепенном [например, он богаче, образованнее и т. п.], однако по сути своей и человеческой природе они подобны друг другу – обликом своим, строением тела, душевными качествами, событиями жизни… И, тем не менее, человек, получающий добро от другого, обязан быть благодарным и отвечать [на добро] добром, как мы говорили об этом выше.

Следует также принять в расчет и то, что получатель благ более обязан благодарить и отвечать добром на добро тогда, когда он сам по себе лишен буквально всего, и положение его наихудшее из-за слабости сил и нежного, хрупкого телосложения. С другой стороны, если делающий добро благополучием и совершенством своим превосходит всех остальных [и, следовательно, ни в ком и ни в чем не нуждается], а получатель благ – напротив, нежнее и слабее всех прочих созданий, то обязанность благодарности и ответного добра возрастает безмерно.

И если мы посмотрим теперь с точки зрения сказанного, насколько позволяет наш разум, на отношения между Творцом, будь Он благословен, и людьми, мы увидим, что Творец возвышен и превознесен над всем, что есть в мире, над всеми нашими понятиями и представлениями, как чувственными, так и разумными, как это мы разъясняли в первой части нашей книги. С другой стороны, нет сомнения, что человек, в сравнении с другими живыми творениями, не обладающими даром речи, – самый слабый и беспомощный, как это мы увидим сейчас с трех сторон.

Прежде всего, сказанное относится к периоду младенчества. Другие виды живых существ сильнее человека в этот период, способны вынести больше неудобств и трудностей, больше заботиться о себе и меньше обременять своих родителей, чем человек.

Вторая сторона относится к всякого рода отходам [жизнедеятельности] и загрязнениям человеческого тела, включая и те, которые видны на нем снаружи, – они весьма подобны тем, что находятся внутри тела, и они накапливаются, когда человек долго не моется и не очищает себя. Так же и после смерти – нечистота человека превосходит нечистоту прочих существ после их смерти. То же самое относится и к человеческим испражнениям – они более отвратительны, чем у всех других животных, как и все прочие виды загрязнений.

Наконец, третья сторона – это меньшая способность человека к адаптации при повреждении мозга с нарушением речи [и других интеллектуальных способностей], которыми отличил человека Творец от всех прочих живых существ; в подобной ситуации человек оказывается беспомощнее всех остальных. Он способен причинить себе вред и даже смерть. Оказывается, что животные, в большинстве своем достаточно понимающие, что для них хорошо, и знакомые с разными приемами и хитростями в добывании для себя еды, превосходят во всем этом многих умных и развитых людей, и тем более – людей со слабым рассудком.

А теперь представим себе в нашем воображении величие Творца, могущество Его, мудрость Его и богатство – с одной стороны, а с другой – слабость человека, присущий ему недостаток во всем, неспособность его достичь совершенства, а также то, сколь многочисленны [и разнообразны] его потребности… Тогда мы осознаем величие того блага, которое дает Творец, будь Он благословен, и милость Его к человеку. Вдумаемся в то, что Он сотворил человека лишенным всего и во всем нуждающимся, и достичь всего этого он может только великим трудом… [Однако] все это – только из милосердия Творца к человеку, чтобы тот познал самого себя, понял все, о чем мы здесь говорили, и принял бы на себя всей душой служение Творцу, и получил бы за это награду в Будущем Мире, ибо для этого он сотворен…

Из всего того, что мы сказали выше об обязанности благодарить и восхвалять за добро, которое делают люди друг другу, следует понять, насколько велика обязанность человека перед Творцом, будь Он благословен, – служить Ему, бояться, восхвалять и благодарить Его постоянно!

