Дварим — Обвинение вместе с оправданием

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

996

«Вот слова, с которыми Моше обратился ко всему народу Израиля: (это было) … в пустыне, в степи, напротив Суфа, между Параном, Тофелем, Лаваном, Хацеротом и Ди-Заавом» (Дварим, 1:1).

«Поскольку это слова укора, и Моше перечислил здесь все места, где евреи рассердили Всевышнего, он упомянул их скрытно, намеком, чтобы не задеть честь народа Израиля» (Раши).

Раши объясняет одним способом, почему Тора пишет именно такие названия, а не упоминает прямо грехи народа Израиля, однако о словах Торы сказано: «Как молот, измельчающий скалу». Комментируют мудрецы (Санедрин, 34а): «Как молот высекает несколько искр – так и в каждом стихе Торы есть несколько смыслов».

Поэтому приведем еще один способ понимания слов Моше.

Сказано в трактате Йевамот (78б): «Сказал Рейш Лакиш: что означает сказанное у пророка Цефании “которые вершили все суды его”? Это значит – когда судят его, там упоминают его свершения». То есть, в любом месте, где судят человека, и упоминают его неправедные деяния, следует вспомнить также его достоинства и хорошие качества. Мы учим это из истории с царем Шаулем: когда его судили за промах с гивонцами, тогда вспомнили и его заслуги.

Видится, что это делается потому, что суд и укоры следует проводить, раскрывая истинную суть поступка, за который укоряют или судят. Поэтому следует упомянуть и заслуги человека, ведь добрые деяния раскрывают истинную суть дурных деяний.

Приведем пример. Человек совершил грех: не дал ни копейки нищему, который попросил у него. Очевидно, что для того, чтобы выяснить суть этого поступка, нужно знать и другие его поступки: если этот человек, как правило, скупится на благотворительность, это поступок злодея. Если же этот человек – тот, который заботится об обеспечении всех нищих города, и только сегодня не обратил внимания на одного нищего – выясняется, что суть этого поступка совершенно иная. Это не злодейский поступок, а просто забывчивость или рассеянность.

Поэтому, каждый раз, когда человека судят за его грехи, обязательно нужно упомянуть и его заслуги, ведь без этого невозможно выявить истинный уровень греха.

В соответствии с этим, тем более нужно упомянуть, были ли какие-то причины или обстоятельства, приведшие к совершению греха, ведь слово леохиях – «укорять», однокоренное со словом охаха – «доказательство», т. е. следует доказать и проверить истинность поступков.

Грехи еврейского народа имели множество причин, которые привели к ним, и хотя они недостаточно обоснованы, чтобы эти грехи вовсе перестали считаться грехами, в любом случае, когда выясняют причину поступка – нужно вспомнить и положительную сторону, а также смягчающие обстоятельства.

Поэтому-то Моше и упоминает эти грехи намеками, в которых скрыты смягчающие обстоятельства тех грехов.

Давайте попробуем объяснить его слова:

«В пустыне».

Объясняет Раши, что это намек на сказанное евреями: «Разве мало могил в Египте?» Согласно нашему подходу, что есть здесь и упоминание заслуг – Моше рабейну упоминает здесь, и их великую заслугу: что евреи вообще пошли за ним в пустыню, и что пустыня явилась причиной греха, – ведь это действительно страшное безжизненное место.

«В степи».

23Раши объясняет, что это намек на грех поклонения Бааль-Пеору в степях Моава. Здесь Моше упомянул место греха, поскольку именно моавитяне склонили евреев к греху, а не они сами захотели грешить, не дай Б-г. Если бы он сказал «в Пеоре» – речь бы шла о том, что они искали идолопоклонства, а упоминание «в степи» намекает на то, что злодеи намеренно соблазнили евреев грешить.

«Напротив Суфа».

Придя к морю Суф, сказали: «Разве мало могил в Египте?» (Раши). Здесь Моше рабейну упоминает, что они стояли у моря, находились в страшной опасности, и это заставило их жаловаться. А ведь не обвиняют человека, когда он в беде.

«Между Параном».

Раши говорит, что речь идет о пустыне Паран, когда они послали разведчиков. Однако можно объяснить и в соответствии со сказанным мудрецами: «Почему назвали пустыню “Паран”? Поскольку они “пару вэ-раву” (плодились и размножались)». То есть, у евреев было много детей, и их страх был вполне оправданным – по природе человек боится за детей даже больше, чем за самого себя. Дети упоминаются не раз и в самой истории греха разведчиков: «Наши младенцы будут им добычей…» И в наказании сказано: «За то, что вы сказали, что ваши младенцы будут им добычей». Получается, что любовь к детям стала важным фактором греха.

«Между Тофелем и Лаваном» – здесь речь идет о мане.

Они жаловались по поводу мана: «Есть ли рожденный женщиной, который только ест и не выделяет?» (Йома, 75б) Речь идет о том, что ман поднимал евреев на высочайший духовный уровень, они становились подобными ангелам-служителям, и не желали этого, так как боялись, что если упадут с этого высокого уровня – будут очень сильно наказаны. Они желали оставаться на уровне человека. На это намекают слова «Тофель (тонкий) и Лаван (белый)» – что ман был белым и тонким, и они не могли выдержать этой тонкости и этого высокого духовного уровня.

«И Ди-Заавом» (намекает на «хватит золота!»).

Мудрецы объясняют (Брахот, 32б): «Из-за золота и серебра, которыми Ты осыпал народ Израиля, пока не сказали “хватит”. Это огромное количество золота привело к созданию золотого теленка». Эти слова – явное доказательство комментария, по которому Моше постарался найти причины и смягчающие обстоятельства всем грехам, которые совершил еврейский народ.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87838