Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Зхира — Глава 17 — Человек должен отдаляться, и не участвовать в раздорах, даже если при этом он помогает отцу или матери

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1308
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Зхира

Глава 17. Человек должен отдаляться, и не участвовать в раздорах, даже если при этом он помогает отцу или матери, и изо всех сил стараться установить мир.

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Необходимо остерегаться, чтобы не попасть в число тех, кто поневоле оказались замешанными в ссору, и не быть наказанным вместе с ними, когда придет их час, как сказали наши мудрецы (Макот, 5б): «Тора наказывает прилепившихся к совершающим грех, как самих совершающих грех». Говорит мидраш, гл. Корах: «Посмотри, сколь тяжел раздор: о тех, кто помогает в раздоре – Всевышний истребляет память, как сказано (Бемидбар, 16:35): ”И огонь вышел от Г-спода, и пожрал этих двести пятьдесят человек“», и сказали мудрецы (Санедрин, 110а): «Сказал Рав: всякий, кто поддерживает раздор, преступает запрет (Бемидбар, 17:5): ”Чтобы не было подобных Кораху и сообщникам его“. Рав Аси сказал: ”Заслуживает он быть пораженнымцараат, как это следует из сказанного и т. д.”». См. также выше, в гл. 6, приведенное там от имени «Сефер а-кана» о том, что Всевышний заменяет иногда наказаниецараат бедностью – и вот, такой человек становится бедняком, зависящим от милостей других людей.

Человек с возвышенным сердцем постоянно задумывается над тем, что сказали наши мудрецы в «Ваикра Раба», гл. Эмор, 27 по поводу стиха Писания (Коэлет3:15): «И Б-г взыщет за преследуемого»:

Рав Уна от имени рава Йосефа сказал: «Всегда это исполняется: ”И Б-г взыщет за преследуемого“. Ты видишь, как праведный преследует праведного  ”И Б-г взыщет за преследуемого“; злодей преследует праведного  ”И Б-г взыщет за преследуемого“; праведник преследует злодея  ”И Б-г взыщет за преследуемого“». 

Раби Йеуда сказал от имени раби Йоси бен Неорая: «Всевышний всегда взыскивает за кровь преследуемых с преследующего; знай, что это так и т. д.» 

Раби Элазар от имени раби Йоси бен Зимра сказал: «Так это и в жертвоприношениях. Сказал Всевышний: быка преследует лев; козу преследует леопард; овна преследует волк. Не приносите Мне из преследующих, а только из преследуемых».

И если это так, то следует задуматься: как же должен человек стараться не стать тем, кто помогает в раздоре, преследуя одну из участвующих в нем сторон, если Всевышний, в конечном итоге, взыщет с него за эту кровь! И вместо того, чтобы, как он надеется, оказаться среди победителей и удостоиться за это почестей, постигнет в конце концов его позор, и будет он наказан цараат или бедностью, как мы описывали выше.

Но тот, кто бережет себя от раздоров, пользуется уважением среди людей, как сказано (Мишлей, 20:3): «Честь для человека – воздержаться от ссоры». И сказали наши мудрецы: если человека касается спор, а он воздерживается, и остается в стороне, и это, считается заслугой ему, то тем более, если спор не касается его лично, а он вступает в него – [велик позор его]. Об этом сказано (Мишлей, 26:17): «(Словно) хватающий пса за уши – тот, кто, проходя мимо, приходит в гнев от ссоры не своей». [Сам виноват будет в том, что укушен. (Мецудат Давид)].

В случае, когда участвующий в раздоре – родственник, даже если он – отец, все равно нужно проявлять чрезвычайную осторожность, чтобы не последовать за ним из почтения к нему в этом раздоре, даже если отец приказывает сделать это. И установлено в Йоре Дэа (240:15), что если отец приказал нарушить заповедь, или постановление мудрецов, сыну запрещено подчиняться ему, – ведь и сын, и отец обязаны почитать Всевышнего. Тем более, в таком серьезном деле, как раздор.

Написано в Торе, что сыновья Кораха не пошли за ним, и, хотя опозорили этим отца, зато сами смогли избежать наказания. как описано в «Ялкут Шимони», гл. Корах (Бемидбар, 16, продолжение п. 750):

Сказано в Писании (Теилим, 1:1): «Хорош удел человека»,  это о сыновьях Кораха. (И далее там): «Который не ходил по совету нечестивых»,  они не пошли по совету своего отца, как сказано (Бемидбар, 16:26): «Отойдите от шатров нечестивых людей этих». И о них сказано далее (Теилим, 1:1): «И на пути грешников не стоял»,  как сказано (Бемидбар, 17:3): «Из совков этих грешников…», см. там. [Т. е. община Кораха называется «грешниками»].