И если найдется какой-нибудь глупец, отрицающий эту обязанность, лежащую на каждом человеке, то, все-таки, если он хорошо вглядится во все сказанное и признает правду о самом себе – разве не проснется от этого спящий, и не очнется тот, кто уклонялся от своих обязанностей, и не догадается глупый, и не поймет разумный всего, что мы говорили относительно нашей обязанности принять на себя служение Б-гу? Поймет, чтобы осознать эту обязанность [также и с позиций логики и рассудка], а не только в силу доказательств, свидетельств и чудес [исхода из Египта и т. д.]! Об этом сказал пророк [Моше], да пребудет с ним мир, обращаясь к людям, которые не желают исследовать причины нашей обязанности принять на себя служение Б-гу благословенному (Дварим 32:6): «Г-споду ли воздадите этим, народ недостойный и неразумный?..» Таким образом, нам теперь стала совершенно очевидной обязанность людей принять на себя служение [Г-споду из благодарности] за блага, воздаваемые Им нам беспрестанно.

В этой части книги мы должны рассмотреть десять вопросов.

Первый – пробуждение человека к служению и пути этого пробуждения. Второй – причины, по которым необходим каждый из указанных путей. Третий – определение того, что есть служение, составляющие его части и его достоинства. Четвертый – суть и формы пробуждения, достигаемого с помощью Торы, части его, ступени, которых достигают люди благодаря знанию Торы и пониманию сказанного в ней. Пятый – о пробуждении посредством разума, в форме вопросов и ответов. Шестой – о разновидностях обязанностей служения в соответствии с разными видами благ [получаемых от Творца] и их составляющими. Седьмой разъясняет, в чем состоят минимальные обязанности получающего те или иные блага в отношении дающего их ему. Восьмой касается спора мудрецов относительно того, действует ли человек вынужденно или же наши поступки проистекают из побуждения к добру [которому человек может следовать или нет], и какая из точек зрения ближе к истине. Девятый – тайна, связанная с целью творения рода человеческого в этом мире, в кратком изложении. Десятый – наставление о том, как следует пользоваться каждым из наших качеств надлежащим образом.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Сказал автор: человек нуждается в пробуждении к служению [в целом] и к отдельным частям его по той причине, что обязанность служения вытекает из здравого смысла и из осознания им [своего места в мире]. Однако в действительности проходит очень значительное время между тем, как человек начинает получать блага от Творца [с самого начала своего существования], и тем, как разовьется его разум и он осознает долг своего служения взамен этих благ. И человек нуждается в пробуждении [и поощрении] к добрым делам, к приобретению и насаждению в сердце своем веры, чтобы полностью исполнять свой долг служения Б-гу благословенному и не пребывать в духовной пустоте, пока не созреет и не сформируется его разум.

Существуют две основы и соответственно – два пути пробуждения. Первая основа связана с разумной душой человека, с тем, что в [потенции] заложено и предуготовлено ему с его сотворения и зарождения, тогда как вторая связана с постижением Торы, которая дана людям через пророка [Моше], чтобы научить их путям служения, составляющего их обязанность перед Творцом, будь Он благословен.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

Причина того, что человек нуждается также и в пробуждении посредством Торы, чтобы усилить пробуждение, основа которого заложена в нашем разуме, состоит в том, что пробуждение, диктуемое разумом, ослабляется тремя следующими факторами.

Первый из них состоит в том, что человек сотворен из двух вещей, [чрезвычайно] отличающихся друг от друга, по самой своей природе борющихся друг с другом, ибо сущности их противоположны друг другу, – из души и тела. Творец, будь Он благословен, вложил в душу силы и качества, побуждающие человека заботиться о своем теле и заниматься обустройством мира, в котором он живет, так, чтобы род человеческий мог бы продолжить свое существование, несмотря на то, что каждый отдельный человек сам по себе смертен. Качество, о котором идет речь, – это жажда телесных наслаждений, свойственная всему живому. Кроме этого, Творец вложил в человеческую душу также и другие силы и качества, такие, что если он воспользуется ими, то будет тяготиться бытием своим в этом мире и пожелает расстаться с ним, и в этом проявляется полнота и зрелость мысли человека и его сознания.

