Трактат Шаббат — Глава восьмая — Мишна седьмая

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

1693
трактат шаббат, трактат шабат

Глава восьмая. Мишна седьмая

В последней мишне этой главы рассматривается вопрос о минимальном размере глиняного черепка, за вынос которого из одного субботнего владения в другое нарушитель подлежит ответственности по закону Торы.

חֶרֶס, כְּדֵי לִתֵּן בֵּין פַּצִּים לַחֲבֵרוֹ, דִּבְרֵי רַבִּי יְהוּדָה. רַבִּי מֵאִיר אוֹמֵר, כְּדֵי לַחְתּוֹת בּוֹ אֶת הָאוּר. רַבִּי יוֹסֵי אוֹמֵר, כְּדֵי לְקַבֵּל בּוֹ רְבִיעִית. אָמַר רַבִּי מֵאִיר, אַף עַל פִּי שֶׁאֵין רְאָיָה לַדָּבָר, זֵכֶר לַדָּבָר, (ישעיה ל) וְלֹא יִמָּצֵא בִמְכִתָּתוֹ חֶרֶשׂ לַחְתּוֹת אֵשׁ מִיָּקוּד. אָמַר לוֹ רַבִּי יוֹסֵי, מִשָּׁם רְאָיָה (שם) וְלַחְשׂוֹף מַיִם מִגֶּבֶא:

Выносящий глиняный черепок – чтобы вставить между балками. Это слова раби Йеуды. Раби Меир говорит: чтобы сгребать горящие угли. Раби Йосей говорит: чтобы вместить рвиит жидкости.

Сказал раби Меир: «Пусть это и не доказательство, а только намек, но мое мнение все же подтверждается словами стиха: «…и не найдется в его обломках черепка, чтобы выгрести горящие угли из очага» (Йешаяу, 30:14)». Сказал ему раби Йоси: «Разве это доказательство?! Ведь в том же стихе далее написано: «…и чтобы зачерпнуть воды из ямы».

Комментарий рава Овадьи из Бартануры:

Между балками – когда укладывают балки, столбы и бревна, или складывают бревна на землю в несколько рядов (друг на друга), то, если между ними остаются зазоры, тогда (верхние бревна или балки) подпирают (черепками) снизу, чтобы они не искривились (1).

Намек на то, что черепки используют для выгребания углей (2).

«Зачерпнуть» – начерпать (воды). «Из ямы» – из небольшой ямы, в которую собирается дождевая вода. А следовательно, черепки используют и для зачерпывания воды (3).

А закон определен в соответствии с мнением раби Йоси (4).

Комментарий «Дополнительная душа»

(1) Черепки в зазорах

Раши поясняет, что глиняные черепки использовали в качестве распорок, вставляя их в зазоры между деревяными балками при укладывании их в штабеля. Это делалось для того, чтобы балки не изогнулись (см. Раши, Шаббат, 82а; см. также комментарий рава Овадьи из Бартануры).

Однако Рамбам считал, что слово פַּצִּים (пацим), употребленное в данной мишне, обозначает не «балки», а «половинки кирпичей». По его объяснению, если между половинками кирпичей оставались зазоры, то их заполняли черепками или мелкой щебенкой (Рамбам, «Перуш а-Мишнайот»; см. также «Тосафот Йом-Тов»).

(2) Для выгребания углей

Раби Меир считал, что черепки использовали, в первую очередь, для того чтобы сгребать горящие угли (см. «Тиферет Исраэль»). Для этого были необходимы черепки большего размера, чем для затыкания зазоров между балками (или половинками кирпича).

(3) «Чтобы зачерпнуть воды»

И раби Меир, и его оппонент раби Йоси постарались подтвердить свою точку зрения словами из книги пророка Йешаи, где сказано: «И сокрушит Он ее так, как разбивается глиняный кувшин, вдребезги, безжалостно, и не найдется среди его осколков черепка, чтобы выгрести горящие угли из очага и чтобы зачерпнуть воды из ямы» (Йешаяу, 30:14; см. Раши).

Всевышний, обращаясь к евреям через пророка Йешаяу, упрекает их в том, что они не всецело полагаются на Него, а ищут защиты у других могучих держав. Всевышний предрекает, что эта «защиты» будет разбита, как глиняный сосуд, от которого не осталось даже черепка для какого-либо использования (см. Радак, Йешаяу 30:13-14). И раби Меир акцентирует внимание на первом примере использования – «чтобы выгрести горящие угли» (он полагает, что именно это является основным использованием черепков), а раби Йоси опирается на второй пример – «чтобы зачерпнуть воды из ямы» (с его точки зрения именно это – основное использование; а минимальный размер выносимого предмета определяется по его основному использованию, как уже было объяснено) (см. Шаббат, 82а, Раши).

(4) Минимальный размер

В Гемаре указывается, что размер раби Йоси – «чтобы зачерпнуть воды» – меньше, чем размер раби Меира. И в соответствии с этим слова пророка «…и не найдется среди его осколков черепка, чтобы выгрести горящие угли из очага и чтобы зачерпнуть воды из ямы» следует истолковать так: не найдется не только более крупных осколков, пригодных для выгребания огня, но даже таких мелких, которыми можно лишь зачерпнуть немного воды (Шаббат, 82а; см. также Малбим, «Хазон Йешаяу, 30:14). А размер, указанный раби Йеудой в самом начале этой мишны – «чтобы вставить между балками», еще меньше, чем размер раби Йоси, так как раби Йеуда в наибольшей степени устрожал в отношении минимальных размеров вещей, за вынос которых нарушитель несет ответственность по закону Торы (см. Шаббат, 78а; «Сфат Эмет», «Шаббат»).

В кодексе Рамбама закон определён в соответствии с точкой зрения раби Йоси: «черепок – чтобы вместить рвиит (четверть лога воды – по разным оценкам, от 86 до 150 грамм)» (Рамбам, «Шаббат», 18:11, «Магид Мишнэ»; см. также комментарий рава Овадьи из Бартануры). А размер раби Йоси занимает промежуточное положение между размерами, указанными раби Йеудой (самый меньший) и раби Меиром (самый больший).

Здесь заканчивается восьмая глава трактата Шаббат, которая началась словами הַמּוֹצִיא יַיִן (а-Моци яйн – «Выносящий вино»).
Завершив, повтори ее.
Ведь тот, кто изучает, не повторяя, подобен, по словам наших мудрецов, тому, кто сеет, но не собирает урожай.

Перевод и комментарий: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=88268