Ахарей Мот — Жребий справа

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1963

Недельная глава Ахарей мот

«Пусть Аарон бросит жребий об обоих козлах: на одного (выпадет) жребий “для Г-спода”, на другого – жребий “для Азазеля”» (Ваикра, 16:8).

Нужно понять, в чем смысл жребия.

Шимон а-Цадик, последний из мужей Великого Собрания, был первосвященником вначале существования Второго Храма. Сказано в Гемаре, что все сорок лет его служения жребий «для Г-спода» выпадал на козла, находившегося справа от первосвященника. А все последние сорок лет существования Второго Храма жребий «для Г-спода» выпадал на левого козла.

Объясним сперва, почему хорошо, что жребий выпадал на правого козла.

Сказано в Теилим: «Ради (того, чтобы) избежали беды любящие Тебя, помоги же мне десницей (правой рукой) Своей и ответь мне!» Мальбим объясняет, что правая сторона указывает на чудесное, сверхъестественное управление миром. Пример этому мы находим и в самом Пятикнижии (Шмот): «Десница Твоя, Г‑сподь, славна мощью, десница Твоя, Г-сподь, повергает врага!»

Именно поэтому наш праотец Яаков положил правую руку на голову Эфраима, потомком которого был Йеошуа бин Нун, остановивший солнце на небе и управлявший народом с помощью разных чудес.

Мальбим пишет, что правое указывает на управление вне рамок природы, а то, что накладывают тфиллин на левую руку, указывает на подчинение природы человека воле Творца. Именно поэтому, объясняет Мальбим, мы надеваем сначала правый ботинок, а завязываем шнурки сначала на левом. Поскольку действовать следует, прикладывая все усилия, с вдохновением, поднимаясь над рамками природы. А природные инстинкты нужно «связать» и властвовать над ними.

Известно, что из-за сокрытия Лика Творца в изгнании «все меры были отменены, а “мера за меру” не было отменено» («Берешит Раба»). И об этом сказано в трактате Брахот: почему с мудрецами первых поколений происходили чудеса — потому, что они жертвовали собой ради прославления Имени Всевышнего.

Поэтому в то время, когда все поколение было достойным и жертвовало своими желаниями ради Всевышнего, выполняя желание Творца, и отменяли свою волю перед волей Творца (поскольку жертвовать собой означает именно жертвовать своими желаниями, как объясняет Раши в комментарии к Берешит (23:8): нефеш означает желание), — то и жребий выпадал на правую сторону, и Всевышний управлял ими вне рамок природы. А когда служили Всевышнему неохотно и слабо, жребий выпадал на левую сторону.

Из этого мы учим, что жребий не был чем-то случайным. Он был направлен Свыше самым точным образом, посредством личного управления Всевышнего. Именно это Всевышний и желал укоренить в нас в Йом Кипур, день, когда запечатывается приговор: чтобы мы знали, и постфактум, и на будущее, что только Всевышний совершал, совершает и будет совершать все деяния. Это первый из тринадцати принципов веры. И жребий, который кажется полностью зависящим от воли случая, на самом деле зависит от воли Всевышнего. Как сказано: «Из-за пазухи (вытащат камень) и бросят жребий, но от Б-га вся судьба его».

Я как-то спросил рава Деслера. Сказано в Писании: «Нет твердыни, подобной Б-гу нашему». Так Хана благодарила Творца за рождение Шмуэля, и ее благодарность понятна: нет более сильного, чем Всевышний, Который может менять природу по своему желанию. Ведь Хана была изначально бесплодной, но тем не менее родила. Это простое понимание текста – слово цур означает «твердыня». Однако наши мудрецы добавляют комментарий: «Нет твердыни (цур), подобной Б-гу нашему» означает: нет художника (цаяр), подобного Б-гу нашему. Человек рисует фигуру на стене, но не может вдохнуть в нее жизнь, дать ей душу и внутренности. А Всевышний создает фигуру внутри формы и дает ей дух, душу и внутренности.

И я удивляюсь: есть правило, что нельзя комментировать, уменьшая прославление Творца. Цур означает силу, мощь. Нам дано разрешение комментировать Писание, чтобы добавить прославлений Творцу. А ведь здесь, на первый взгляд, комментарий уменьшает прославление. Мы говорим, что Он обладает всеми силами в мире, и еще добавляем, что и художника нет, подобного Ему! Разве это подобающее Ему прославление?

«Я вам объясню, что значит “Нет художника, подобного нашему Б-гу”, — сказал рав Деслер, — на примере.

Как известно, Париж – столица искусств. Художников в нем – сотни. Есть известные, есть малоизвестные, а есть и великие.