Из-за того, что удовлетворение потребностей предшествует интеллекту, – ведь оно сопутствует человеку с младенчества и поглощает его целиком, представляя собой более важную жизненную потребность, – тяга к удовлетворению телесных желаний становится самой сильной чертой личности, превосходя все остальные и побеждая разум, отличающий человека от всех прочих творений. Она ослепляет его и нейтрализует возвышенные силы его души. И потому человек вынужден прибегнуть к помощи внешних сил, чтобы суметь устоять против упомянутого низменного качества – склонности к животным удовольствиям, и дать новую жизнь самому возвышенному, что есть в человеке, – разуму. Внешняя сила, о которой мы говорили, – это Тора, в которой Б-г через Своих посланцев и пророков, да пребудет с ними мир, обучает Свои творения путям служения Ему.

Второй фактор [ослабляющий пробуждение со стороны разума], – это то, что разум суть творение духовное, пришедшее из высшего духовного мира; он – чужой в мире грубых материальных тел. В то же время вожделение, присущее человеку, составлено из природных основ и сил. Корни его – в этом мире; еда дает ему силы, и телесные удовольствия укрепляют его. В то же время у разума, поскольку он чужд этому миру, нет того, кто укрепит его; нет у него товарища, и все – против него. Совершенно ясно, что все это должно ослаблять его, и потому он нуждается в чем-то таком, что снимет с него гнет вожделений и укрепит его против них. Тора – это и есть лекарство против упомянутых болезней души и искривлений душевных качеств.

Мы действительно видим, что Тора предостерегает нас от многих видов еды, одежды, [накладывает ограничения] в половой близости, имущественных сделках и т. д., – во всем, что увеличивает силу материальных вожделений. С другой стороны, она обязывает нас к тому, что противодействует вожделению и является обратным по отношению к вышеназванным запретам. Молитва, пост, благотворительность, добрые и милосердные поступки – все это заповеди Торы, призванные укрепить разум человека и озарить бытие его как в этом мире, так и в будущем, как сказал Давид (Теилим, 119:105): «Свеча для шагов моих – слово Твое, и [оно] – свет путям моим», и также сказано (Мишлей, 6:23): «Ибо заповедь – свеча, а Тора – свет…», и еще (Коэлет, 2:13): «И увидел я, что преимущество мудрости пред глупостью подобно преимуществу света пред тьмой».

Третья причина состоит в том, что телесное вожделение непрестанно заботится о пропитании тела, не оставляя службы своей ни днем, ни ночью, тогда как разум необходим лишь в вещах, обратных по отношению к вожделению [таких, к примеру, как изучение Торы и молитва]. Но, как известно, телесные органы, используемые постоянно, естественным образом развиваются и укрепляются, тогда как малоиспользуемые, напротив, слабеют. Из этого следует, что телесные вожделения должны усиливаться, а разум – ослабевать из-за того, что используется он мало и не в полную свою природную силу.

И потому потребовалось [Творцу] изыскать человеку такую сферу деятельности, для истинного успеха в которой он совершенно не нуждается в [развитии] органов своего тела и в животных вожделениях, а только в разуме, свободном от влияния вожделений. И это – Тора, ибо ее изучение укрепляет разум, очищает, просветляет его и изгоняет глупость, пытающуюся овладеть душой человека, не дать ему увидеть вещи в истинном свете и расставить все по своим местам, как сказано (Теилим, 19:8-9): «Тора Г-спода совершенна, утешает душу; свидетельство Г-спода надежно, умудряет простодушного. Повеления Г-спода справедливы, радуют сердце; заповедь Г-спода ясна, просветляет очи».

Из всего сказанного становится ясной наша обязанность пробуждать себя [к служению] посредством Торы, включающей в себя как заповеди, смысл которых доступен нашему разуму, так и недоступные ему. Таким образом мы сможем подняться к служению, к которому обязывают доводы разума, – к такому [высокому] служению, которое было целью творения человека в этом мире.

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=24261