И далее в «Ялкут Шимони», п. 752:

И какая же заслуга была у них, что они спаслись [от наказания, постигшего их отца]? Когда они сидели у Кораха, отца своего, увидели Моше – и уставили глаза свои в землю. Сказали: «Если мы встанем перед Моше, учителем нашим,  причиним стыд нашему отцу; а нам ведь уже заповедано почитать отца. Если же не встанем – преступим сказанное (Ваикра, 19:32): ”И почитай лицо старца“ [где под «старцем» подразумевается мудрец Торы, см. выше, гл. 16]. Лучше мы встанем перед Моше, учителем нашим, хотя и причиним стыд нашему отцу». В этот момент они пробудили свои сердца вернуться к Всевышнему; об этом сказал Давид (Теилим, 45:2): «Чувствует сердце мое дело доброе».

Теперь мы понимаем, что если человек не будет следовать за отцом своим в раздоре, то не попадет в те же сети, в какие попал отец.

[Примеч. автора. И даже если кажется ему, что закон на стороне отца – все равно пусть сын постарается погасить ссору, а не поддерживать ее. Сын должен опасаться того, что неверно оценит ситуацию из-за любви к отцу, живущей в душе каждого человека, который любит отца «как самого себя». Ведь по поводу слов (Дварим, 13:7):реэха ашер кнафшеха – «друг ближайший [букв. ”как ты сам близок к самому себе“]» сказали наши мудрецы в «Сифри» (87): «”ашер кнафшеха“ – это отец»].

Все вышесказанное справедливо, если у человека нет возможности уладить ссору. Но, если сын пользуется уважением у отца, и, имея возможность уладить ссору, – не делает этого, несомненно будет наказан. Говорится в «Тана де-вей Элияу» (21): «Пусть не взирает человек, как отец его и мать говорят нечто лишнее (лашон а-ра, и тому подобное, тем более, если это слова, относящиеся к греху раздора, который включает в себя все) и молчит. И если он не вмешается, то не доживут свои дни и годы – ни он, ни родители его». Каждого человека касается и обязывает заповедь установления мира между сторонами конфликта – и она такова, что человек пожинает плоды ее в этом мире, хотя главная награда сохраняется для мира грядущего, как говорится в Пеа (1:1). «И даже если он видит, что одна из сторон неправа и заслуживает наказания за этот конфликт, и есть у него возможность [привести к этому],  тем не менее, он должен собраться со всеми силами, чтобы установить мир между сторонами. И не должен лениться, даже если он  самый важный человек в Израиле, как не поленился наш учитель Моше (Бемидбар, 16:25): «И поднялся Моше, и пошел к Датану и Авираму» (чтобы склонить их к примирению), и сказали наши мудрецы (Санедрин, 110а): «Из этого мы учим, что не следует поддерживать раздор».

Говорит мидраш: «Тем, что пошел Моше ко входу (в шатры) Датана и Авирама, — удостоился спасти четверых праведников, находившихся у входа в геином (ад). И эти трое – сыновья Кораха и Он бен Пелет». Сказано (Теилим, 43:15): «Бакеш шалом ве-радфеу – ”Проси мира и стремись к нему“ [“радфеу“  буквально: ”гонись за ним”]». Объясняют наши мудрецы: «проси» – это для любящего тебя, а «стремись к нему» – значит, ищи мира с ненавидящим тебя; «проси» – рядом с тобою, а «стремись к нему» – в других местах; «проси» – личными усилиями [букв. «телом твоим»], а «стремись к нему» – имуществом твоим [расходуя его на эти цели]; «проси» – для себя, а «стремись к нему» – для других; «проси» – сегодня, а «стремись к нему» – завтра.

Вот что имеет в виду мидраш, объясняя «стремись к нему» «завтра»: человек не должен отчаиваться и думать, что не сможет установить мир. Он должен стремиться к миру – сегодня, и завтра, и на следующий день, до тех пор, пока не достигнет его; ведь даже тележный канат, если дергать его постоянно, будет слабеть, и в конце концов оборвется. Так и здесь, если у человека один-два раза не получается, не должен он оставлять это святое дело. И даже если слова его никак не доходят до противоборствующих сторон, так как укрепилась в них решимость победить, и глаза их потеряли способность видеть истину, – человек может, по крайней мере, охладить пыл стоящих в стороне, которых этот конфликт не касается напрямую, и лишь по простоте душевной поддались они дурным уговорам и увещеваниям его участников. И тем самым спасет их тот человек от горестного наказания, как это сделал наш учитель Моше, см. выше.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=4879