Одна галерея решила устроить конкурс и выбрать самого великого художника. Выбрали судейское жюри, известных критиков искусства, и объявили тему, на которую художники должны рисовать, чтобы можно было сравнить их произведения: фрукты, лежащие на подоконнике. Фрукты могут быть любыми, уложены как угодно, в любом сосуде, — на выбор художника. Пейзаж, открывающийся из окна, тоже может быть любым – сельским, городским ли, все – насколько хватит воображения художника и его таланта.

Художники вкладывали все силы в свои картины, ведь победитель удостоится всемирного признания и почета, что для художника – как воздух для дыхания.

В день открытия галереи собрались огромные толпы. Глава жюри снял покрытия с картин, и все просто затаили дыхание. Какие замечательные картины, и какое разнообразие! Какие чудесные фрукты, красиво уложенные на подоконниках окон, в тени прекраснейших занавесей. Потрясающе! Каждая картина заслуживает приза. Но первый приз – только один. Судьи в смущении.

Неожиданно через окошко наверху в помещение залетела птица. Она подлетела к одной из картин и попыталась клюнуть изображенную там виноградину. Разочаровалась, когда клюв ткнулся в полотно картины, и попыталась вылететь в открытое окно, через которое была видна улица. Под смех присутствующих она снова наткнулась на полотно, совершенно ничего не поняв, взмахнула крыльями, и улетела. Единогласно было решено, что эта картина заслуживает первого приза. Если она выглядела так естественно, что даже птица ошиблась – значит, ее автор самый великий из всех!

Так и здесь, — продолжил рав Деслер, — “Нет художника, подобного нашему Б-гу”. Он настолько велик, что мы можем ошибиться и решить, что Его чудесные деяния – это естественные события, созданные природой, плоды случая!»

Абарбанель пишет, что именно этому учит нас жребий, который бросают в Йом Кипур. Один козел – «для Г-спода» – намекает на служащих Творцу. Святая жертва, чьей кровью окропляют покрывало в Святой Святых и золотой жертвенник, и его органы сжигаются на жертвеннике. Второй же козел намекает на заблудившегося в пустыне, идущего, как пленник, за желаниями своего сердца и, в конце концов, падающего со скалы, разбиваясь вдребезги. Чтобы мы знали, что все, что происходит, «спланировано» Свыше. Даже если кажется случайным, непредвиденным… Все контролируется Всевышним!

Так жили наши мудрецы, и так учили нас жить. Рассказывает Гемара (Брахот): у рава Уны скисли четыреста бочек с вином. Превратились в винный уксус. Что бы мы сказали? Ну, обычное дело. Человек разрезает арбуз, а он — испорченный. Наливает молоко из кувшина – и видит, что оно скисло. Бывает. Было жарко, холодильник плохо работал… Причин хватает.

Да, верно, бедняга, причин хватает. Грехов полным-полно!

Пришли к раву Уне мудрецы, чтобы утешить его. Сказали ему: «Стоит вам заняться самоанализом». Обиделся рав Уна: «Вы меня подозреваете?» Вы что, считаете, что я не проверил себя? Все проверил, и ничего не нашел!

Сказали они ему: «Так что, будем подозревать Всевышнего, что Он наказывает не за дело?»

Ответил он: «Если кто-то знает о какой-то претензии ко мне, пусть скажет!»

Сказали мудрецы: «Ты нанял временного работника, чтобы собирать половину урожая, и за это он получает половину палок, поддерживающих виноград. Он рассказывает, что ты ему недоплачиваешь».

«Это верно, но это ради него самого! — сказал рав Уна, — Я могу доказать, что он берет себе гораздо больше половины, которая ему положена. Я не хотел его смущать, поэтому я возмещаю себе убыток таким образом».

Ответили мудрецы: «Все правда, но так себя не ведут. Нельзя давать ему возможность говорить, что его обирают».

Рав Уна принял их слова: «Хорошо, я дам ему половину и стерплю убыток».

Тогда произошло чудо, и уксус вновь стал вином. Другая версия – что в тот год уксус подорожал и стоил столько же, сколько вино.

А я вот что вам расскажу. Рав Исер Залман Мельцер десятки лет страдал от болезни легких. Единственным его облегчением было горячее козье молоко. Его ученики ходили к одному арабу, у которого было стадо коз вблизи от Иерусалима, и приносили раву кувшин молока, надоенного в их присутствии.

Во время Войны за независимость, в 1948 году, Иерусалим оказался в осаде, и козьего молока было не достать. На заднем дворе больницы «Шаарей Цедек» паслись три коровы, чье молоко давали больным. Обратились за помощью к главному врачу больницы, праведному доктору Валлаху, и тот с радостью согласился. В конце концов, и великий рав – тоже один из больных, которым полагается молоко. Каждый день под градом пуль и бомб ученики ходили и приносили раву напиток, спасавший ему жизнь.

Однажды принесли молоко, а рабанит в это время не было дома. Вышла на минуту. Посланник поставил кувшин на стол и вернулся в ешиву, учиться.

Рабанит вернулась, и у нее потемнело в глазах. Кувшин был без крышки, и получается, что стоял некоторое время открытым, без наблюдения. Наши мудрецы в свое время запретили пить напитки, стоявшие открытыми, из опасения, что оттуда мог попить ядовитый змей, и яд попал в напиток.

В наше время мы не настолько осторожны в соблюдении этого обычая, поскольку змей у нас в домах трудно найти. Однако Виленский Гаон указывал придерживаться этого обычая, поскольку у постановлений мудрецов есть не один смысл, и кроме явного объяснения, есть еще и тайные. Рав Исер Залман тоже устрожал в этом. Если он все узнает, то не станет пить молоко, а оно ему чрезвычайно необходимо. Как известно, рабанит тоже умела решать сложные вопросы в алахе. Так что она приняла решение: раз это только устрожение, а молоко нужно раву в лечебных целях, не нужно ему и сообщать о происшедшем. Вылила рабанит молоко в кастрюлю и поставила на огонь.

Вдруг – стук в дверь. Рабанит подошла к двери, на пороге – нищий, просит милостыню. Рабанит пошла искать деньги, вернулась, с извинением: у нее есть только крупная купюра, целая лира.

«Ничего страшного, у меня есть сдача», — ответил нищий.

Начал отсчитывать мелочь. Шиллинг, еще один. Обыскал все карманы.

Тем временем молоко закипело, поднялась пена, вылилась и погасила примус. Дом наполнился дымом. Для рава Исера Залмана с его больными легкими дым был просто опасен.

«Била Инда, — закричал он, — дом полон дыма!»

«Я знаю, — ответила та. — Я уже выключила огонь и открыла окна. Просто молоко сбежало…»

«Била Инда, — спросил рав, — почему молоко сбежало?»

«Понимаешь, — ответила рабанит, — я поставила молоко на огонь, а тут пришел нищий, и пока давал сдачу, молоко сбежало».

«Била Инда, — последовал ответ, — молоко убегает из-за грехов, не из-за заповедей».

Саба из Кельма в своей книге «Хохма у-Мусар» приводит мидраш: «Сказал раби Йеошуа бен Карха: однажды мы сидели под деревьями (и учили Тору во время, когда это было запрещено). Подул ветер и листья громко зашелестели. Мы вскочили и бросились бежать, говоря: “Ой, не дай Б-г, нас нагонят стражники!” Через некоторое время мы оглянулись и увидели, что никого нет». Что бы мы сказали на их месте? Зря испугались. Слава Б-гу, что это был напрасный страх. А что они сказали? «Мы сели по местам (устроили собрание!), стали плакать и говорить: горе нам, что на нас исполнился стих: “Шелест колеблющегося листа обратит их в бегство. Они побегут, словно спасаясь от меча, и упадут – хотя никто не будет (за ними) гнаться” (Бехукотай, 26)».

Они видел в этом наказание Свыше, исполнение одного из укоров Всевышнего, перечисленных в главе Бехукотай!

С другой стороны, здесь есть и великое утешение.

Рав Мордехай Погроманский рассказывал, чему это можно уподобить. Ребенку, который шел с отцом по лесу. Отец сказал ему: «Пожалуйста, не отходи от меня ни вправо, ни влево. В лесу полным-полно разбойников и хищных зверей, и можно очень легко заблудиться!» Но ребенок – всего лишь ребенок, сошел с тропы сорвать ягод, потом увидел красивую бабочку, и вдруг – обнаружил, что со всех сторон кусты, солнце скоро садится, и вокруг слышатся подозрительные шумы, как будто ломаются и трещат ветки. И ему уже казалось, что он слышит рев медведей и вой волков.

Он остановился как вкопанный, волосы встали дыбом от ужаса. Неожиданно его схватили за шиворот и дали по затылку. Ребенок чуть в обморок не упал: все, пришел ему конец? Кто его схватил – медведь или разбойник?

И вдруг слышит за спиной голос отца: «Я тебе говорил – не сворачивай с пути!» Как ему полегчало! Об этом и сказал царь Давид: «Даже если пройду по долине смерти, не увижу зла, ибо Ты – со мной!»

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=46085